Ломоносовец
5 октября 2006 (3)
Николай ДАНИЛОВ.
Международные контакты
Семинар не для галочки
На базе факультета иностранных языков Поморского государственного
университета имени М.В. Ломоносова, при финансовой поддержке
Генерального консульства США в Санкт-Петербурге прошел
международный семинар, посвященный развитию критического мышления
и творческих способностей студентов в процессе изучения американистики.
В нем принимали участие представители Российского государственного
педагогического университета имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург),
Череповецкого государственного, Мурманского и Вологодского государственных
педагогических университетов.
Участников семинара приветствовали консул США по вопросам культуры М.Э.
Кантримэн, ее помощник Т.И. Космынина, проректор ПГУ по международным
связям А.С. Крылов, декан факультета иностранных языков и координатор
проекта Н.В. ЧИЧЕРИНА, давшая интервью нашей газете.
- Наталья Васильевна, если я не ошибаюсь, на вашем факультете уже
проходили подобные семинары?
- Действительно, у нас и прежде проводились семинары по американистике, но
это первый проект, связанный с развитием критического мышления. Американцы
накопили большой опыт, и у них есть чему поучиться. Дело в том, что в течение
последних 20 лет в США реализовывался специальный проект по развитию
критического мышления учащихся. С начальной школы детей учат критически
мыслить и правильно задавать вопросы. Именно умение задавать вопросы
является ключевым в понимании критического мышления. На всех ступенях
образования поощряется проявление творческих способностей и критическая
работа с любыми текстами.
Данный семинар - своего рода продолжение нашего трехлетнего сотрудничества с
Ферфилдским университетом (Коннектикут, США). В проекте принимали также
участие преподаватели Череповецкого, Санкт-Петербургского и некоторых других
российских вузов. Многие преподаватели, побывав на стажировке в США,
заинтересовались вопросом развития критического мышления и творческих
способностей студентов в процессе преподавания гуманитарных дисциплин и
приступили к реализации этих идей в своих университетах.
Можно говорить, что у нас сформировалось сообщество, которое работает в
данном направлении, и поэтому семинар представлял собой обмен опытом между
членами этого сообщества.
- Каково, на ваш взгляд, его значение?
- Основное значение семинара в том, что он способствовал укреплению связей с
партнерскими университетами, с которыми мы начали работать в рамках
Ферфилдского проекта. То есть сообщество преподавателей, работающих с
проблемой критического мышления и творческих способностей студентов,
успешно продолжает свою деятельность.
Многие наработки докладчиков достойны уже более высокого уровня, и мы
планируем развернуть их в серию мастер-классов.
Вообще, бывают семинары формальные и неформальные. Наш стал
неформальным не только в плане содержания (широкая тематика выступлений от
теоретических изысканий в области методики преподавания гуманитарных
дисциплин до конкретных практических вопросов, но и в манере общения.
Участники проекта не просто выступали с тем или иным сообщением, а
рассказывали, что они реально делают. Зачастую им не хватало времени, и тогда
обсуждение вопроса продолжалось на следующей сессии семинара. Так,
например, произошло с вопросами методического потенциала музыки,
современного состояния российской американистики . Особый интерес
представляли интерактивные лекции Салли Баррет, которая работает в России по
программе American Fellows. Её выступления были посвящены методике
преподавания истории американского спорта и моды, а также критическому
восприятию и интерпретации СМИ (в том числе рекламы и новостей).
- Что еще было характерным для этого, чувствую, очень увлекательного
мероприятия?
- Семинар был привлекателен уже нестандартной тематикой. Он носил не только
межуниверситетский, но и междисциплинарный характер. Ведь в нем участвовали
представители и исторического, и гуманитарного факультетов. Помимо
преподавателей, были здесь и магистранты.
Особенно поражало то, с каким энтузиазмом, увлеченностью и
заинтересованностью работали все участники проекта. Выступления были и
полезными, и интересными. Большинство презентаций прошло с использованием
мультимедийных технологий или сопровождалось видео- и аудиоподдержкой.
Фото Виктора Карпова.
|