Пресса Архангельской области
  Расширенный поиск      
Птица счастья
Птица счастья


Ломоносовец
5 октября 2006 (3)
Николай ДАНИЛОВ

Интервью по поводу

Эти снимки сделаны во время 1-сентябрьской линейки в нашем университете: слева - будущие педагоги, справа - их нынешние наставники, руководители факультетов и вуза.

Фото Виктора Карпова.

Интервью по поводу

"Быть достойным гражданином и счастливым человеком"

День учителя. Этот октябрьский праздник имеет особое значение для нашего вуза, так как Поморский государственный университет изначально являлся педагогическим институтом. Да и сегодня значительная часть студентов ПГУ получает педагогическое образование.

Другое дело, что далеко не все выпускники решаются работать по специальности. Учительство - нелегкий труд, однако он почетен. Поэтому мы от всей души поздравляем всех учителей и преподавателей, в особенности молодых педагогов, не побоявшихся избрать для себя этот жизненный путь. Именно о них зашел разговор с заведующей кафедрой педагогики ПГУ имени М.В. Ломоносова, кандидатом педагогических наук Надежной Васильевной ЧЕРНОВОЙ. К нему присоединилась и её заместитель, также кандидат педнаук, Светлана Станиславовна ЩЕКИНА.

- Надежда Васильевна, с какими трудностями сталкивается молодой педагог в начале своей деятельности?

- В первую очередь это проблемы материального характера. Молодому учителю приходится учиться жить на скромную зарплату, правильно распределять свой бюджет. Но, с другой стороны, ситуация с оплатой труда далеко не катастрофическая, особенно если сравнивать ее с уровнем доходов людей, занятых в сельском хозяйстве.

Работник сферы культуры или продавец на селе получают намного меньше. К тому же у педагогов есть дополнительные возможности для увеличения своего дохода - повышение квалификации, влекущее рост зарплаты, работа по совместительству, например, в сфере культуры. В городах же существуют элитные учебные заведения, в которых предусмотрены дополнительные выплаты учителям.

Проблема оплаты труда названа первой, потому что она постоянно муссируется в обществе. Однако на самом деле основную сложность для молодого учителя представляет адаптация к труду после учебы. Человек десять лет проучился в школе, еще пять-шесть лет в университете. Получается, что его в течение 15 - 16 лет вели, направляли, сопровождали, он был ведомым. И вот теперь ему предстоит самому стать ведущим, лидером, брать на себя ответственность свои решения, от которых зависит жизнь и развитие детей.

Начинающий педагог (а это не только учитель, но и социальный педагог, классный руководитель, воспитатель) может столкнуться с еще одной серьезной проблемой. Это разрыв между тем, что он знает, что может, и тем, что от него ожидают. Как правило, наши выпускники много знают и, в принципе, многое могут. Но подчас современное, качественное и перспективное образование не соответствует среде, в которой начинают работать вчерашние студенты. Возможности молодого специалиста бывают выше уровня образовательной среды.

Случаются и обратные ситуации, но это уже не так страшно: молодой учитель всегда может подучиться и профессионально подрасти.

Серьезные проблемы и трудности возникают, когда яркая, нетривиальная личность приходит в слабое образовательное учреждение, но, слава богу, их у нас немного.

Также важно, как человека встретят в новом для него коллективе. Одно дело, если люди с нетерпением ждали его и он видит интерес к себе не только как к учителю, но и как к личности. И абсолютно другая ситуация, если встречают формально, стандартно, прозаично принимая на работу. Для любого человека, тем более педагога, очень важно, чтобы руководитель видел перспективы его развития и как профессионала и как личность. Лишь немногие руководители не понимают эту проблему, большинство же усматривают функция развития подчиненных.

- Надежда Васильевна, в чем вы видите основное значение педагогической деятельности, высший смысл работы учителя?

- Я всегда говорю своим студентам о великой миссии педагогической деятельности - создании цивилизации. По силе влияния ни одна сфера деятельности не может сравниться с нами. Конечно, представители других профессий могут думать иначе, но на самом деле цивилизацию создают те, кто каждый день приходит в класс, аудиторию, детприемник и создает наше будущее. Естественно, эта идея верна только в том случае, если её носителями являются достойные люди, Учителя. Политики и бизнесмены считают, что они создают цивилизацию и управляют миром, но это верно, если рассматривать мир как некий сиюминутный механизм. Тут они действительно правят и творят, используя кнопки рычажки этого механизма. Но на самом деле вместилище цивилизации - это человек. Цивилизация - это всеобщая душа, и будущее зависит от того, как человек осознает и понимает её.

- Какие советы вы можете дать молодым учителям, что бы вы им пожелали?

Н.В.: - Прежде всего, постоянно развиваться, добиваться также внутренней гармонии и равновесия, которые необходимы всем, кто работает с людьми и особенно с детьми. Хочется пожелать также чувствительности и лояльности к новому, тем самым изменениям, которые позволяют избегать косности, стагнации и остановок.

Как ни тривиально, но хочется пожелать благодарных и помнящих учеников. Но это зависит лишь от нас самих.

С.С.: - Благодарных вам и способных учеников. Более того, хочется пожелать благодарного сообщества - не просто благодарного отношения к учителю тех, кто имеет отношение к его деятельности, а всех, кто его окружает.

Н.В.: - И помните, что уважение со стороны общества возможно,если мы сами себя уважаем. Поэтому, чем меньше мы, учителя и педагоги, будем жаловаться на судьбу, тем быстрее нас станет окружать благодарное сообщество, о котором говорила Светлана Станиславовна.

С.С.: - Но и общество должно помнить, что счастливого человека может воспитать только счастливый человек. Поэтому хочется пожелать всем учителям счастья.

Напоследок Надежда Васильевна и Светлана Станиславовна призвали помнить педагогическое кредо, сформулированное великим русским педагогом Николаем Ивановичем Новиковым, - "Быть достойным гражданином и счастливым человеком".

Вопросы задавал Николай ДАНИЛОВ.

На снимке: Н.В. Чернова.

Фото Виктора Карпова.



Ломоносовец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета

оформив разрешение на работу в Москве, поможет получить строительные лицензии a-climat.ru/ target=_blank>срочная установка ремонт кондиционеров

  Расширенный поиск