|
Ломоносовец
5 октября 2006 (3)
Николай ДАНИЛОВ
Интервью по поводу
Эти снимки сделаны во время 1-сентябрьской линейки в нашем
университете: слева - будущие педагоги, справа - их нынешние наставники,
руководители факультетов и вуза.
Фото Виктора Карпова.
Интервью по поводу
"Быть достойным гражданином и счастливым человеком"
День учителя. Этот октябрьский праздник имеет особое значение для
нашего вуза, так как Поморский государственный университет изначально
являлся педагогическим институтом. Да и сегодня значительная часть
студентов ПГУ получает педагогическое образование.
Другое дело, что далеко не все выпускники решаются работать по
специальности. Учительство - нелегкий труд, однако он почетен. Поэтому
мы от всей души поздравляем всех учителей и преподавателей, в
особенности молодых педагогов, не побоявшихся избрать для себя этот
жизненный путь. Именно о них зашел разговор с заведующей кафедрой
педагогики ПГУ имени М.В. Ломоносова, кандидатом педагогических наук
Надежной Васильевной ЧЕРНОВОЙ. К нему присоединилась и её
заместитель, также кандидат педнаук, Светлана Станиславовна ЩЕКИНА.
- Надежда Васильевна, с какими трудностями сталкивается молодой педагог
в начале своей деятельности?
- В первую очередь это проблемы материального характера. Молодому учителю
приходится учиться жить на скромную зарплату, правильно распределять свой
бюджет. Но, с другой стороны, ситуация с оплатой труда далеко не
катастрофическая, особенно если сравнивать ее с уровнем доходов людей,
занятых в сельском хозяйстве.
Работник сферы культуры или продавец на селе получают намного меньше. К
тому же у педагогов есть дополнительные возможности для увеличения своего
дохода - повышение квалификации, влекущее рост зарплаты, работа по
совместительству, например, в сфере культуры. В городах же существуют
элитные учебные заведения, в которых предусмотрены дополнительные выплаты
учителям.
Проблема оплаты труда названа первой, потому что она постоянно муссируется в
обществе. Однако на самом деле основную сложность для молодого учителя
представляет адаптация к труду после учебы. Человек десять лет проучился в
школе, еще пять-шесть лет в университете. Получается, что его в течение 15 - 16
лет вели, направляли, сопровождали, он был ведомым. И вот теперь ему
предстоит самому стать ведущим, лидером, брать на себя ответственность свои
решения, от которых зависит жизнь и развитие детей.
Начинающий педагог (а это не только учитель, но и социальный педагог, классный
руководитель, воспитатель) может столкнуться с еще одной серьезной
проблемой. Это разрыв между тем, что он знает, что может, и тем, что от него
ожидают. Как правило, наши выпускники много знают и, в принципе, многое могут.
Но подчас современное, качественное и перспективное образование не
соответствует среде, в которой начинают работать вчерашние студенты.
Возможности молодого специалиста бывают выше уровня образовательной
среды.
Случаются и обратные ситуации, но это уже не так страшно: молодой учитель
всегда может подучиться и профессионально подрасти.
Серьезные проблемы и трудности возникают, когда яркая, нетривиальная
личность приходит в слабое образовательное учреждение, но, слава богу, их у
нас немного.
Также важно, как человека встретят в новом для него коллективе. Одно дело,
если люди с нетерпением ждали его и он видит интерес к себе не только как к
учителю, но и как к личности. И абсолютно другая ситуация, если встречают
формально, стандартно, прозаично принимая на работу. Для любого человека,
тем более педагога, очень важно, чтобы руководитель видел перспективы его
развития и как профессионала и как личность. Лишь немногие руководители не
понимают эту проблему, большинство же усматривают функция развития
подчиненных.
- Надежда Васильевна, в чем вы видите основное значение педагогической
деятельности, высший смысл работы учителя?
- Я всегда говорю своим студентам о великой миссии педагогической
деятельности - создании цивилизации. По силе влияния ни одна сфера
деятельности не может сравниться с нами. Конечно, представители других
профессий могут думать иначе, но на самом деле цивилизацию создают те, кто
каждый день приходит в класс, аудиторию, детприемник и создает наше будущее.
Естественно, эта идея верна только в том случае, если её носителями являются
достойные люди, Учителя. Политики и бизнесмены считают, что они создают
цивилизацию и управляют миром, но это верно, если рассматривать мир как некий
сиюминутный механизм. Тут они действительно правят и творят, используя
кнопки рычажки этого механизма. Но на самом деле вместилище цивилизации -
это человек. Цивилизация - это всеобщая душа, и будущее зависит от того, как
человек осознает и понимает её.
- Какие советы вы можете дать молодым учителям, что бы вы им
пожелали?
Н.В.: - Прежде всего, постоянно развиваться, добиваться также внутренней
гармонии и равновесия, которые необходимы всем, кто работает с людьми и
особенно с детьми. Хочется пожелать также чувствительности и лояльности к
новому, тем самым изменениям, которые позволяют избегать косности, стагнации
и остановок.
Как ни тривиально, но хочется пожелать благодарных и помнящих учеников. Но
это зависит лишь от нас самих.
С.С.: - Благодарных вам и способных учеников. Более того, хочется пожелать
благодарного сообщества - не просто благодарного отношения к учителю тех, кто
имеет отношение к его деятельности, а всех, кто его окружает.
Н.В.: - И помните, что уважение со стороны общества возможно,если мы сами
себя уважаем. Поэтому, чем меньше мы, учителя и педагоги, будем жаловаться
на судьбу, тем быстрее нас станет окружать благодарное сообщество, о котором
говорила Светлана Станиславовна.
С.С.: - Но и общество должно помнить, что счастливого человека может воспитать
только счастливый человек. Поэтому хочется пожелать всем учителям счастья.
Напоследок Надежда Васильевна и Светлана Станиславовна призвали
помнить педагогическое кредо, сформулированное великим русским
педагогом Николаем Ивановичем Новиковым, - "Быть достойным
гражданином и счастливым человеком".
Вопросы задавал Николай ДАНИЛОВ.
На снимке: Н.В. Чернова.
Фото Виктора Карпова.
| |