Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Ломоносовец
27 мая 2006 (16)
Инф.

Болонский процесс в вопросах и ответах

Сегодня Светлана Александровна КОВАЛЬ и магистранты гуманитарного факультета продолжают (рубрика была открыта в предыдущем номере "Ломоносовца") отвечать на вопросы студентов отделений культурологии и высшей школы делового администрирования.

Круг вопросов связан с системой многоуровневого высшего образования и тем, кто такие бакалавры.

Что Болонский процесс говорит о многоуровневой системе образования? Что это такое? Когда она была введена?

Обратим внимание на то, что в Болонской декларации нет понятия "многоуровневая система образования". Там речь идет о "принятии системы, основанной, по существу, на двух основных циклах - достепенного и послестепенного. Доступ ко второму циклу будет требовать успешного завершения первого цикла обучения продолжительностью не менее трех лет. Степень, присуждаемая после первого цикла, должна быть востребованной на европейском рынке труда как квалификация соответствующего уровня (в документе степень не называется, но для большинства стран речь идет о бакалавре).

Второй цикл должен вести к получению степени магистра и/или степени доктора, как это принято во многих европейских странах".

В российской системе образования с начала 90-х годов утвердился термин "многоуровневое образование", которое понимается как система, состоящая из уровня продолжительностью не менее четырех лет и завершающегося получением диплома бакалавра, и уровня продолжительностью не менее двух лет и завершающегося получением диплома магистра.

В России (имея в виду современную Россию) эта система была введена в начале 90-х годов ХХ века. В мае 1991 года на заседании коллегии Государственного комитета РСФСР по делам науки и высшей школы впервые были рассмотрен вопрос о целесообразности введения многоуровневых программ подготовки специалистов. Переход на эту систему в порядке эксперимента был разрешен четырем вузам: Ростовскому университету, Московскому институт тонкой химической технологии, Самарскому архитектурно-строительному и Томскому политехническому институтам.

А Министерством образования РСФСР такой эксперимент был предложен Российскому государственному педагогическому институту имени А.Герцена и Калужскому педагогическому институту.

Итоги этой работы были подведены в постановлении Комитета по высшей школе 13 марта 1992 года "О введении многоуровневой структуры высшего образования в Российской Федерации". Этот документ явился нормативной основной для введения данной системы в вузах страны.

С сентября 1992 года такая подготовка началась в нашем университете.

Кто такие бакалавры и магистры? Бакалавр - это высшее образование?

"Педагогический энциклопедический словарь" (М., 2002) дает такое определение:

бакалавр - (от ср.-век. лат. baccalaureus), в большинстве стран - первая ученая степень, приобретаемая студентами после освоения программы базового высшего образования (3 - 5 лет обучения в вузе). В Рос. Федерации введена с начала 90-х гг. Во Франции звание Б. присваивается выпускникам полной средней школы и дает право поступления в вузы. (с.22)

Магистр (от лат. magister - начальник, глава, учитель, 1) в Древнем Риме должностное лицо...2) ученая степень в ряде стран, средняя между бакалавром и доктором наук, присуждается лицам, окончившим университет (или приравненное к нему учебное заведение), имеющим степень бакалавра, прошедшим дополнительный курс обучения (1 - 2 года), сдавшим специальные экзамены и защитившим магистерскую диссертацию...В Рос. Федерации с начала 90-х гг. стала присуждаться как средняя степень между бакалавром и кандидатом наук (с.136).

Бакалавр - это высшее образование.

Отметим, что до сих пор нет четкого понимания квалификационной характеристики бакалавра и магистра, так как ГОС указывает, что это степень (квалификация), а это вызывает неоднозначность в понимании назначения специализированной подготовки специалиста и требует дальнейшей юридической проработки.

Что лучше - бакалавр или специалист (тот, кто учился 5 лет)?

Такая постановка вопроса, на наш взгляд, некорректна. Речь идет о разных путях подготовки будущего специалиста и о тех задачах, которые им предстоит решать. У бакалавра сегодня больший выбор путей построения своей траектории обучения: выбор профиля подготовки после двух лет обучения; выбор продолжения обучения после бакалавриата: специалитет, магистратура даже аспирантура; сокращенный (в основном на один год) срок получения высшего образования.

Правда ли, что в России степень бакалавра равна лаборанту и что мало шансов найти хорошую работу?

Не очень понятно, на чем основано подобное утверждение и о каком лаборанте идет речь. В практике есть должности лаборантов, которые занимают лица, имеющие высшее образование. Если же вопрос связан с тем, является ли бакалавр специалистом с высшим образованием? - то ответ на такой вопрос утвердительный. Что касается возможности найти хорошую работу - то здесь многое зависит не столько от диплома, но от самого человека.

Можно ли выпускников педагогического колледжа назвать бакалаврами?

Нет, нельзя. Потому что по существующей в России системе образования выпускник колледжа - это специалист, имеющий среднее профессиональное образование. А бакалавр, как мы уже сказали выше, - это специалист, получивший высшее образование.

Достаточно ли будет для работодателей уровня бакалавриата?

Этот вопрос перекликается с предыдущим. На него можно ответить так: все зависит от тех требований, которые работодатель предъявляет к претенденту. Но, безусловно, для многих работодателей новая система непривычна, нетрадиционна. К счастью, работодатели живут не в вакууме и овладевают информацией о том, кто же такие российские бакалавры и магистры.

Хотя нередко они склонны отдавать предпочтение традиционным, известным им ситуациям.

К какому году планируется окончательный переход на многоуровневое высшее образование в России?

На сегодня таких планов "окончательного перехода" нет. Как нет и решений органов управления системой высшего образования об обязательном переходе всех вузов на эту систему. Это право вузовского сообщества (в которое входят и студенты) - определять, какую систему подготовки специалистов иметь. Наверное, целесообразно иметь сегодня разные системы подготовки специалистов и предоставлять абитуриентам и студентам возможность выбора. Очевидно, по некоторым специальностям и нецелесообразно введение уровневой системы.

А вот что касается присоединения России к Болонскому процессу - это накладывает обязательства следовать тем принципам, которые определяют создание европейского пространства, поэтому необходимо сближение позиций. И следует иметь в виду, что выполнение договоренностей сориентировано на 2010 год.



Ломоносовец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман