Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Ломоносовец
27 мая 2006 (16)
Т.В. ВОЛОКИТИНА,

Актуальный разговор

Здоровье - гонорар мудрых

В минувшем месяце в Институте развития ребенка состоялся научно- методический семинар "Системный анализ состояния здоровья студентов Поморского университета".

Проблема - очень серьезная

В нем приняли участие преподаватели и аспиранты кафедр физиологии и патологии развития человека, возрастной физиологии и валеологии, биологии и экологии человека, физической культуры, спортивных дисциплин, теории и методики физического воспитания, студенты факультета коррекционной педагогики. К большому сожалению организаторов и участников семинара, проблема не заинтересовала ни руководителей университета, ни деканов, ни их заместителей по воспитательной работе. Вместе с тем, проблема является очень серьезной, ибо от состояния здоровья студентов, их отношения к здоровому образу жизни зависит эффективность получения профессиональных и интеллектуальных знаний, качество образования.

В настоящее время наиболее уязвимыми в отношении риска здоровью можно считать детей, подростков и молодежь, в том числе студентов, которые социально защищены не лучшим образом. Развитие высшей школы в современных условиях сопровождается ростом интенсификации труда обучающихся, сильным социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни. В особенно сложном положении оказываются студенты первых курсов, которые после выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в университете оказываются в новых социальных условиях. Труд студентов по тяжести относят к первой категории (легкий), а по напряженности - к четвертой (очень напряженный труд).

В ходе семинара были заслушаны и обсуждены пять докладов, отражающих особенности адаптации студентов первых-вторых курсов к обучению в вузе (влияние двигательной активности, психофизиологический статус), качественные и количественные методы оценки здоровья студентов и основные факторы, влияющие на успешность обучения.

Как питаются студенты

Наибольший интерес аудитории вызвал вопрос о результатах комплексной оценки здоровья 140 студентов-первокурсников с различных факультетов. В процессе анкетирования им было предложено перечислить три главных для них жизненных ценности. На первом месте оказалась семья (более 30% ответов), на втором - работа, учеба и любовь, любимый человек.

Здоровье в числе приоритетов назвали лишь 10% респондентов. Такое отношение к здоровью как жизненной ценности указывает на актуальность и своевременность нашего семинара.

Средний возраст обследованных первокурсников составил 18,1 года. Среди обследуемых студентов городские жители составили 59,7%, сельские - 40,3. Получают стипендию 43% студентов, в т.ч. 19,4% - социальную. Работают параллельно с учёбой 22,2% первокурсников, в т.ч. 4,2% постоянно.

Оценка питания была проведена у 52 студентов (15 юношей и 37 девушек). Анализ анкет показал, что мясо и продукты его переработки употребляют 90,4% студентов, в основном, в виде колбасных изделий. Рыба входит в рацион 88,5% студентов. Молочные продукты употребляют 94,2% первокурсников. Из растительных масел преимущество отдается подсолнечному маслу (94,2%), оливковое масло употребляется почти на порядок реже.

Значительно меньший удельный вес составляют продукты-носители клетчатки, витаминов, минеральных солей, пектинов и флавоноидов. Так, блюда из круп используют в питании 50%, овощи - только 30,8%, фрукты и ягоды - 44,2% студентов. Следует отметить явный перевес в рационе питания в сторону легкоусвояемых углеводов в виде выпечки, кондитерских изделий. Так, пироги, печенье, пряники употребляются 88,5%, шоколад - 75%, конфеты - 67,3%, студентов.

На фоне недостаточного употребления овощей и фруктов использование витаминных добавок отмечено только у 21,2% студентов. Подавляющее большинство (78%) употребляет продукты, не имеющие существенной питательной ценности, но содержащие синтетические добавки в виде консервантов, эмульгаторов, красителей, поваренной соли (майонез, кетчуп, напитки типа "Фанты", "Колы", чипсы, сухарики, продукты быстрого приготовления).

Вредные привычки, заболевания и вес

Анализ частоты вредных привычек у студентов не выявил половых различий: распространенность табакокурения среди юношей составляет 14%, среди девушек - 13%; об употреблении алкогольсодержащих напитков (пива, джин- тоника, коктейлей, вина) указывают в анкете 51% юношей и 49% девушек; сочетают курение и употребление алкоголя 11% студентов.

По данным анкетирования, хронические заболевания имеют место у 52% первокурсников. Наиболее часто встречается патология опорно-двигательного аппарата, пищеварительной и мочевыделительной систем, органа зрения.

С помощью универсального показателя, предложенного Всемирной Организацией Здравоохранения (индекс массы тела), нормальная масса тела установлена только у 76,4% студентов; дефицит массы выявлен у 16,7% первокурсников, причем у девушек чаще, чем у юношей (18,2% и 11,8% соответственно). Избыточная масса у 11,8% студентов мужского пола. Недостаточное развитие мышечной силы по кистевому индексу отмечено у 87% девушек и 29% юношей. В целом физическое здоровье девушек хуже, чем у юношей, что подтверждается интегральными показателями оценки уровня здоровья.

Занятия по физической культуре в основной группе посещает 56,6% обследованных студентов, в подготовительной - 29,2%, в специальной - 14%. Результаты тестирования свидетельствуют о низком уровне физической подготовленности у 67% и недостаточном уровне функциональных резервов у 27% студентов.

Исследование функционального состояния организма в условиях образовательной среды позволило выявить признаки напряженного функционирования кардиореспираторной системы у 88,2% юношей и 67,3% девушек.

Распространенность вредных привычек в сочетании с низкой культурой питания и недостаточным уровнем двигательной активности указывают на слабую мотивацию большинства студентов на сохранение и укрепление здоровья, что свидетельствует о необходимости их обучения здоровому образу жизни и способам самоконтроля за состоянием здоровья.

Анализ анкет по оценке полового поведения и репродуктивного здоровья подтверждает высокий уровень сексуальной активности студентов, при этом у многих с достаточной степенью риска, о чем свидетельствует раннее начало половой жизни, смена половых партнеров, использование малоэффективных способов контрацепции, сексуальные отношения в сочетании с приемом алкоголя, недостаточная информированность в вопросах репродуктивного здоровья.

Что делать

На семинаре шла речь о необходимости использования психолого-педагогических средств для формирования культуры здоровья студентов (позитивное сотрудничество, индивидуализация образовательного процесса, опора на самостоятельную познавательную деятельность), о возможности комплексной оценки здоровья студентов-первокурсников на практических занятиях на кафедрах физиологии и патологии развития человека и возрастной физиологии и валеологии.

Участники семинара сформулировали предложения в адрес руководства университета. Среди них - комплексная оценка здоровья всех студентов университета, использование учебных курсов "Здоровый образ жизни", "Основы медицинских знаний" для такой оценки, оснащение медицинской аппаратурой кафедр возрастной физиологии и валеологии и кафедры физиологии и патологии развития человека, включение в учебные планы всех факультетов университета дисциплины медико-биологического блока "Здоровый образ жизни", включение в программу ФПК (цикл "Современные педагогические технологии") темы "Здоровье студентов. Здоровьесберегающие технологии деятельности университета", анализ возможностей создания современной университетской клиники, другие.

Участники семинара были единодушны в том, что проблему сохранения и повышения уровня здоровья студентов Поморского университета можно решить, создав благоприятные условия для эффективного физического воспитания, а потому отдельный пакет предложений сформулировали преподаватели общеуниверситетской кафедры физической культуры.

Ректор В.Н. Булатов с большим вниманием отнёсся как к результатам комплексной оценки здоровья студентов, так и к предложениям по актуализации здорового образа жизни в университетской среде, в связи с чем организационная группа семинара надеется на позитивное их решение.

Т.В. ВОЛОКИТИНА, заместитель директора Института развития ребенка, доктор биологических наук, профессор.



Ломоносовец:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Графоман