|
Ломоносовец
27 мая 2006 (16)
Т.В. ВОЛОКИТИНА,
Актуальный разговор
Здоровье - гонорар мудрых
В минувшем месяце в Институте развития ребенка состоялся научно-
методический семинар "Системный анализ состояния здоровья студентов
Поморского университета".
Проблема - очень серьезная
В нем приняли участие преподаватели и аспиранты кафедр физиологии и
патологии развития человека, возрастной физиологии и валеологии, биологии и
экологии человека, физической культуры, спортивных дисциплин, теории и
методики физического воспитания, студенты факультета коррекционной
педагогики. К большому сожалению организаторов и участников семинара,
проблема не заинтересовала ни руководителей университета, ни деканов, ни их
заместителей по воспитательной работе. Вместе с тем, проблема является очень
серьезной, ибо от состояния здоровья студентов, их отношения к здоровому
образу жизни зависит эффективность получения профессиональных и
интеллектуальных знаний, качество образования.
В настоящее время наиболее уязвимыми в отношении риска здоровью можно
считать детей, подростков и молодежь, в том числе студентов, которые социально
защищены не лучшим образом. Развитие высшей школы в современных условиях
сопровождается ростом интенсификации труда обучающихся, сильным
социально-экономическим прессингом на все стороны студенческой жизни. В
особенно сложном положении оказываются студенты первых курсов, которые
после выпускных экзаменов в школе и вступительных испытаний в университете
оказываются в новых социальных условиях. Труд студентов по тяжести относят к
первой категории (легкий), а по напряженности - к четвертой (очень напряженный
труд).
В ходе семинара были заслушаны и обсуждены пять докладов, отражающих
особенности адаптации студентов первых-вторых курсов к обучению в вузе
(влияние двигательной активности, психофизиологический статус), качественные
и количественные методы оценки здоровья студентов и основные факторы,
влияющие на успешность обучения.
Как питаются студенты
Наибольший интерес аудитории вызвал вопрос о результатах комплексной оценки
здоровья 140 студентов-первокурсников с различных факультетов. В процессе
анкетирования им было предложено перечислить три главных для них жизненных
ценности. На первом месте оказалась семья (более 30% ответов), на втором -
работа, учеба и любовь, любимый человек.
Здоровье в числе приоритетов назвали лишь 10% респондентов. Такое
отношение к здоровью как жизненной ценности указывает на актуальность и
своевременность нашего семинара.
Средний возраст обследованных первокурсников составил 18,1 года. Среди
обследуемых студентов городские жители составили 59,7%, сельские - 40,3.
Получают стипендию 43% студентов, в т.ч. 19,4% - социальную. Работают
параллельно с учёбой 22,2% первокурсников, в т.ч. 4,2% постоянно.
Оценка питания была проведена у 52 студентов (15 юношей и 37 девушек).
Анализ анкет показал, что мясо и продукты его переработки употребляют 90,4%
студентов, в основном, в виде колбасных изделий. Рыба входит в рацион 88,5%
студентов. Молочные продукты употребляют 94,2% первокурсников. Из
растительных масел преимущество отдается подсолнечному маслу (94,2%),
оливковое масло употребляется почти на порядок реже.
Значительно меньший удельный вес составляют продукты-носители клетчатки,
витаминов, минеральных солей, пектинов и флавоноидов. Так, блюда из круп
используют в питании 50%, овощи - только 30,8%, фрукты и ягоды - 44,2%
студентов. Следует отметить явный перевес в рационе питания в сторону
легкоусвояемых углеводов в виде выпечки, кондитерских изделий. Так, пироги,
печенье, пряники употребляются 88,5%, шоколад - 75%, конфеты - 67,3%,
студентов.
На фоне недостаточного употребления овощей и фруктов использование
витаминных добавок отмечено только у 21,2% студентов. Подавляющее
большинство (78%) употребляет продукты, не имеющие существенной
питательной ценности, но содержащие синтетические добавки в виде
консервантов, эмульгаторов, красителей, поваренной соли (майонез, кетчуп,
напитки типа "Фанты", "Колы", чипсы, сухарики, продукты быстрого
приготовления).
Вредные привычки, заболевания и вес
Анализ частоты вредных привычек у студентов не выявил половых различий:
распространенность табакокурения среди юношей составляет 14%, среди
девушек - 13%; об употреблении алкогольсодержащих напитков (пива, джин-
тоника, коктейлей, вина) указывают в анкете 51% юношей и 49% девушек;
сочетают курение и употребление алкоголя 11% студентов.
По данным анкетирования, хронические заболевания имеют место у 52%
первокурсников. Наиболее часто встречается патология опорно-двигательного
аппарата, пищеварительной и мочевыделительной систем, органа зрения.
С помощью универсального показателя, предложенного Всемирной Организацией
Здравоохранения (индекс массы тела), нормальная масса тела установлена
только у 76,4% студентов; дефицит массы выявлен у 16,7% первокурсников,
причем у девушек чаще, чем у юношей (18,2% и 11,8% соответственно).
Избыточная масса у 11,8% студентов мужского пола. Недостаточное развитие
мышечной силы по кистевому индексу отмечено у 87% девушек и 29% юношей. В
целом физическое здоровье девушек хуже, чем у юношей, что подтверждается
интегральными показателями оценки уровня здоровья.
Занятия по физической культуре в основной группе посещает 56,6%
обследованных студентов, в подготовительной - 29,2%, в специальной - 14%.
Результаты тестирования свидетельствуют о низком уровне физической
подготовленности у 67% и недостаточном уровне функциональных резервов у
27% студентов.
Исследование функционального состояния организма в условиях
образовательной среды позволило выявить признаки напряженного
функционирования кардиореспираторной системы у 88,2% юношей и 67,3%
девушек.
Распространенность вредных привычек в сочетании с низкой культурой питания и
недостаточным уровнем двигательной активности указывают на слабую
мотивацию большинства студентов на сохранение и укрепление здоровья, что
свидетельствует о необходимости их обучения здоровому образу жизни и
способам самоконтроля за состоянием здоровья.
Анализ анкет по оценке полового поведения и репродуктивного здоровья
подтверждает высокий уровень сексуальной активности студентов, при этом у
многих с достаточной степенью риска, о чем свидетельствует раннее начало
половой жизни, смена половых партнеров, использование малоэффективных
способов контрацепции, сексуальные отношения в сочетании с приемом алкоголя,
недостаточная информированность в вопросах репродуктивного здоровья.
Что делать
На семинаре шла речь о необходимости использования психолого-педагогических
средств для формирования культуры здоровья студентов (позитивное
сотрудничество, индивидуализация образовательного процесса, опора на
самостоятельную познавательную деятельность), о возможности комплексной
оценки здоровья студентов-первокурсников на практических занятиях на
кафедрах физиологии и патологии развития человека и возрастной физиологии и
валеологии.
Участники семинара сформулировали предложения в адрес руководства
университета. Среди них - комплексная оценка здоровья всех студентов
университета, использование учебных курсов "Здоровый образ жизни", "Основы
медицинских знаний" для такой оценки, оснащение медицинской аппаратурой
кафедр возрастной физиологии и валеологии и кафедры физиологии и патологии
развития человека, включение в учебные планы всех факультетов университета
дисциплины медико-биологического блока "Здоровый образ жизни", включение в
программу ФПК (цикл "Современные педагогические технологии") темы
"Здоровье студентов. Здоровьесберегающие технологии деятельности
университета", анализ возможностей создания современной университетской
клиники, другие.
Участники семинара были единодушны в том, что проблему сохранения и
повышения уровня здоровья студентов Поморского университета можно решить,
создав благоприятные условия для эффективного физического воспитания, а
потому отдельный пакет предложений сформулировали преподаватели
общеуниверситетской кафедры физической культуры.
Ректор В.Н. Булатов с большим вниманием отнёсся как к результатам
комплексной оценки здоровья студентов, так и к предложениям по актуализации
здорового образа жизни в университетской среде, в связи с чем организационная
группа семинара надеется на позитивное их решение.
Т.В. ВОЛОКИТИНА,
заместитель директора Института развития ребенка,
доктор биологических наук, профессор.
| |