Маяк
13 декабря 2006 (96)
Е. МАСЛОВА
Работаю председателем. Остаюсь депутатом
Владимир Александрович Додонов, председатель районного Собрания депутатов, для
большинства жителей - человек в политической жизни района новый и неизвестный.
Поэтому сначала небольшая биографическая справка: Додонову сорок лет, по
профессии учитель истории, после окончания педагогического института много лет
работал в Урдомской школе. И вдруг такой резкий поворот в биографии. Зачем и
почему?
С этого, пожалуй, и начался наш разговор с Владимиром Александровичем.
РАБОТАЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ. ОСТАЮСЬ ДЕПУТАТОМ
- Но сначала о том, почему я вообще пошел в депутаты. В Урдоме давно
существует мнение, что отношение районной власти к такому огромному
населенному пункту не такое, какое он заслуживает. Поэтому было желание как-то
выровнять эти отношения, привлечь больше внимания к нашим проблемам.
Но когда пришел в Собрание депутатов, получилось так, что огромное количество
времени и энергии пришлось тратить на решение совсем иных вопросов, прежде
всего подготовку документов. В идеале администрация должна вносить в Собрание
подготовленные, взвешенные, четкие проекты решений по тем или иным вопросам, а
Собрание депутатов рассматривать и принимать их или не принимать. К сожалению,
в первые полтора года нашей работы этого не было. И когда ряд депутатов
предложили мне возглавить Собрание, я согласился.
- Но вы реально представляли себе, что это значит, быть председателем
Собрания?
- Существует мнение, что председатель Собрания - второе лицо в районе. Это не
совсем правильно. На мой взгляд, председатель Собрания депутатов может
считаться третьим лицом после главы района и его заместителя.
Полномочия и ресурсы председателя очень небольшие. На процессы, происходящие
в районе, он может воздействовать, скорее, на уровне личного авторитета,
налаженных связей, чем юридически. Его функция - организовать работу Собрания
и только. Но, как депутат, работающий на постоянной основе, я могу вести прием
граждан, рассматривать жалобы и заявления, ходить с ними по инстанциям. И если
нет никакой реакции на мои обращения в эти инстанции - выйти в Собрание
депутатов с каким-то конкретным предложением.
Еще одна задача - контроль за исполнением тех решений, которые приняло
Собрание. Хотя мое личное мнение депутата может не совпадать с этим решением.
Конкретный пример: мы приняли структуру администрации, но я за нее не
голосовал.
И это нормально, когда мнение председателя Собрания и мнение большинства
депутатов могут не совпадать. Другое дело, что мне, как председателю Собрания,
придется продавливать, контролировать это решение, с которым я, как депутат, не
согласен и считаю его неправильным.
- Но для того, чтобы принять верное решение, депутатам нужно знать реальное
положение дел в той или иной отрасли, в районе, а не руководствоваться эмоциями,
как это иногда бывает.
- Районные депутаты, в отличие от думских, например, как раз и живут в
конкретных реалиях. Они знают проблемы своих населенных пунктов, варятся в них.
Поэтому их основная задача - все-таки нормотворчество. То есть принятие таких
решений, которые бы помогли решить самые насущные проблемы района.
Другое дело, что Собрание должно не только создавать нормы права, но и ставить
перед администрацией района вопросы, которая администрация не видит, не хочет
или не может решать. Подталкивать администрацию к решению этих вопросов,
контролировать ход исполнения или помогать их решению.
Хотя и здесь, в силу многих причин, Собрание не всесильно. Например, нужно
срочно, уже после принятия бюджета, выделить деньги на те или иные цели, на
ледовую переправу в Сойге, например. Проще всего, принять на сессии решение и
урезать ту или иную статью расходов в медицине, образовании. Но насколько
компетентно будет такое решение? К чему оно приведет? И кто будет отвечать за
последствия?
Приходится идти по другому пути. Мы говорим администрации, что необходимо
решить этот вопрос, найти источник расходов, принять решение. С одной стороны,
это перекладывание ответственности на главу. Но, с другой, именно он несет
ответственность за район. Собрание же депутатов, как и любой коллективный орган,
никакой ответственности, кроме моральной, не несет.
- А председатель Собрания чувствует свою ответственность перед жителями района
за то или иное решение депутатов?
- Только в том случае, если я сам голосовал за него. Если же я голосовал против,
тогда нет. Ответственность должны нести депутаты, которые приняли это
решение. Поэтому мы и внесли такую процедуру, как поименное голосование. После
него всегда можно сказать: ребята, извините, вы за это голосовали.
Кроме того, всегда остается возможность или доработать, или отменить
неправильное решение. И здесь проявить инициативу может именно председатель
Собрания.
- Кстати, вы были одним из инициаторов решения о ликвидации в администрации
района структурных подразделений как юридических лиц. Собрание приняло такое
решение и весь год отдел образования, например, нормально уже не работал. Люди
не знали: сократят их, уволят или оставят на прежнем месте.
- Администрации района нужно уметь работать с депутатским корпусом. Не детский
лепет выдавать, а жесткие аргументы, тогда Собрание сможет принимать нормальные
решения. Неумение администрации отстаивать свою позицию и привело к такой
ситуации.
Решение принималось в начале года. Тогда лишь Е.Ф. Галина смогла доказать
депутатам, что финансово-экономический отдел должен быть юридическим лицом. Все
остальные, в том числе и руководители администрации, промолчали. И лишь в
сентябре администрация вышла с предложением продлить срок реализации решения
до ноября. Без всяких уговоров депутаты проголосовали за это. Теперь нам
говорят: почему не оставили юридические лица до конца года. Ведь столько
сложностей добавилось. А где же администрация была все это время? Почему не
привела свои аргументы? Ведь мы могли точно так же продлить срок и до конца
года.
К тому же администрация пошла по самому нерациональному пути - ликвидации
юрлица с таким названием. Хотя разумнее было бы провести реорганизацию. Не нужно
менять бюджет, увольнять людей, правовые обязательства переходят по
правопреемству. Поэтому все дело в технике решения, а она оказалась не на
высоком уровне.
- В прошлом году по решению Собрания депутатов ликвидировали отдел культуры. На
2007 год в структуре администрации этот отдел вновь появился. Чем
руководствовались депутаты?
- Начнем с того, что структура администрации - это компетенция главы района.
Вносить изменения в нее мы не можем. Что предложили, за то и проголосовали.
Хотя мнения были, естественно, разные, но часть депутатов считала, что отдел
культуры вместе с молодежной политикой были нужны.
Есть и субъективные причины. Закон о разграничении полномочий муниципальных
образований вступил в действие буквально накануне нового года. В соответствии с
ним культура была отнесена к полномочиям муниципального образования. У нас
структура администрации к тому времени уже была утверждена. А в этом году при
рассмотрении вопроса больших разногласий уже не было.
- Впереди у депутатов утверждение бюджета на 2007 год. Какие-то приоритеты
развития района в нем определены?
- Они однозначно должны быть. И депутаты об этом уже говорили. Но пока
просматривается по цифрам и перечню мероприятий только программа газификации.
Хотя и здесь не решен еще вопрос с изысканием денег на проведение работ в
Яренске и Урдоме.
Неплохо идут национальные проекты по здравоохранению и медицине. В них удалось
внести поправки и по районному бюджету. Что же касается развития в районе
производства промышленного и сельскохозяйственного, то это вопрос самый
сложный. И проблемы здесь не только финансовые, но прежде всего кадровые. Я,
например, не вижу сегодня в районе ни одного человека, который мог бы ими
заниматься. А выделять деньги неизвестно кому и неизвестно на что, мы просто
не имеем права. И тут я полностью согласен с Сергеем Ивановичем Якимовым, нашим
депутатом, который выступает и говорит: это не наш вопрос, это не в ведении
поселений. Если у нас сегодня не хватает денег даже на те вопросы, за которые
отвечают поселения, зачем лезть в то, на что у нас даже права нет? Зачем
изображать из себя меценатов и брать ответственность на себя за то, за что не
должны отвечать.
- Вам, учителю, наверное, трудно сегодня говорить о проблемах сельского
хозяйства, лесной промышленности, той же медицины. Но председатель Собрания
депутатов должен в той или иной мере ориентироваться в этих вопросах.
- Ориентироваться должен, знать все не может. Но в этом случае как раз на
первый план и выступает значение команды. В Собрании есть профессионалы,
работающие в той или иной отрасли, которые все эти проблемы знают. Им я могу
доверять, с ними работать.
- В истории района вы первый председатель Собрания депутатов - житель Урдомы. Но
на работу-то вам приходится ездить в Яренск.
- Пусть это никого не удивляет, но жить я буду в Урдоме, а три дня в неделю
приезжать в Яренск. Такой режим работы согласован и с Собранием депутатов, и с
главой района. Он же предложил раз в месяц посещать и другие муниципальные
образования - Сойгу и Козьмино, чтобы вести прием жителей и лучше знать
ситуацию на местах.
С этим я полностью согласен. Единственное, что иногда не просто смущает, но
страшит: у председателя Собрания нет ни финансовых, ни юридических возможностей
всем помочь. Я могу предложить рассмотреть вопрос в администрации, провести
через Собрание депутатов. Пойти опять- таки по инстанциям с письмом или
обращением. Хотя, естественно, ни одно такое обращение не останется безответным.
- Владимир Александрович, вы проработали в новой должности уже почти два
месяца. В чем все-таки разница между просто депутатом и председателем Собрания
депутатов?
- Я по-прежнему остаюсь урдомским депутатом, и должен отстаивать интересы
жителей тех улиц нашего поселка, что меня избрали, отстаивать интересы жителей
всей Урдомы и МО "Урдомское" и как районный депутат - интересы жителей всего
района. А вот как председатель Собрания ничьи интересы отстаивать не должен.
Просто обязан вести нормальную организационную работу деятельности Собрания.
Помогать депутатам представлять интересы своих избирателей в Собрании. Не
всегда это получается легко и просто. Но это нормально.
Подготовила Е. МАСЛОВА.
|