Пресса Архангельской области
 


Маяк
13 декабря 2006 (96)
Е. МАСЛОВА

Работаю председателем. Остаюсь депутатом

Владимир Александрович Додонов, председатель районного Собрания депутатов, для большинства жителей - человек в политической жизни района новый и неизвестный. Поэтому сначала небольшая биографическая справка: Додонову сорок лет, по профессии учитель истории, после окончания педагогического института много лет работал в Урдомской школе. И вдруг такой резкий поворот в биографии. Зачем и почему?

С этого, пожалуй, и начался наш разговор с Владимиром Александровичем.

РАБОТАЮ ПРЕДСЕДАТЕЛЕМ. ОСТАЮСЬ ДЕПУТАТОМ

- Но сначала о том, почему я вообще пошел в депутаты. В Урдоме давно существует мнение, что отношение районной власти к такому огромному населенному пункту не такое, какое он заслуживает. Поэтому было желание как-то выровнять эти отношения, привлечь больше внимания к нашим проблемам.

Но когда пришел в Собрание депутатов, получилось так, что огромное количество времени и энергии пришлось тратить на решение совсем иных вопросов, прежде всего подготовку документов. В идеале администрация должна вносить в Собрание подготовленные, взвешенные, четкие проекты решений по тем или иным вопросам, а Собрание депутатов рассматривать и принимать их или не принимать. К сожалению, в первые полтора года нашей работы этого не было. И когда ряд депутатов предложили мне возглавить Собрание, я согласился.

- Но вы реально представляли себе, что это значит, быть председателем Собрания?

- Существует мнение, что председатель Собрания - второе лицо в районе. Это не совсем правильно. На мой взгляд, председатель Собрания депутатов может считаться третьим лицом после главы района и его заместителя.

Полномочия и ресурсы председателя очень небольшие. На процессы, происходящие в районе, он может воздействовать, скорее, на уровне личного авторитета, налаженных связей, чем юридически. Его функция - организовать работу Собрания и только. Но, как депутат, работающий на постоянной основе, я могу вести прием граждан, рассматривать жалобы и заявления, ходить с ними по инстанциям. И если нет никакой реакции на мои обращения в эти инстанции - выйти в Собрание депутатов с каким-то конкретным предложением.

Еще одна задача - контроль за исполнением тех решений, которые приняло Собрание. Хотя мое личное мнение депутата может не совпадать с этим решением. Конкретный пример: мы приняли структуру администрации, но я за нее не голосовал.

И это нормально, когда мнение председателя Собрания и мнение большинства депутатов могут не совпадать. Другое дело, что мне, как председателю Собрания, придется продавливать, контролировать это решение, с которым я, как депутат, не согласен и считаю его неправильным.

- Но для того, чтобы принять верное решение, депутатам нужно знать реальное положение дел в той или иной отрасли, в районе, а не руководствоваться эмоциями, как это иногда бывает.

- Районные депутаты, в отличие от думских, например, как раз и живут в конкретных реалиях. Они знают проблемы своих населенных пунктов, варятся в них. Поэтому их основная задача - все-таки нормотворчество. То есть принятие таких решений, которые бы помогли решить самые насущные проблемы района.

Другое дело, что Собрание должно не только создавать нормы права, но и ставить перед администрацией района вопросы, которая администрация не видит, не хочет или не может решать. Подталкивать администрацию к решению этих вопросов, контролировать ход исполнения или помогать их решению.

Хотя и здесь, в силу многих причин, Собрание не всесильно. Например, нужно срочно, уже после принятия бюджета, выделить деньги на те или иные цели, на ледовую переправу в Сойге, например. Проще всего, принять на сессии решение и урезать ту или иную статью расходов в медицине, образовании. Но насколько компетентно будет такое решение? К чему оно приведет? И кто будет отвечать за последствия?

Приходится идти по другому пути. Мы говорим администрации, что необходимо решить этот вопрос, найти источник расходов, принять решение. С одной стороны, это перекладывание ответственности на главу. Но, с другой, именно он несет ответственность за район. Собрание же депутатов, как и любой коллективный орган, никакой ответственности, кроме моральной, не несет.

- А председатель Собрания чувствует свою ответственность перед жителями района за то или иное решение депутатов?

- Только в том случае, если я сам голосовал за него. Если же я голосовал против, тогда нет. Ответственность должны нести депутаты, которые приняли это решение. Поэтому мы и внесли такую процедуру, как поименное голосование. После него всегда можно сказать: ребята, извините, вы за это голосовали.

Кроме того, всегда остается возможность или доработать, или отменить неправильное решение. И здесь проявить инициативу может именно председатель Собрания.

- Кстати, вы были одним из инициаторов решения о ликвидации в администрации района структурных подразделений как юридических лиц. Собрание приняло такое решение и весь год отдел образования, например, нормально уже не работал. Люди не знали: сократят их, уволят или оставят на прежнем месте.

- Администрации района нужно уметь работать с депутатским корпусом. Не детский лепет выдавать, а жесткие аргументы, тогда Собрание сможет принимать нормальные решения. Неумение администрации отстаивать свою позицию и привело к такой ситуации.

Решение принималось в начале года. Тогда лишь Е.Ф. Галина смогла доказать депутатам, что финансово-экономический отдел должен быть юридическим лицом. Все остальные, в том числе и руководители администрации, промолчали. И лишь в сентябре администрация вышла с предложением продлить срок реализации решения до ноября. Без всяких уговоров депутаты проголосовали за это. Теперь нам говорят: почему не оставили юридические лица до конца года. Ведь столько сложностей добавилось. А где же администрация была все это время? Почему не привела свои аргументы? Ведь мы могли точно так же продлить срок и до конца года.

К тому же администрация пошла по самому нерациональному пути - ликвидации юрлица с таким названием. Хотя разумнее было бы провести реорганизацию. Не нужно менять бюджет, увольнять людей, правовые обязательства переходят по правопреемству. Поэтому все дело в технике решения, а она оказалась не на высоком уровне.

- В прошлом году по решению Собрания депутатов ликвидировали отдел культуры. На 2007 год в структуре администрации этот отдел вновь появился. Чем руководствовались депутаты?

- Начнем с того, что структура администрации - это компетенция главы района. Вносить изменения в нее мы не можем. Что предложили, за то и проголосовали. Хотя мнения были, естественно, разные, но часть депутатов считала, что отдел культуры вместе с молодежной политикой были нужны.

Есть и субъективные причины. Закон о разграничении полномочий муниципальных образований вступил в действие буквально накануне нового года. В соответствии с ним культура была отнесена к полномочиям муниципального образования. У нас структура администрации к тому времени уже была утверждена. А в этом году при рассмотрении вопроса больших разногласий уже не было.

- Впереди у депутатов утверждение бюджета на 2007 год. Какие-то приоритеты развития района в нем определены?

- Они однозначно должны быть. И депутаты об этом уже говорили. Но пока просматривается по цифрам и перечню мероприятий только программа газификации. Хотя и здесь не решен еще вопрос с изысканием денег на проведение работ в Яренске и Урдоме.

Неплохо идут национальные проекты по здравоохранению и медицине. В них удалось внести поправки и по районному бюджету. Что же касается развития в районе производства промышленного и сельскохозяйственного, то это вопрос самый сложный. И проблемы здесь не только финансовые, но прежде всего кадровые. Я, например, не вижу сегодня в районе ни одного человека, который мог бы ими заниматься. А выделять деньги неизвестно кому и неизвестно на что, мы просто не имеем права. И тут я полностью согласен с Сергеем Ивановичем Якимовым, нашим депутатом, который выступает и говорит: это не наш вопрос, это не в ведении поселений. Если у нас сегодня не хватает денег даже на те вопросы, за которые отвечают поселения, зачем лезть в то, на что у нас даже права нет? Зачем изображать из себя меценатов и брать ответственность на себя за то, за что не должны отвечать.

- Вам, учителю, наверное, трудно сегодня говорить о проблемах сельского хозяйства, лесной промышленности, той же медицины. Но председатель Собрания депутатов должен в той или иной мере ориентироваться в этих вопросах.

- Ориентироваться должен, знать все не может. Но в этом случае как раз на первый план и выступает значение команды. В Собрании есть профессионалы, работающие в той или иной отрасли, которые все эти проблемы знают. Им я могу доверять, с ними работать.

- В истории района вы первый председатель Собрания депутатов - житель Урдомы. Но на работу-то вам приходится ездить в Яренск.

- Пусть это никого не удивляет, но жить я буду в Урдоме, а три дня в неделю приезжать в Яренск. Такой режим работы согласован и с Собранием депутатов, и с главой района. Он же предложил раз в месяц посещать и другие муниципальные образования - Сойгу и Козьмино, чтобы вести прием жителей и лучше знать ситуацию на местах.

С этим я полностью согласен. Единственное, что иногда не просто смущает, но страшит: у председателя Собрания нет ни финансовых, ни юридических возможностей всем помочь. Я могу предложить рассмотреть вопрос в администрации, провести через Собрание депутатов. Пойти опять- таки по инстанциям с письмом или обращением. Хотя, естественно, ни одно такое обращение не останется безответным.

- Владимир Александрович, вы проработали в новой должности уже почти два месяца. В чем все-таки разница между просто депутатом и председателем Собрания депутатов?

- Я по-прежнему остаюсь урдомским депутатом, и должен отстаивать интересы жителей тех улиц нашего поселка, что меня избрали, отстаивать интересы жителей всей Урдомы и МО "Урдомское" и как районный депутат - интересы жителей всего района. А вот как председатель Собрания ничьи интересы отстаивать не должен. Просто обязан вести нормальную организационную работу деятельности Собрания. Помогать депутатам представлять интересы своих избирателей в Собрании. Не всегда это получается легко и просто. Но это нормально.

Подготовила Е. МАСЛОВА.



Маяк:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Материалы Агентства Р.И.М.

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пилигрим
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя



-->