Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109079133-3.shtml>Управление дорог и мостов мэрии города Архангельска приглашает принять участие в открытом конкурсе на право заключения муниципальных контрактов на проведение текущего ремонта улиц и дорог города Архангельска в 2005 году

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078909-3.shtml>Управление дорог и мостов мэрии города Архангельска приглашает принять участие в открытом конкурсе на право заключения муниципальных контрактов на проведение капитального ремонта улиц и дорог города Архангельска в 2005 году

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078887-3.shtml>Определены победители конкурса на поставку медицинского материала

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078877-3.shtml>24 февраля депутаты Архангельского городского Совета вновь соберутся на сессию

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078846-3.shtml>Лучшие лыжники поборются за Кубок мэра Архангельска Напоминаем, что сегодня в 18

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078835-3.shtml>Продолжается вручение юбилейных медалей, посвященных 60-летию Победы в Великой Отечественной войне Сегодня в территориальных округах Архангельска продолжается вручение юбилейных медалей, посвященных 60-летию Победы

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109078813-3.shtml>Администрация Октябрьского округа поздравила 'сынов полка' с Днем защитников Отечества

news.region29.ru/lenta/2005/02/22/1109076900-2.shtml>Чужие письма

  

МК в Архангельске
26 января 2005 (3)
Сергей ВАХРУШЕВ

В кадровом тупике

У ШТУРВАЛА АРХАНГЕЛЬСКОГО ТРАЛФЛОТА ВСТАЛ НОВЫЙ ГЕНЕРАЛЬНЫЙ ДИРЕКТОР. УЖЕ ШЕСТОЙ ЗА НЕПОЛНЫХ ДВА ГОДА

- Алло! База тралфлота. Приемная. Нет, генеральный директор сейчас переговорить с вами не может. Попробуйте позвонить на следующей неделе.

Однако через неделю ответ с небольшими вариациями был таким же. И на все последующие попытки пробиться к руководителю ОАО "Архангельский траловый флот" Юрию Никулину его секретарь отвечала отказом, ссылаясь на непомерную занятость своего шефа. Даже звонок главного редактора нашей газеты оказался безрезультатным. Итак, добиться аудиенции не удалось. В конце концов в приемной сообщили, что генеральный уехал в командировку и очень надолго. Впоследствии выяснилось, что никуда новый руководитель не уезжал и все две недели, что мы пытались попасть к нему на прием, Юрий Павлович находился на предприятии. Почему с таким упорством он уклонялся от встречи с представителем прессы, мы, честно говоря, до сих пор не знаем.

КАК "УХОДИЛИ" ТАРАСОВА

Наш настойчивый интерес к крупнейшему в области рыбопромысловому и перерабатывающему предприятию был вызван неожиданной сменой генерального директора, которая состоялась накануне Нового года. Тем более что эта рокировка в руководстве тралфлота случилась за день до объявленной пресс-конференции теперь уже бывшего гендиректора Николая Тарасова.

Что происходит с Архангельским траловым флотом, если менее чем за два года сменилось шесть (!) руководителей этого предприятия. А в октябре прошлого года изменился и сам его юридический статус. Из федерального государственного унитарного предприятия "Архангельская база тралового флота" превратилась в акционерное общество "Архангельский траловый флот". Именно эти вопросы мы собирались адресовать вновь назначенному генеральному директору Юрию Павловичу Никулину. Не удалось. Зато на предложение встретиться откликнулся его заместитель по производству Виктор Лощевский:

- Я считаю, что такая чехарда объясняется просто: непонятными амбициями руководства Госкомрыболовства. Кстати, и в самом комитете председатели менялись один за другим. Закономерно, что все это отражалось на флоте. Каждый вновь приходящий руководитель назначал в регионах своего человека. А Архангельская база тралового флота была и остается одним из крупнейших предприятий отрасли. Не только на Северо-Западе, но и во всей России.

Да, скандалов в Госкомрыболовстве было достаточно. Сразу вспоминаются события мая 2004 года, когда был арестован один из высших чиновников этого ведомства Тугушев. Кроме всего прочего, Архангельская база тралового флота входила в сферу исключительных интересов этого господина. Полгода назад в разговоре с бывшим гендиректором предприятия Николаем Тарасовым он мне прямо сказал: "Не случайно мой предшественник Владимир Романенко был назначен именно г-ном Тугушевым. Я думаю, что с его отсутствием уменьшится число желающих сюда лезть. Кроме Тугушева, еще ряд чиновников приложили руку к тому, чтобы АБТФ оказалась в таком положении. Взять хотя бы инсценировку банкротства. Кем она была инспирирована? Федеральной службой по финансовому оздоровлению, причем с непонятной формулировкой и неизвестно зачем".

- Естественно, выпускать из рук такое предприятие, как наше, никто не хотел. Подтверждает тезис своего бывшего шефа Виктор Лощевский. Есть информация, что все директора, которые были назначены Госкомрыболовством, от этого что-то имели. А часть средств перекачивалась в Москву. А Вадим Валентинович Романенко был представителем тугушевской группировки.

Однако оказалось, что даже после того, как компетентные органы перешерстили верхушку Госкомрыболовства, а сам комитет был реорганизован в федеральное агентство по рыболовству, пертурбации в Архангельском траловом флоте не прекратились. Впрочем, теперь причины уже иные. Совсем не казнокрадство и всевозможные злоупотребления.

За то недолгое время, менее года, пока генеральным директором был Николай Тарасов, удалось рассчитаться с рыбаками с долгами по заработной плате, которые составляли более ста миллионов рублей, предприятие начало погашать задолженность по налогам и платить за кредиты. Однако зам гендиректора В. Лощевский на этот счет имеет другое мнение.

- То, что деньги выплачивались, это верно. Но здесь не такая уж большая заслуга того же Тарасова. Дело в том, что, имея достаточный объем квот (в 2004 году около 20 тыс. тонн только донных пород), ничего удивительного, что мы смогли покрыть долг по зарплате и работать даже с некоторой прибылью. Но если посмотреть тот период, видно, сколько было сделано ошибок в управлении предприятием. Это и продажа продукции по заниженным ценам, и заключение сделок, которые приносили ущерб траловому флоту. Обо всем этом есть даже заключение счетной палаты. А вообще, 2004 год был самым удачным из нескольких предыдущих, поэтому и появилась возможность ликвидировать некоторые долги.

Итак, в прошлом году АБТФ была преобразована из ФГУП в акционерное общество, а собственником предприятия стал федеральный комитет по имущественным отношениям. Собственник образовал совет директоров, который на своем первом заседании решил утвердить кандидатуру Юрия Никулина на должность генерального директора. Кстати, это решение было поддержано и одобрено губернатором Архангельской области Николаем Киселевым.

Оставались сомнения в правовой легитимности такой кадровой перестановки, ведь согласно уставу любого акционерного общества должность руководителя выборная, и кому занять этот пост, решает собрание акционеров. Но и они быстро развеялись, что подтверждает следующий документ: "Никулин Юрий Павлович назначен генеральным директором ОАО "Архангельский траловый флот" на основании распоряжения N 1149 от 27.12.2004 федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Согласно ст. 7 п. 7.1. устава акционерного общества "Архангельский траловый флот", в котором говорится об избрании единоличного исполнителя руководящего органа общества, т. е. генерального директора, лицо считается назначенным на должность генерального директора, если за него проголосовало большинство владельцев голосующих акций общества, принимающих участие в собрании акционеров".

При переводе этого документа с канцелярского языка на русский выясняется, что 100 процентов акций открытого акционерного общества "Архангельский траловый флот" находится в собственности Российской Федерации в лице федерального агентства по управлению федеральным имуществом. Таким образом, получается, что все формальности соблюдены. Собрания акционеров не было, потому что акционер-то только один. Ни трудовой коллектив, ни управленческий аппарат предприятия акционерами не являются и не могли, даже если бы захотели, повлиять на решение, которое принималось в столице.

Впрочем, результат такого развития событий коллектив тралфлота вполне устроил. Ведь к руководству предприятия призвали не "варяга" со стороны, которому нужды работников и интересы Архангельской области, как говорится, до лампочки, а назначили "своего". Прежде Юрий Никулин занимал должность 1-го заместителя генерального директора АБТФ. Правда, в 2004 году был уволен, но вскоре восстановлен на работе решением суда.

Говорить о результатах деятельности Юрия Никулина на новом поприще еще рано. Однако смена руководителя уже ознаменована радостным для коллектива событием. С 1 января зарплата плавсостава и работников береговых служб увеличена на 50 процентов.

КОЗНИ РЫБНОГО ВЕДОМСТВА

Но. как часто бывает, без ложки дегтя не обошлось. И все те позитивные перемены, которые произошли на предприятии в прошлом году, могут быть перечеркнуты одним обстоятельством. Столь же досадным, сколь и нелепым. С 1 января суда Архангельского тралфлота стоят на приколе.

- Мы не можем получить распоряжение о начале лова от Мурманрыбвода, - сетует зам генерального директора по производству. Объясню почему. Федеральное агентство по рыболовству издало приказ, в котором вместо ОАО указана прежняя аббревиатура предприятия ФГУП. Приказ переслали в Мурманрыбвод, который и дает разрешение на вылов водных биоресурсов, то есть на квоты. 30 декабря мы обратились туда, но получили отказ из-за несоответствия реквизитов.

Ситуация абсурдная и алогичная. Ведь ОАО "Архангельский траловый флот" является правопреемником ФГУП "АБТФ", что и отражено в уставных документах вновь образованного акционерного общества. Это формальная, так сказать, бюрократическая причина отказа выдать разрешение на промысел рыбы. Однако при более тщательном изучении ситуации оказалось, что нити "заговора" тянутся в агент-ство по рыболовству, а именно к его руководителю С. В. Ильясову, который и распорядился не выдавать разрешение Архангельскому тралфлоту. Что это? Рецидив прежних методов, когда коррумпированное руководство Госкомрыболовства выкручивало руки непокорным предприятиям и диктовало свои условия игры на рыбном рынке или простое недоразумение? Если второе, то такая внутриведомственная нестыковка чревата большими материальными потерями не только для Архангельского тралового флота, но и для государственного бюджета. Ну а если первое. у прокуратуры есть повод для новых расследований, а в федеральном агентстве по рыболовству зреет очередной скандал.

Руководители тралфлота обращались и непосредственно к С.Ильясову, и даже была направлена радиограмма премьеру Фрадкову за подписью губернатора. А пока рыбаки ждут.

- Я считаю, что все это подковерные интриги. Больше того, месть за то, что убрали ставленника Ильясова Николая Тарасова, - комментирует ситуацию Виктор Лощевский. - Логика в агентстве по рыболовству такова: дескать, вот посмотрите Тарасова убрали, а сами сделать ничего не могут. Иными словами это экономическая блокада флота.

ПЛЮСЫ И МИНУСЫ АКЦИОНИРОВАНИЯ

Через информационное агентство было распространено мнение Ю. П. Никулина о факте акционирования Архангельской базы тралового флота. Он заметил, что "такова, наверное, сейчас политика, проводимая правительством. Это общее движение. Ведь реорганизуются и более серьезные предприятия".

Как и любая другая структурная перестройка, изменение формы собственности АБТФ повлекло за собой как позитивные последствия, так и издержки. К числу положительных дивидендов можно отнести в первую очередь определенную независимость предприятия от федерального агентства по рыболовству. К каким последствиям (долгам и банкротству, кадровой чехарде) привело Архангельский траловый флот подчинение этому ведомству, мы уже знаем.

- Будучи государственным унитарным предприятием, мы не имели права распоряжаться своим имуществом. Ни продавать его, ни покупать, ни получать деньги от сданных в аренду судов, продолжает перечислять зам гендиректора Виктор Лощевский. Мы не могли даже взять в банке кредиты. Сейчас такие возможности появятся.

Минусы тоже есть. Наверное, самый главный из них психологический аспект факта приватизации. В бытность АБТФ госпред-приятием у людей была уверенность, что страна о них позаботится и не бросит, чувствовали себя защищенными. И хотя сейчас весь пакет акций остается в руках государства, никто не знает, что произойдет через год или два. Скорее всего, будет найден другой эффективный собственник, который сможет приобрести Архангельский траловый флот. И как поведет себя новый хозяин, не знает ни-кто. В частности, заместитель генерального директора с большой долей уверенности прогнозирует увольнения и сокращение штатов.

- Хотелось, чтобы предприятие осталось за областью. Чтобы какой-то пакет акций все же принадлежал региону. Это был бы самый оптимальный вариант из возможных. В администрации области нас поддерживают. Мы активно работаем и с областным комитетом по рыболовству и непосредственно с губернатором. На 2005 год в обладминистрации разработали целевую программу по выводу нашего предприятия из кризиса.

(В настоящее время ОАО "Архангельский траловый флот" находится в процедуре банкротства в стадии внешнего наблюдения. Ред.)

Для справки: в год Архангельский траловый флот перечисляет в бюджеты всех уровней более 200 миллионов рублей.



МК в Архангельске:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета