Независимый взгляд
2 июня 2004 (13)
Ольга СЕРГЕЕВА
СЕВЕРНАЯ "ЛЯПАЧИХА"
Женское рукоделие, звук швейной машинки, разноцветье тканей и ниток в семье
Татьяны были привычными: бабушка - мастерица. Какие вещи делали ее ручки! Не
просто дамские платья, а с многочисленными оборками да плиссировками. Низ
изделия подгибали аж до десяти раз. Чуть подсело при стирке - отогнули
крайчик, подсело вновь - еще разок. Столетней давности импортная швейная
машинка "Зингер" досталась в качестве наследства Татьяне. Именно на этой
допотопной "старушке" из маленьких кусочков тканей и родились коврик
"Ляпачиха", декоративное панно "Шальная радость" и черно-белые ситцевые
женские головные уборы "Сороки". Впрочем, про лоскутное творчество и о
фестивале надо бы рассказать подробнее.
- Желание участвовать в фестивале, - неторопливо рассказывает Татьяна
Викторовна, - возникло спонтанно. Я даже не успела заранее отправить снимки
своих работ. По условию фестиваля можно было привезти с собой не более трех
работ. Выбрала последние.
Панно "Шальная радость" задумывалось давно, но лишь днем 15 марта я
приступила к работе. А в три часа ночи - взрыв на проспекте Советских
космонавтов. Меня так потрясло! Смысл работы изменился. Вот мы все
копошимся, как муравьи, а потом вдруг раз - и ни тебя, ни потомков, ни
наследства... Для меня это открытие стало шоком.
После той трагедии панно шилось долго и трудно. Первоначальный замысел
изменился - по всей работе штрихами идет орнамент - красные перемычки, решетки.
Закончила в начале мая. Панно получилось трагично-смысловым.
Кстати, именно это настенное панно больше всего понравилось членам жюри.
А "Ляпачиха" вызвала бурный восторг. "Нынче подобные работы только в музеях
можно увидеть", - констатировали они.
Техника ее исполнения довольно проста - небольшие разноцветные кусочки ткани
с зигзагообразной каймой пришиваются прямо на основу. Один, другой, третий,
по-плотнее прижимаются друг к другу. Получается довольно пышный коврик.
Правда, у мастерицы после создания такой красоты долго на пальчиках не
заживает стертая ножницами кожа.
Татьяна Викторовна рассказала, что на выставке было много интересных работ.
Ведь участниц - более трехсот. И не только мастериц, выставлялись и дома
моделей, например, "Глафирин двор" - дом русской национальной моды с
коллекцией костюмов "Березки" в черно-белом исполнении, Петербургский музей
кукол, целые художественные студии, например, череповецкая художественная
студия "Гармония", центр детского творчества под руководством Веселова,
квилт-клуб "Гатчина", даже детский театр моды, Карельское училище культуры,
высшая петербургская школа мод, студия-ателье "Ах!". Рукодельницы приехали в
Санкт-Петербург и с ближнего зарубежья - Украины, Беларуси, с дальнего -
финских городов Кеминмаа, Торнио...
Интересна и сама история фестиваля в Санкт-Петербурге. Около десяти лет тому
назад курсы повышения квалификации работников культуры стали сотрудничать с
талантливым художником -педагогом Натальей Анатольевной Талавира. Сначала были
семинары - по композиции орнамента, цветовидению, символике декоративного
искусства. Затем образовался постоянно действующий учебный центр, в котором
женщины занимались батиком, гобеленом, лоскутным творчеством. Позднее
последовали выставки - городские, областные, всероссийские фестивали. Это и
позволило четыре года назад в Смольном соборе провести первый фестиваль
лоскутного шитья. Он вызвал огромный интерес. На нем было принято решение
устраивать подобные смотры раз в два года.
В этом году проходил третий фестиваль лоскутного шитья. Девиз его - "Родом из
детства".
- Знаете, что сейчас в столицах модно среди нашего брата? - чуть загадочно
спросила меня Татьяна. - Техника плетения из тесьмы. Наподобие того, как
плетутся корзинки. И "синелька". Это когда семь слоев ткани по диагонали
строчатся, затем шесть разрезаются, а последний слой остается, затем минут
двадцать все стирается вручную в теплой воде. Ткань получается, как лохматая
пряжа.
А еще заприметила оригинальное панно "Кубики". Элементы декоративных
аппликаций, оформленных в виде множества маленьких квадратиков (например,
аппликация дракона разрезана пополам, рядом - половинка куклы, затем
половинка зайчика и медведя). И все эти забавные половинки крепятся между
собой на пуговках. Получается: хвост дракона - голова куклы, толстые ноги
медведя - а голова зайчика... Панно не монументальное - кубики можно
переставлять.
Вообще-то Татьяна не ожидала, что ее заметят. Мастера со всей России -
пробиться, казалось, нереально. Когда со сцены прозвучало ее имя, она даже
опешила. Но свидетельство о присуждении премии "За сохранение и воплощение
национальных традиций", а также приз от немецкой фирмы Gutermann (большая
коробка с набором для рукоделия) - свидетельство тому.
Творчество Татьяны Загородской продолжается. Ведь она занимается и северным
орнаментальным вязанием. Многоцветие лешуконских и мезенских чулок и
рукавиц в последнее время сменила скромная гамма поморского вязания. Жители
побережья Белого моря использовали натуральную пряжу - черную, серую,
белую. Изредка добавляли красную или синюю. Связанные изделия не были
однообразными. Орнаментов-то было много.
Задумок у мастерицы много. Значит, мы еще встретим не раз ее фамилию в каталогах
выставок и конкурсов.
|