Пресса Архангельской области
 


Независимый взгляд
7 июля 2004 (18)
Виталий ЛУКАШОВ

ПРОЕКТ "СЕВЕРОРОССИЙСК"

Уже не верится, что были когда-то гигантские коммунистические стройки, на пустом месте возводили заводы, строили новые города... Да что говорить, в нынешнем Архангельске сдача нового жилого дома - уже событие областного масштаба. На прошлой неделе в поселке Североонежск Плесецкого района отмечали юбилей события, которое могло перевернуть всю жизнь региона. 29 июня 1974 года на единственном тогда горнодобывающем предприятии - Североонежском бокситовом руднике добыли первую тонну алюминиевой руды, бокситов. Она уместилась в одном ковше гигантского экскаватора, но могла повернуть историю Архангельской области так, что наш край называли бы не всесоюзной лесопилкой, а алюминиевой столицей европейской части России.

Предположения о том, что на реке Онеге есть залежи бокситов, были высказаны в 1933 году. Спустя двадцать шесть лет догадки подтвердились, а в 1968 начали строить рудник. Уже тогда было понятно, что залежей бокситов, по самым скромным подсчетам, хватит, чтобы разрабатывать месторождения лет триста. К 1975 году в Плесецком районе было решено построить большой глиноземный, то есть горно-обогатительный, завод, а рядом - город-спутник. Он должен был называться амбициозно и гордо - Северороссийск.

Разработку проекта гигантской стройки включили в план предстоящей пятилетки. Кроме СССР, участвовали Венгрия и Болгария, которые планировали взамен получать алюминий с заводов нового города. В 1975-м на рудник начали поступать первые проектные документы о новом городе и заводе. Ветераны рудника сейчас вспоминают, как разглядывали многочисленные тома, в основном, те, в которых были фотографии макетов будущего города. Говорят, что в первую очередь интересовались, какое будет жилье, кинотеатры, детские сады. Место для будущего города выбирали из трех площадок. Главное условие - Северороссийск должен быть не дальше 10 - 15 километров от бокситового рудника. Согласно проекту город должен был раскинуться на двух берегах Онеги, вдоль нее планировали сделать бетонную набережную - их тогда строили по всему Советскому Союзу, так было модно - и возвести высотные дома. Отличительной особенностью Северороссийска должны были стать лесные массивы прямо на территории города, ведь искусственные насаждения никогда не заменят настоящий хвойно-лиственный лес.

Над технической документацией завода и нового города трудились десятки проектных институтов. Жилые кварталы возводились - на чертежах - в известном Ленинградском государственном институте проектирования городов - ЛенГИПроГор. Его детища - город Северодвинск и привокзальный район Архангельска. Ежегодная сумма, которую предполагалось тратить на строительство, около двадцати миллионов советских рублей. Расселять трудящихся хотели в пятиэтажках улучшенной планировки и девятиэтажках девяносто третьей серии. К тысяча девятьсот восемьдесят пятому году в Северороссийске должно было проживать пятьдесят тысяч человек. А к расчетному сроку строительства, 2000 году,- уже сто тысяч. Функции районного центра должны были перейти к Северороссийску, об этом даже есть соответствующая запись в пояснительной записке к проекту планировки будущего города. В Плесецкий район к 2000 году должны были приехать 135 тысяч человек со всего Советского Союза.

Вообще, когда листаешь проектные документы любого города, становится немного не по себе. Жизнь каждого горожанина расписана по минутам. Как он будет отдыхать, на чем ездить на работу - все уже запланировано, установлено теми, кто разрабатывает огромные тома технической документации. Скажем, схема затрат времени жителей Северороссийска: в перспективе они должны добираться до работы максимум тридцать минут, а в среднем - двадцать две. Через несколько страниц рассчитано количество телефонов в будущем городе. На сто тысяч человек, в соответствии с советскими нормами, приходилось двадцать тысяч номеров. К 2000 году северороссийцы ежегодно должны были съедать 21 700 тонн картофеля, 152 тысячи тонн мяса и 56 миллионов куриных яиц. Для этого предполагалось создать новый укрупненный колхоз "Плесецкий". Даже количество навоза для удобрения полей сосчитали: 200 тысяч тонн в год.

Новая дорога должна была соединить новый город с Плесецком и московской трассой. Планировали построить вокзал и аэропорт, запустить рейсы до Москвы, Ленинграда и других городов.

Город и завод обошелся бы Советскому Союзу, вкупе с Венгрией и Болгарией, почти в полмиллиарда рублей. Для тех, кто хочет посчитать в долларах: 16 декабря 1985 года Госбанк СССР рассчитывался с зарубежными поставщиками, исходя из 76 копеек за один доллар.

Градообразующее предприятие Северороссийска - глиноземный завод обещал стать крупнейшим в стране. Проектная мощность предприятия - 1миллион 100 тысяч тонн глинозема в год. Кроме того, здесь должны были производить редчайшие металлы - галлий и ванадий. Далекая перспектива - алюминиевый завод. Производство, как известно, энергоемкое, поэтому речь зашла даже об атомной электростанции. К строительству города уже готовы были приступать, ждали только поступления денег на счета. Теперь на Североонежском бокситовом руднике говорят, что большую часть бюджета Архангельская область могла бы иметь именно от алюминиевых заводов Плесецкого района. Подобное сейчас наблюдается в Вологодской области. Административный центр - Вологда, а самый богатый и деловой город - Череповец с гигантским заводом "Северсталь".

Как ни странно, но препятствием развития промышленного узла стала далекая Африка, а точнее - социалистическая республика Гвинея-Бессау. В те годы там началась разработка бокситовых месторождений. Причем, африканские бокситы оказались качественнее плесецких - их было легче добывать: болот в Африке не было. Вполне вероятно, что, кроме экономики, огромную роль сыграла большая политика - тогда СССР активно участвовал в судьбе дружественных африканских государств. А для гвинейских бокситов специально строился Николаевский глиноземный комбинат на Украине. Именно на него ушли деньги, которые планировали вложить в Архангельскую область. Учли и то, что плесецкий боксит трудно добывать - пробиться к руде сквозь северные болота чрезвычайно сложно, не раз на руднике тонули гигантские экскаваторы. В результате, политические приоритеты привели к колоссальному экономическому просчету: Николаевский завод ныне за границей, а Гвинея отправляет бокситы преимущественно на Запад.

Сегодня на Североонежском руднике работает уже третье поколение горняков. Вместо технополиса на берегу Онеги только рудник и поселок населением шесть с половиной тысяч человек. Хотя видно, что Североонежск строился как город: он напоминает жилой квартал большого города, только вокруг тайга... Одной только проектной документации с начала восьмидесятых было списано более чем на 4 миллиона советских рублей (курс доллара приведен выше).

В Североонежске ныне успокаивают себя тем, что у великой несостоявшейся стройки, как у медали, две стороны. Если бы завод построили, то экология района оставляла бы, мягко говоря, желать лучшего. Загрязняется вода, загрязняется воздух; большое количество отходов, пыли - вот что могло ждать жителей Северороссийска.

Сколько алюминиевой руды скрывает в себе плесецкая земля, можно только догадываться. Информация эта относится к разряду стратегических и разглашению не подлежит. Но на карте можно увидеть, что из трех разведанных месторождений - Плесецкого, Дениславского и Иксинского - сейчас разрабатывают только последнее. Огромный Североонежский рудник - лишь небольшой участок на карте. Одним словом, горная промышленность в Архангельской области толком еще и не начинала развиваться. У Поморья, считают на руднике, в этом плане все еще впереди. Кстати, по проектным документам Северороссийска, говорят специалисты, можно работать и сейчас, была бы только возможность.



Независимый взгляд:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя