Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Независимый взгляд
29 сентября 2004 (30)
Константин ТАРАКАНОВ

Узловой пункт "ленд-лиза"

Одной из самых ярких страниц истории Архангельска стали северные конвои. Караваны судов приходили к нам по специальному договору с союзниками о "ленд- лизе" (от английских слов "Lend"- давать взаймы и "lease"- сдавать в аренду), подписанному 1 октября 1941 года в Москве. По условиям договора, США и Великобритания обязались оказывать Советскому Союзу помощь в виде поставок различной военной продукции. Взамен союзники требовали поставок некоторых видов стратегического сырья.

Существовало три главных направления доставки "ленд-лизовских" грузов в СССР - северное, тихоокеанское и транс-иранское. Северное направление было наиболее коротким. Суда по нему шли 10 - 12 дней. Основной поток грузов устремился через Архангельск. Всего за годы войны к нам прибыло 738 транспортных судов, пришедших из Швеции и Исландии. Конечным пунктом конвойных рейсов были Мурманск, Молотовск (нынешний Северодвинск) или Архангельск. Конвои, шедшие в СССР до конца 1942 г., обозначались литерой "PQ", уходящие отсюда - "QP". С 43-го года, и вплоть до конца войны конвои стали обозначаться "SW" и "RA" и носить порядковые номера, начиная с 51-го.

Первый пробный конвой "PQ-0" в количестве семи судов прибыл в Архангельск 31 августа 1941 года. Вначале обуреваемые идеей блицкрига гитлеровцы не придавали особого значения конвоям. После провальной битвы за Москву немцы поняли свою ошибку, перебросив на Север крупные воинские соединения. На караваны началась настоящая охота. Особенно пострадал конвой "PQ-17"(в количестве 37 судов), вышедший 27 июня 1942 года из Рейкьявика. Вместе с иностранными в нем было и два советских транспорта - "Донбасс" и "Азербайджан". Союзники организовали мощное сопровождение в виде 42 военных кораблей и подводных лодок, рассредоточенных по всему пути каравана вплоть до зоны ответственности СССР. Это было вызвано тем, что в Лондоне стало известно о планах гитлеровцев напасть на конвой значительными силами, возглавляемыми линкором "Тирпиц".

В начале для нас все складывалось удачно. Ненастная погода почти на неделю скрыла конвой от глаз врагов. Его обнаружили лишь 1 июля. Через два дня на перехват "PQ-17" вышла большая германская эскадра. О ее выходе стало известно в Британском адмиралтействе, руководившем проводкой конвоев. Видимо, посчитав, что четыре крейсера, сопровождавшие на тот момент караван, вряд ли справятся с бронированной эскадрой противника, первый лорд Британского адмиралтейства Паунд отдал приказ конвою рассредоточиться, а кораблям сопровождения отправляться на соединение с основными силами.

В общем, "PQ-17" был брошен на произвол судьбы. Каждой конвойной единице "предоставили возможность" добираться до русских берегов самостоятельно. Без защиты транспорты стали легкой добычей для противника. Герман-ское командование даже привлекло несколько сьёмочных групп, чтобы запечатлеть на будущее, как успешно расправляются с врагами доблестные немецкие войска. Впрочем, корабли не собирались сдаваться без боя. Большинство судов несмотря на слабое вооружение отчаянно сопротивлялось, нанося противнику ощутимый урон. Но, к сожалению, силы все же были не равны. Конвой был практически уничтожен. Из 37 кораблей до северных портов Советского Союза добрались лишь 11. Из них 6 - в Архангельск и 1 - в Молотовск. В боях с врагами погибло более 200 моряков.

Несмотря на многочисленные жертвы и потери груза северный маршрут "ленд-лиза" сыграл значительную роль в обеспечении обороноспособности СССР. В том числе и благодаря Архангельскому и Молотовскому морским портам. Всего за годы Великой Отечественной войны порт областного центра переработал свыше 3 миллионов тонн грузов, Молотовский порт - почти полтора миллиона. От нас в действующую армию ушло 2312 самолетов, 3428 танков, 819 бронемашин, много другой присланной союзниками боевой техники. Огромную роль в успешной разгрузке сыграл знаменитый полярник Иван Папанин. В октябре 1941 г. Иван Дмитриевич был назначен уполномоченным Государственного Комитета Обороны по перевозкам на Севере и организации выгрузки в Архангельском порту. При его непосредственном руководстве шли непрерывные дноуглубительные работы на акватории порта, строились новые причалы - небольшая железнодорожная станция Исакогорка превратилась в мощный сортировочный узел, откуда днем и ночью уходили на фронт составы.

Во время войны Архангельский порт впервые стал круглогодичным. Главным центром выгрузки были сделаны причалы Экономии, до которых зимой союзные конвои доходили с помощью ледоколов. К сожалению, Экономия не имела тогда прямого выхода к основным магистралям, ведущим на фронт. Чтобы исправить это положение, в начале 1942 года от главных архангельских причалов до Исакогорки была проложена железная дорога, проходившая не только по земле, но и по льду Северной Двины.

Все грузы проходили мимо Архангельска. Областному центру не доставалось ничего. Город голодал. В отдельные дни норма выдачи хлеба составляла 75 граммов - почти блокадная пайка. Архангелогородцы переходили на подножный корм. Объявлялся сбор грибов, ягод, крапивы. Организовывались промысловые экспедиции на острова Новой Земли по добыче яиц и мяса морских птиц, тюленьего жира, морской капусты. Известны случаи, когда люди ели собак и ворон. Но и такой рацион помогал не всегда. Архангельские старожилы помнят, как грузовики, доверху наполненные трупами, въезжали на город-ские кладбища.

Архангельск перестали снабжать и промышленными товарами. Не хватало самых простых вещей. Даже обычные иголки вручались лишь победителям социалистического соревнования. К бытовым трудностям добавились налеты немецко-фашистской авиации, ежедневно разрушавшие центральный город области. Благодаря мужеству бойцов противовоздушной обороны и простых жителей Архангельска удалось сохранить в работающем состоянии основные промышленные предприятия, порт и железнодорожную станцию. Не позволили гибнуть и госпиталям. Во время войны наша область стала тыловой базой Карельского фронта. Уже в первый год сражений на ее территории был размещен 31 госпиталь на 14280 коек. Поражает активно развернувшееся тогда донорское движение. За 41-42 годы 15 тысяч голодающих северян поделились с ранеными своей кровью.

Тяжело далась областному центру Великая Отечественная. 23 тысячи архангелогородцев погибли на полях сражений и 38 тысяч умерли от голода и бомбардировок. Столица Севера тогда потеряла почти четверть своих жителей.



Независимый взгляд:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета