Пресса Архангельской области
 


Независимый взгляд
2 марта 2005 (7)
ЛЮДМИЛА ЕГОРОВА,

Мой Федор Абрамов

(Окончание. Начало в NN 4, 5 и 6)

- А вот такая "вещь", как слава, известность?..

- В каком-то интервью Федор Александрович говорил о пользе чувства тщеславия в творчестве...

А слава... К этому особому состоянию он не был равнодушен. Но все это было у него как-то очень естественно, откровенно, иногда даже и как нарочитая игра, он не пыжился от этой своей славы, не надувался, не подавал человеку, даже случайному, два пальца, а потому в этой игре в знаменитость был, как мне вспоминается сейчас, особенно радушен, естественен и красив. Гордился, например, что в Сорбонне лекции читал, подчеркивал не раз это, не держал в себе.

- А ведь Федор Александрович был еще и самым выездным писателем.

- Да, пожалуй. Ездить за границу тогда было престижно, эти поездки он очень любил. Всегда ставил общественность в известность, вот, мол, Федор Александрович Абрамов отправился туда-то. Литературная публика в Москве все о нем знала: и куда он поехал, и когда он приехал.

Мне кажется, видеть в отношении людей к себе подтверждение тому, что ты известный писатель, что твои сочинения вызывают интерес подлинный, а не лицемерный, не формальный, было для Федора Александровича неподдельной радостью. И в компании своих людей, особенно неравнодушных к проблемам деревни и к тому, как это все изображено в его книгах, он делался оживленным и даже в речи впадал в пинежские интонации...

Но в компании, для которой он был просто автор, один из многих, Федор Александрович чувствовал себя неуютно. Тем более, если эта компания была равнодушна к народному, скажем так, бытию. Мне вспоминается премьера "Деревянных коней" в Театре на Таганке. Спектакль в этом театре был важен для Абрамова как неоспоримый аргумент его писательской известности, как безоговорочное признание в столичных кругах...

Но вот сам спектакль: по сцене развешаны бороны, символизирующие как бы всеобщую, всенародную тюрьму, концлагерь... На фоне этих борон-символов и происходит истерическое, шумное действо, весьма отдаленно напоминающее что-то из абрамовских текстов. Вся эта символика и стилистика спектакля были весьма далеки от его произведений.

Но чего-то другого и ждать было трудно. По сути, всякий спектакль в этом театре в то время был политическим действом, автором которого был режиссер Любимов. И в данном случае повесть Абрамова была только удобным поводом. И сам Федор Александрович это прекрасно понимал, и потому я не слышал от него к такой трактовке его сочинений ни претензий, ни упреков.

Театр на Таганке на том и стоит: годится все, что с наибольшим сценическим эффектом можно использовать в организации представления. Тем более, если это дает возможность побольнее, потоньше, поэффективнее уязвить. Нет, даже не советскую власть как таковую, а показать некое московское клубное представление о коммуно-бюрократическом полицейском режиме...

- Может быть, режим, выдававший разрешения на спектакли и книги, преследовавший инакомыслящих, того и стоил?

- В этой сценической клетке из борон было столько грубого, прямолинейного, столько вызывающего политического жеста, что в корне противоречило лиризму повести Абрамова и даже трагической судьбе человека как частного, индивидуального существа. Я уж не говорю о противоречии самому общественному поведению Абрамова, его гражданской - далеко не диссидентской - позиции.

Понимаю, что для режиссера Любимова, вообще для людей с подобным творческим темпераментом, на свете нет иной высшей творческой воли, кроме своей. Из таких деспотических, самоуверенных натур получаются диктаторы - и административные, и театральные. Тут разницы не так и много. Для одних материалом творчества служит живая действительность, жизнь людей, жизнь целого народа.

И вот эту жизнь необходимо согнуть под свое представление, заставить любыми способами жить и работать правильно, потому что прежде народ этот жил и работал неправильно. Для других диктаторов, вроде Станиславского или Любимова, материал этот - условная действительность театральной сцены, условная жизнь, условные люди-актеры, которых необходимо заставить говорить и делать на сцене то и так, как я, режиссер, считаю это необходимым для наибольшего сценического эффекта. Любимов со своим театром если с кем и воевал, кому и противостоял, то только себе подобному театру - театру на Старой площади. И тут все шло в дело: и актеры, и литературные тексты. По сути, эти театры -антиподы, достойные друг друга...

Это особенно стало мне очевидно на традиционном, как можно думать, банкете в Доме актера, куда все поехали из театра. Я не любитель таких мероприятий, да и компания чужая, и мне хотелось поскорее восвояси. Но то ли Федор Александрович не хотел оставаться вовсе один среди театральных людей...

Одним словом, он сказал: "Нет-нет!" - и все поехали на Пушкинскую площадь. Стол, помню, большой, вся труппа за ним одним, выпивка, закуска... Актеры, уже не те шумные и энергичные, какие бегали на сцене среди борон в сарафанах и телогрейках, а в обычной своей одежде, сдержанные и немногословные, и здесь трепетно внимали своему богу, а бог что-то негромко и шутливо говорил...

Видимо, был тост и за автора -писателя Абрамова Федора Александровича...

Сказал слово и Федор Александрович... И артистка Славина, игравшая роль Милентьевны, маленькая, худенькая, вся словно комок нервов, вдруг смутилась, обрадовалась, глаза загорелись... Федор Александрович знал, что сказать, знал и то, как обрадовать человека. Но это был краткий эпизод какого-то прорыва сокровенного чувства, момент какого-то единения...

Видимо, останься они вдвоем, вдосталь наговорились бы и о Пинеге, и о действительной Милентьевне, и обо всей драме раскулачивания... Но ведь все это было уже малоинтересно, куда занятнее и значительнее были рассказы Юрия Петровича о том, как он отстаивал и этот спектакль, и другие, и что он сказал тому секретарю или этому министру.

Юрий Петрович превосходно рассказывал о себе, о своей борьбе с идиотами- бюрократами, которым, разумеется, не оставлялось никаких шансов на оправдание. И все, все слушали его затаив дыхание и буквально смотрели ему в рот. И сам он был такой красивый, в себе уверенный, как бы естественно парящий и привычно возвышающийся над всей компанией - как Монблан.

Может быть, при той подсобной роли, какую играла в спектакле литература, второстепенность, необязательность писателя Абрамова была и естественна. Однако сам-то писатель Абрамов с большим трудом мирился с тем, что здесь ему и сказать нечего, да и вообще он как бы и ни при чем. Может, я и преувеличиваю.

Во всяком случае, Федор Александрович явно отбывал номер - без вдохновения. И это было совсем не то, что на ужинах в Доме литераторов: там все, начиная от вахтера, узнавали его, торопились пожать руку, высказать восхищение, справиться о здоровье; кто-то говорил ему "О, Федор!", а кто-то - "Федя!..".

И норовили присесть за столик, послушать одну только эту северную говорю...

Любые проявления интереса к нему, а то и некоторой зависти вдохновляли его. И даже среди шума и дыма многолюдного ресторана он был в центре всеобщего внимания. В эту минуту его темные глаза блестели особенно азартно, он был великодушен, со всеми ласков, со всеми разговорчив, давал свой адрес и телефон... И это были не просто свидетельства вежливости...

Здесь же, в Доме актера, в этом тихом застолье Абрамов был явно не в своей тарелке. Но нес свой крест терпеливо... Так мне казалось.

По поводу спектакля в Театре на Таганке он не оставил никаких заметок, точно и не было в его судьбе этого факта. Совсем не то, что спектакль "Дом" режиссера Льва Додина в Ленинграде и в архангельском театре...

Вот здесь Федор Александрович был в своем реалистическом мире народной жизни, в своей стихии борьбы за социальную справедливость и правду, за достоинство крестьянина-труженика, за человеческое в человеке, как он, материалист и социалист по убеждениям, это понимал...



Независимый взгляд:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Новый Архангельск
Защита прав граждан
Вельская неделя