|
Нарьяна вындер
2 августа 2007 (113-114)
Валентина ХАНЗЕРОВА
Канинская школа - путевка в жизнь
Сегодня мы завершаем публикацию воспоминаний об истории Канинской школы, одной из самых старых и
необычных окружных школ. В октябре этого года Шоинская школа, являющаяся неотъемлемой частью
школы Канинской, будет отмечать свой 75-летний юбилей. Канинская школа дала путевку в жизнь многим
известным в округе людям. Каждый из них до сих пор с теплом и нежностью вспоминает своих учителей,
первых директоров и маленькое деревянное, но такое родное здание школы - стартовой площадки,
откуда многие из наших земляков отправились в большую, долгую и интересную жизнь.
Заслуженный учитель школы РСФСР Валентина Ханзерова вспоминает сегодня о главном человеке
Канинской школы - ее директоре Анатолии Петровиче Анашкине.
Хари'' хибяри
Учителя и воспитатели были очень внимательными, никогда не кричали, не оскорбляли, не попрекали, что
нас тут кормят и одевают, а мы такие неблагодарные - все рвемся в свою тундру. Уважали в нас людей, чего
подчас не хватает в современных школах. Было полное взаимопонимание между воспитателями и
воспитуемыми.
Так что мы были переданы в надежные руки наших учителей, воспитателей, директора Анатолия Петровича
Анашкина. Именно о нем мне хочется рассказать особо. Все мои ровесники, я уверена, с благодарностью
вспоминают Канинскую школу, ее директора и коллектив.
Анатолий Петрович пользовался непревзойденным авторитетом и доверием родителей и учеников. Он знал
всех ненцев и коми с Канина поименно, а тундровики звали его "Хари'' хибяри" - Свой человек. Может ли
быть что дороже, чем такое признание его как человека и учителя? Поэтому родители были спокойны,
насколько может быть спокоен родитель, оставляющий свое дитя почти на год.
Анатолий Петрович был прекрасным педагогом, любил свою работу и детей. Он преподавал ненецкий язык,
свободно владел им. Дети отвечали ему взаимностью, называли его самым дорогим словом "нисява"" - наш
отец, хотя тогда у всех были отцы. Если кто-то из окна столовой увидит, что идет директор, мгновенно, как
по эстафете, передавалось от стола к столу: "Нисява" яда - идет отец". Наступала тишина, все
подтягивались, даже самые озорные. Хотелось быть на высоте в его глазах, не огорчать, сделать ему
приятное. И мы старались.
Анатолий Петрович следил за тем, чтобы нас вкусно кормили. Помню такой случай: на ужине почти
нетронутой осталась пересоленная пища. У него, вероятно, был крупный разговор с поварами. Как
директор он был очень требовательным и строгим, на первом месте всегда были дети. Уже собрались к
отбою, вдруг звонок. Все в недоумении: куда? Оказывается, по распоряжению директора приготовили
новый ужин. Нельзя же детей оставлять голодными.
Внимательным и заботливым был наш директор. После отбоя он обходил спальни, кому подушку поправит, у
кого поднимет свесившийся угол одеяла или просто погладит по голове.
А какие веселые вечера были у нас, особенно Новый год! Досуг тоже надо уметь организовать. Чтобы
зажечь других, надо самому гореть, уметь многое. Это удавалось нашим учителям и воспитателям. Но душой
вечеров был, конечно, сам директор. Он одинаково хорошо пел, плясал, а в Новый год почти всегда был
Дедом Морозом. Кто устоит на месте, если заиграет на баяне Анатолий Петрович!
Я думаю, ученики, особенно девочки, были в него немного влюблены; красивый, высокий, всегда
подтянутый, веселый, остроумный. Поистине, ни к кому другому как к учителю подходят ставшие крылатыми
слова: "В человеке все должно быть прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли". Учитель всегда
находится под прицелом детских глаз, критически оценивающих его с головы до ног. Для учеников все
важно, как и во что учитель одет, какова его речь, как ведет себя, как ходит... А какая походка была у
Анатолия Петровича! Легкая, неподражаемая.
После школы, института, уже будучи в возрасте, я несколько раз встречалась с Анатолием Петровичем в
Шойне, Кие, в Архангельске. В разговоре с моим первым директором я никогда не могла перешагнуть
дистанцию между учителем и ученицей, терялась, будто снова становилась школьницей.
Когда родители проезжали через Шойну, обязательно заходили в школу, встречались с учителями, с
директором, интересовались успеваемостью и дисциплиной своих чад. Оставляли мясо для интерната на
целую зиму, рыбу - бочки соленого гольца. Зимой давали нам айбурдать сырое мороженое мясо. Так было
до Отечественной войны.
Время потерь и расставаний
В самом начале войны проводили на фронт директора Анатолия Петровича, плакали учителя и учащиеся,
не говоря уже о его семье: осталась жена Таисья Николаевна с двумя маленькими сыновьями и старенькой
матерью.
Вскоре в школе остался только женский коллектив. Директором работала Полежаева Елизавета Петровна.
Русский язык вела Анастасия Игнатьевна Овчинникова, математику - Галина Степановна Медведева,
географию - Надежда Всеволодовна Плотникова (Лобанова), историю - Аполлон Дмитриевич Коновалов.
Было очень трудно, холодно, голодно, как везде и всем в то время. Болели, умирали, немецкие самолеты
летали над Шойной, а мы прятались в бомбоубежище.
Учились в годы войны в Канинской школе знакомые многим люди, это Александр Канюков, Алексей Пичков,
Алевтина Выучейская, сестры Людмила и Полина Бобриковы и много, много других, которые потом
продолжали учиться в педучилище, а затем в вузах страны.
Работали учителями, врачами, были среди выпускников писатели, поэты, партийные и советские работники,
все оленеводы Канина прошли через Канинскую школу.
Говорят, школа славится своими учениками - истинная правда. Никто из нас не опозорил свою школу, не
было стыдно за нас нашим наставникам. Передовик оленеводства Максим Бобриков был депутатом
Верховного Совета СССР, Вячеслав Выучейский - депутатом Верховного Совета РСФСР, председателем
Собрания депутатов НАО.
Поэт Алексей Пичков и писатель Александр Канюков прославили в произведениях свою малую родину -
Канин, ее тружеников, их знают не только в округе, но и за его пределами. Бармич Мария Яковлевна -
кандидат филологических наук, автор учебников и учебных пособий, преподаватель языков народов
Севера в Санкт-Петербургском институте им. А.И. Герцена, Латышева Анисья Васильевна - математик,
заслуженный учитель РСФСР, делегат XXIV съезда КПСС.
Всю жизнь посвятила обучению детей математике в школах округа Мария Петровна Ханзерова, а Устина
Максимовна Салтыкова (Бобрикова) - русскому языку и литературе. Немало выпускников Канинской школы
посвятили свою жизнь учительскому труду, нелегкому, но благородному. И в выборе профессии, безусловно,
сыграли не последнюю роль наши первые учителя и директоры Николай Степанович Карпов и Анатолий
Петрович Анашкин.
Прошло много лет, но в сердце каждого из нас живет светлая память о наших наставниках 30-40-х годов,
которые в несравненно трудных, худших условиях, нежели в современных школах, "делали из нас людей" и
успешно справлялись с этой задачей.
Валентина ХАНЗЕРОВА, выпускница Канинской школы
| |