|
Онега
21 апреля 2007 (45)
Илья ИКОННИКОВ.
Поезд-спасатель
ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫЙ поезд - такое подразделение более 65 лет существует в
Малошуйке. Мой собеседник - начальник восстановительного поезда N40-12 Александр
Владимирович КУЗНЕЦОВ. Он заступил в должность недавно (назначение состоялось в
Ярославле, 22 февраля нынешнего года), заменив прежнего начальника Владимира
Николаевича Панфилова, который вышел на заслуженный отдых по состоянию здоровья.
Александр Владимирович - местный, малошуйский. После окончания школы служил в
армии, учился в техникуме, получил высшее образование. Работал в Малошуйской
дистанции пути, был мастером в мастерских, затем главным механиком. Девять лет
назад стал заместителем начальника восстановительного поезда, а теперь -
возглавил его.
- Какова история существования этого поезда?
- В 1941 году, как только открылось движение поездов по вновь построенной
железнодорожной ветке, был организован и восстановительный поезд. Сначала он
базировался в Шунданце, на отдельном пути. Вскоре, когда количество путей в
Малошуйке увеличилось, передислоцировался сюда. Разумеется, за эти десятилетия
неоднократно менялись, обновлялись и техника, и коллектив.
- Основные цели и задачи поезда...
- Главная задача - обеспечение безопасности движения, оперативная и в
максимально короткие сроки ликвидация последствий схода подвижного
состава с путей. Оперативность действий во многом зависит от слаженности и
четкости в работе нашего коллектива. Он небольшой - 23 человека, в основном
молодой. Дежурим по сменам, чтобы обеспечивать постоянную готовность, независимо
от времени суток, праздников и выходных. Ведь авария на магистрали может
случиться в любой момент.
При получении приказа, коллектив нашего поезда должен обеспечить выезд в течение
40 минут и убыть к месту аварии. Движение ему обеспечивается по "зеленой улице",
с максимально разрешенной на участке скоростью. Мы обслуживаем участок
магистрали от границы с Октябрьской железной дорогой (Сумпосад) до станции
Обозерской. Но, в случае серьезных крушений, готовы выехать в любую точку
Архангельского отделения Северной железной дороги, а также на соседнюю,
Октябрьскую железную дорогу.
- Конечно, не дай Бог крушений и катастроф, но все-таки: часто ли случаются
они, а стало быть - и ваши
выезды по боевой тревоге?
По статистике, за последние годы количество сходов поездов с рельсов, аварий и
крушений составов сократилось. Так, в прошлом году наш поезд выезжал лишь один
раз, в Маленгу, на Октябрьскую железную дорогу, там произошел сход вагона. Мы
отработали на отлично, получили благодарность руководства. Аналогичный
восстановительный поезд с Октябрьской железной дороги прибыть не успел, поэтому
мы работали одни, но справились и без помощи
коллег. В нынешнем году тоже был выезд - на станцию Онега. Здесь сошел с рельсов
грузовой вагон, мы отработали оперативно и хорошо.
Но основное наше предназначение - обеспечивать круглосуточную готовность поезда
к работе. Также оказываем необходимую помощь вагонникам, путейцам,
локомотивщикам - чтобы от общей слаженной работы количество сходов подвижного
состава и дальше уменьшалось. Например, помогаем в укладке пути, замене стрелочных
переводов, переброске путевой и прочей ремонтной
техники. Подчиняемся мы начальнику Архангельского отделения Северной железной
дороги, а вышестоящее руководство у нас - в Ярославле.
- Какой техникой, какими возможностями обладает восстановительный поезд?
- В последнее время, за счет средств ОАО "Российские железные дороги",
выделяемых по программе безопасности движения, в нашем поезде обновлена
практически вся техника. Получили два
новых телескопических крана, для выполнения работ под проводами контактной сети.
Один - грузоподъемностью 80 тонн, второй - 60 тонн. За три года получили три
новых бульдозера: два - по 40 тонн, для расталкивания вагонов при больших
крушениях, один -легкий, для более мелких работ. Также получены новые
электростанции. Большая, на 100 киловатт, позволяет при необходимости
обеспечивать электроэнергией даже небольшие поселки. Есть и переносные
электростанции -по пять и 12 киловатт. Поступает к нам также различный
инструмент, тоже по программе безопасности движения: приспособления для резки металла, разжимы и сжимы,
домкраты. Благодаря им, можем выполнять операции по извлечению людей из
покореженных вагонов, а также оказывать помощь жителям пристанционных поселков в
случае природных или техногенных катастроф. То есть отчасти выполняем и работу
спасателей.
- Кого отметим из коллектива?
- Машиниста крана Николая Павловича Полякова, он работает более 20 лет,
передает опыт молодым. Отличные специалисты - машинисты бульдозеров Владимир
Михайлович Шевчик, Иван Александрович Лукинский, Олег Борисович Плешков.
Из молодежи стоит похвалить машиниста электростанции Павла Константиновича
Курбатова, такелажника Артема Федоровича Копьева...
- Наиболее памятные для Вас крушения...
- Ну, например, то, что случилось четыре года назад, на станции Унежма. Там
было большое крушение грузового поезда. Он шел со стороны Октябрьской железной
дороги, въезжал на станцию со скоростью 70 километров в час. В результате излома
рельса, с пути сошло 28 вагонов, груженных углем. По прибытию на место крушения,
мы увидели страшное зрелище: поезд буквально разорвало пополам, один из вагонов
- без тележек и колесных пар, стоял прямо напротив вокзала, то есть его
проволокло почти 500 метров! Горы изуродованных вагонов, искореженного металла.
Слава Богу, что в момент крушения на станции не было людей: авария случилась
ночью, под утро. На месте самого пути - сотни метров перепаханного грунта, из
которого торчали куски рельсов, шпал, металла...
Наша техника оперативно позволила открыть движение по одному из уцелевших путей
станции, а работы по уборке, растаскиванию вагонов этого состава велись в
течение трех суток. При возможности, мы стараемся спасать и груз, чтобы
минимизировать экономические последствия крушения.
В унежемском случае (да и в подобных ему по масштабам), нам на подмогу сразу же
прибыли восстановительные поезда из Исакогорки, Няндомы, Вологды, а также два
поезда с Октябрьской железной дороги. Такая взаимопомощь, еще раз повторю,
незаменима при крупных авариях. Поэтому и мы всегда готовы работать там, где
случится такая беда...
| |