|
Правда Севера
23 февраля 2002 (38)
Доильницына, Татьяна СУХАНОВСКАЯ
Люди выжили в катастрофе под Лахтой
Вечером в пятницу в Лахте, заходя на посадку, упал
военный самолет АН-26, летевший по маршруту:
Североморск - Кипелово - Архангельск. Это крупнейшая
катастрофа у нас в области за последние 20 лет.
Когда борт пропал с радаров, военные тут же
организовали поиски. Уже через полтора часа спецгруппа
лыжников и вертолет обнаружили место катастрофы.
Оперативность спасла жизнь трем пассажирам. Если б
помощь не оказалась такой скорой, раненые истекли бы
кровью и замерзли. Юрия Коледова, который остался
невредим, из металлического плена вытаскивали не один
час.
По колее, прорытой и утрамбованной спасательными
"Буранами", мы добирались от взлетно-посадочной полосы
до места трагедии всего 20 минут. Для самолета -
пустяк, а не расстояние. Но именно эти метры в секунду
оказались для военного борта непреодолимыми. Что стало
причиной: стихия, человеческий фактор, техника, -
предстоит выяснить военной прокуратуре. Черные ящики
направлены на расшифровку, специалисты изучают квадрат
падения и саму машину.
Правда, машины уже нет. Только отколовшийся хвост слепо
таращится в сторону аэродрома да изломанное крыло торчит
ниоткуда. Все остальное - просто бесформенный ком
разноцветного искалеченного металла. Содранная обшивка
похожа на помятую фольгу от шоколадки. На самолетных
останках висят огромные ветки. АН-26 развернут так,
как будто неведомая сила в полете отбросила его
обратно, на близлежащий лес.
По снегу разбросаны обувь, одежда, часы, детские
комиксы... Кроме военных на борту были жена и дочь
одного из офицеров катунинского гарнизона. Семнадцать
человек, из двадцати летевших, погибли. Их извлекали из
металла и вывозили на "Буранах" до трех ночи. Вначале, в
надежде отыскать живых, спасатели ломали металл
буквально голыми руками. Специальный гидравлический
инструмент привезли значительно позже.
Рядом с погибшим самолетом развернут спецлагерь,
поставлена военная палатка, вырыто в снегу место для
"столовой", там кострище и нечто, напоминающее лавки.
Налажена связь и освещение. Снегоходы с прицепами снуют
от лагеря к взлетно-посадочной, и обратно. Военные
работают над выяснением причин. О версиях молчат.
Относительно падения удалось услышать лишь одно
высказывание профессионала.
- Ведь по курсу же практически летел! - сокрушенно
развел руками прибывший с нами офицер.
По курсу-то по курсу. Только погода для перелетов, судя
по сшибающему с ног ветру, в четверг была не очень
неподходящей. И вечерняя темень не способствовала. И
экипаж североморский, а не катунинский, для которого
лахтинская полоса - родная. И выживший летчик (второй
пилот), говорят, объяснял спасавшим его людям, что
его яко бы заменили, потому он и оказался не в кабине,
а в салоне.
Как нам удалось выяснить, подмена второго пилота,
событие, не из ряда вон выходящее. Из-за недостатка
горючего ВВС не балует себя лишними тренировочными
полетами. Поэтому работу командира корабля в сложных
метеоусловиях вполне мог контролировать проверяющий,
который садится обычно именно на место второго пилота.
В сложных метеоусловиях могло возникнуть и решение о
замене второго пилота более опытным.
Версий того, почему АН-26, сбрив верхушки леса, рухнул
в секундах от посадочной полосы, напрашивается немало.
Но правильной признают только одну, которую, завершив
работу, выскажет военная прокуратура.
Общий сбор поисковиков-спасателей объявили почти через три часа после катастрофы
После того, как в 20 часов 44 минут Ан-26 пропал с
радаров, к месту трагедии в Лахту выехала оперативная
группа Областной службы спасения, на поиски ушел
вертолет, военные отправились искать самолет на лыжах и
буранах. Но, как известно, у нас в городе базируется
еще и областная поисково-спасательная служба,
непосредственно подчиняющаяся МЧС. Главное ее
назначение - спасение и эвакуация людей во время
стихийных бедствий, катастроф, массовых аварий. Именно
в их распоряжении находится тяжелая техника, бураны,
гидравлическое оборудование, переносная электростанция
- все то, что в первую очередь нужно для
спасения людей.
Только в 21 час 30 минут поисковикам сообщили, что от
них требуются буран, сани, гидравлическая техника и
трое людей. После этого первая группа выехала в Лахту.
Только в половине двенадцатого ночи из управления по
делам ГО и ЧС области пришло распоряжение объявить
сигнал-сбор поисковиков-спасателей, отправить группу и
дополнительную технику к месту падения Ан-26... В 0
часов 40 минут вся необходимая техника и люди были
отправлены в Лахту. Напомним, с момента катастрофы
Ан-26 к тому времени уже прошло 4 часа. Кстати, двое из
тех поисковиков, что до самого утра работали на месте
катастрофы, несколько лет назад точно также в морозный
день разбирали обломки упавшего под Вельском МиГа.
До того, как поисково-спасательная служба привезла к
месту катастрофы переносную электростанцию, спасатели и
военные работали с фонарями, а в носовую часть без
гидравлики проникнуть было очень сложно. Почему
оперативные службы сработали не совсем оперативно?
Сколько драгоценного времени было потеряно, и могли ли
эти упущенные минуты, часы сыграть существенную роль в
спасении людей? Наверное, ответить на этот вопрос, пока
все не выйдут из шока, не разберутся, что да к чему,
невозможно.
По сложившейся практике оперативная группа дежурит
круглосуточно лишь в Службе спасения, ночью она
прибывает на место происшествия, и только при
необходимости задействовать технику и дополнительные
силы принято вызывать тяжелогруженых поисковиков. Но
неужели пропавший с радаров при посадке самолет не
является поводом для того, чтобы управление по делам ГО
и ЧС объявило общий сбор и незамедлительно дало
распоряжение отправить машины, бураны, гидравлику,
закаленных в работе на подобных катастрофах людей к
месту происшествия?
********
Погода была против полетов
Как сообщили архангельские метеорологи, вчера штормовой
ветер со снегом гулял почти по всей области . Так, в
Яренске его порывы достигали 20 метров в секунду, в
Шенкурске - 15, в Котласе и Северодвинске - 16, в
Архангельске - 12-14 метров в секунду. Причина -
глубокий северо-западный циклон. Пик штормового ветра
метеорологи зафиксировали примерно в то время, когда
упал самолет. Но уже через несколько часов ветер стих,
а спасателям при работе помогала яркая луна...
**************
Двоих пассажиров Ан-26 спас случай
По нашим данным, на упавшем в четверг самолете вместе с
остальными пассажирами должны были лететь еще двое, но
по каким-то организационным причинам не полетели.
Мужики в шоке - словно второй раз родились...
**************
Транспортный самолет АН-26 предназначен для перевозки и
десантирования грузов на линиях малой и средней
протяженности. Благодаря большой ширине проема
грузового люка (2,4 м) и установке специальной
трап-створки возможна удобная погрузка как с земли, так
и из кузова автомобиля.
АН-26 оснащен двумя турбовинтовыми двигателями и одним
дополнительным реактивным, установленным в правой
гондоле основного двигателя.
Экипаж самолета - 4-5 человек. Крейсерская скорость на
высоте 6000 м - 440 километров в час. Техническая дальность
полета с максимальным грузом - 740 километров. Техническая
дальность полета с максимальным запасом топлива - 2200
километров. Максимальная коммерческая загрузка - 5,2
тонн. Потребная длина взлетно-посадочной полосы - 1800
метров.
| |