|
Правда Севера
9 мая 2002 (85)
Казанцев
"Параван" достал его с Ягодника
В эти майские дни снова снимаю с полки книгу доктора
исторических наук, профессора ПГУ Михаила Николавевича
Супруна "Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг". И
перечитываю не столь уж объемную, но интереснейшую
главу ее - "Операция "Параван". Это история того, как
был уничтожен "король океанов", бронированный монстр,
крупнейший линкор фашистской Германии "Тирпиц".
Хочется сделать небольшое отступление. Как-то у меня
зазвонил телефон. Звонившую в редакцию женщину я
попросил для начала хотя бы представиться.
Представилась она так: "Я - дитя, опаленное войной!". И
назвала свою фамилию. В переложении на прозу это
означало: детские годы ее совпали годами войны. Я не
мог не улыбнуться: как иногда трансформируются в нашем
сознании газетные заголовки! Или названия наших
кампаний. Вот и это, широко известное, - "Детство,
опаленное войной". Сам я тоже из этих, "опаленных".
Когда в августе 42-года фашисты начали авианалеты на
Архангельск, наша мать, как и десятки, а, может, и
сотни других наших женщин, в одночасье по понятным
причинам оставшихся без своих мужиков, схватила меня с
сестренкой и на пригородной макарке поехала вверх по
Двине куда глаза глядят. Доехала до последней
остановки - до деревни Чевакино. Пристроила нас в одной
из совсем не знакомых крестьянских семей, с которой я
знаком и по сию пору. И в пять утра уехала обратно в
город - попробуй-ка в военное время опоздать на работу!
* * *
Уничтожение обоих линкоров - заслуга именно англичан.
На их же счету и линкар "Шарнхост", немало немецких
субмарин, потопленных в северных морях. Ощутимы и их
собственные потери, ибо это была драматичнейшая схватка
за господство в Атлантике. "Бисмарк" был уничтожен ими
в 1940-м, еще до вступления нашей страны в войну.
Все знают о трагедии каравана РQ-17. Из трех с
половиной десятков его судов в июне 42-го фашисты
потопили две трети. Над сотнями моряков смыкались волны
холодных северных морей. Прошедшие этот ад, сохранили о
том суровую память.
Эта атака свидетельствует кроме всего прочего и о том,
как непросты вопросы истории. Военной - тем более.
Атака была - это никто не оспаривает. Залп четырех
кормовых торпедных аппаратов "К-21" тоже был. Но вот
было ли попадание в борт бронированного монстра?
В 91-м году, когда отмечалось 50-летие первого конвоя,
прибывшего в СССР ("Дервиш-91"), я писал в "ПС" об
одном из старейших моряков-механиков Иване Петровиче
Хабарове. Так вот он вспоминал: после войны, участвуя в
приемке трофейных немецких судов в Гамбурге, встретил
немца-механика с линкора "Трипиц". И тот, поскольку сам
участвовал в походе линкора, утверждал, что попадание
было.
Сегодня я все-таки склонен верить тому же М.Н. Супруну.
И его коллеге Д.Ю. Лузину, аспиранту ПГУ. Он в сборнике
"Война в Арктике" пишет: "Есть версия, что в "Трипиц"
попали одна или две торпеды. Она сейчас опровергается
большинством историков, но факт попадания или
непопадания торпед в "Тирпиц" в конечном счете не столь
важен: главное, что немецкая эскадра после этой
торпедной атаки развернулась и ушла обратно на базу.
Известно лишь, что немцы перехватили сообщение Н.А.
Лунина о торпедной атаке. Но еще долгое время, вплоть
до его уничтожения британской авиацией, "Тирпиц"
продолжал быть дамокловым мечом, висевшим над
арктическими конвоями союзников". Тот "меч" и начали
выбивать их рук фашистов как раз с острова на Двине...
В декабре 71-го года я, тогда корреспондент "Моряка
Севера", в составе экипажа теплохода "Правда"
участвовал в рейсе на Англию и Бельгию. В это время
года в северных морях свирепствуют штормы, и суда,
тяжело груженные лесом, нередко уходят в норвежские
шхеры. И под прикрытием гор идут их лабиринтами. Это
плавание в горах (не правда ли, читатель, -
удивительнейшее сочетание - плавание и горы!) иногда
продолжается сутками. Красоты тамошнего пейзажа,
которыми, правда, удается полюбоваться из-за темноты
полярной ночи лишь считанные часы, когда лишь немного
светает, описанию не поддаются.
Погрешу против истины, если скажу, что тогда сразу же
вспомнил о далеком Ягоднике - острове на Двине. Тогда,
знаете ли, об умении наших союзников, хорошо воевать
если и не умалчивали, то не часто и вспоминали. О
неумении (а оно тоже бывало!) вспоминали чаще. Да, я
знал, что именно англичане уничтожили тот дамоклов меч,
но прочитал об этом подробно лишь в недавние годы.
Когда взял в руки упомянутую книгу М.Н. Супруна. И
беседовал с ее автором, об операции "Параван".
Следует заметить, что "Тирпицу" часто очень везло. В
лабиринтах норвежских шхер, где могут укрыться все
флоты мира вместе взятые, его очень часто от авиации
скрывала еще и непогода, обычная на Севере низкая
плотная облачность. Вот и в тот раз, когда с аэродрома
Лузимаут в Англии в воздух поднялся 41 самолет
королевских ВВС (в большинстве - новейшие по тем
временам стратегические бомбардировщики "ланкастер",
были еще два "либерейтора" и один - фоторазведчик
"москито") и машины преодолели большую часть пути до
цели, непогода снова скрыла "Тирпица". Воздушная
эскадра повернула на Архангельск, на Ягодник: досюда
было уже намного ближе, чем возвращаться домой.
За вычетом тех потерь - не потерь, а чего-то вроде
(шесть "ланкастеров" из "потерянных" англичане потом
передали нашей стране безвозмездно) через три дня
пребывания в гостеприимном, как отмечали сами
англичане, Архангельске теперь уже 28 "ланкастеров"
поднялись с Ягодника и взяли курс на Каа-фьорд, к
"Тирпицу". На борту у них был 21 "долговязик" (так в
шутку называли англичане специальные пятитонные
сверхбомбы, которыми лишь и можно было взять того
бронированного монстра) и 72 двухсотклограммловых
бомбы. После почти четырехчасового полета самолеты
вышли на цель. На сей раз везучему линкору не повезло с
погодой, но повезло в другом.
Не сразу, удалось установить тогда результаты
бомбардировки. Дней через пять по данным авиаразведки и
сообщениям агентов, удалось выяснить: на сей раз
линкору, наконец-то, все-таки не повезло. Один
"долговязик" сдетонировал под его килем проделав в
сверхмощной броне "Тирпица" пробоину 10х14 метров. А
"ланкастеры" тогда же вернулись на Ягодник.
* * *
Кто-то в праздник Победы помолчит у обелисков, в память
о той войне поставленных. Кто-то "выпьет горькое вино
на помин души" не вернувшихся с войны своих дедов,
отцов. Я же вспомню и когда-то виденные с палубы
пригородной макарки торчащие над берегом самолетные
хвосты. И здесь, на острове, есть могилы (не знаю,
сохранившиеся ли?) наших летчиков.
Борис КАЗАНЦЕВ.
| |