Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Правда Севера
9 мая 2002 (85)
Казанцев

"Параван" достал его с Ягодника

В эти майские дни снова снимаю с полки книгу доктора исторических наук, профессора ПГУ Михаила Николавевича Супруна "Ленд-лиз и северные конвои, 1941-1945 гг". И перечитываю не столь уж объемную, но интереснейшую главу ее - "Операция "Параван". Это история того, как был уничтожен "король океанов", бронированный монстр, крупнейший линкор фашистской Германии "Тирпиц".

Хочется сделать небольшое отступление. Как-то у меня зазвонил телефон. Звонившую в редакцию женщину я попросил для начала хотя бы представиться. Представилась она так: "Я - дитя, опаленное войной!". И назвала свою фамилию. В переложении на прозу это означало: детские годы ее совпали годами войны. Я не мог не улыбнуться: как иногда трансформируются в нашем сознании газетные заголовки! Или названия наших кампаний. Вот и это, широко известное, - "Детство, опаленное войной". Сам я тоже из этих, "опаленных".

Когда в августе 42-года фашисты начали авианалеты на Архангельск, наша мать, как и десятки, а, может, и сотни других наших женщин, в одночасье по понятным причинам оставшихся без своих мужиков, схватила меня с сестренкой и на пригородной макарке поехала вверх по Двине куда глаза глядят. Доехала до последней остановки - до деревни Чевакино. Пристроила нас в одной из совсем не знакомых крестьянских семей, с которой я знаком и по сию пору. И в пять утра уехала обратно в город - попробуй-ка в военное время опоздать на работу!

* * *

Уничтожение обоих линкоров - заслуга именно англичан. На их же счету и линкар "Шарнхост", немало немецких субмарин, потопленных в северных морях. Ощутимы и их собственные потери, ибо это была драматичнейшая схватка за господство в Атлантике. "Бисмарк" был уничтожен ими в 1940-м, еще до вступления нашей страны в войну.

Все знают о трагедии каравана РQ-17. Из трех с половиной десятков его судов в июне 42-го фашисты потопили две трети. Над сотнями моряков смыкались волны холодных северных морей. Прошедшие этот ад, сохранили о том суровую память.

Эта атака свидетельствует кроме всего прочего и о том, как непросты вопросы истории. Военной - тем более. Атака была - это никто не оспаривает. Залп четырех кормовых торпедных аппаратов "К-21" тоже был. Но вот было ли попадание в борт бронированного монстра?

В 91-м году, когда отмечалось 50-летие первого конвоя, прибывшего в СССР ("Дервиш-91"), я писал в "ПС" об одном из старейших моряков-механиков Иване Петровиче Хабарове. Так вот он вспоминал: после войны, участвуя в приемке трофейных немецких судов в Гамбурге, встретил немца-механика с линкора "Трипиц". И тот, поскольку сам участвовал в походе линкора, утверждал, что попадание было.

Сегодня я все-таки склонен верить тому же М.Н. Супруну. И его коллеге Д.Ю. Лузину, аспиранту ПГУ. Он в сборнике "Война в Арктике" пишет: "Есть версия, что в "Трипиц" попали одна или две торпеды. Она сейчас опровергается большинством историков, но факт попадания или непопадания торпед в "Тирпиц" в конечном счете не столь важен: главное, что немецкая эскадра после этой торпедной атаки развернулась и ушла обратно на базу. Известно лишь, что немцы перехватили сообщение Н.А. Лунина о торпедной атаке. Но еще долгое время, вплоть до его уничтожения британской авиацией, "Тирпиц" продолжал быть дамокловым мечом, висевшим над арктическими конвоями союзников". Тот "меч" и начали выбивать их рук фашистов как раз с острова на Двине...

В декабре 71-го года я, тогда корреспондент "Моряка Севера", в составе экипажа теплохода "Правда" участвовал в рейсе на Англию и Бельгию. В это время года в северных морях свирепствуют штормы, и суда, тяжело груженные лесом, нередко уходят в норвежские шхеры. И под прикрытием гор идут их лабиринтами. Это плавание в горах (не правда ли, читатель, - удивительнейшее сочетание - плавание и горы!) иногда продолжается сутками. Красоты тамошнего пейзажа, которыми, правда, удается полюбоваться из-за темноты полярной ночи лишь считанные часы, когда лишь немного светает, описанию не поддаются.

Погрешу против истины, если скажу, что тогда сразу же вспомнил о далеком Ягоднике - острове на Двине. Тогда, знаете ли, об умении наших союзников, хорошо воевать если и не умалчивали, то не часто и вспоминали. О неумении (а оно тоже бывало!) вспоминали чаще. Да, я знал, что именно англичане уничтожили тот дамоклов меч, но прочитал об этом подробно лишь в недавние годы. Когда взял в руки упомянутую книгу М.Н. Супруна. И беседовал с ее автором, об операции "Параван".

Следует заметить, что "Тирпицу" часто очень везло. В лабиринтах норвежских шхер, где могут укрыться все флоты мира вместе взятые, его очень часто от авиации скрывала еще и непогода, обычная на Севере низкая плотная облачность. Вот и в тот раз, когда с аэродрома Лузимаут в Англии в воздух поднялся 41 самолет королевских ВВС (в большинстве - новейшие по тем временам стратегические бомбардировщики "ланкастер", были еще два "либерейтора" и один - фоторазведчик "москито") и машины преодолели большую часть пути до цели, непогода снова скрыла "Тирпица". Воздушная эскадра повернула на Архангельск, на Ягодник: досюда было уже намного ближе, чем возвращаться домой.

За вычетом тех потерь - не потерь, а чего-то вроде (шесть "ланкастеров" из "потерянных" англичане потом передали нашей стране безвозмездно) через три дня пребывания в гостеприимном, как отмечали сами англичане, Архангельске теперь уже 28 "ланкастеров" поднялись с Ягодника и взяли курс на Каа-фьорд, к "Тирпицу". На борту у них был 21 "долговязик" (так в шутку называли англичане специальные пятитонные сверхбомбы, которыми лишь и можно было взять того бронированного монстра) и 72 двухсотклограммловых бомбы. После почти четырехчасового полета самолеты вышли на цель. На сей раз везучему линкору не повезло с погодой, но повезло в другом.

Не сразу, удалось установить тогда результаты бомбардировки. Дней через пять по данным авиаразведки и сообщениям агентов, удалось выяснить: на сей раз линкору, наконец-то, все-таки не повезло. Один "долговязик" сдетонировал под его килем проделав в сверхмощной броне "Тирпица" пробоину 10х14 метров. А "ланкастеры" тогда же вернулись на Ягодник.

* * *

Кто-то в праздник Победы помолчит у обелисков, в память о той войне поставленных. Кто-то "выпьет горькое вино на помин души" не вернувшихся с войны своих дедов, отцов. Я же вспомню и когда-то виденные с палубы пригородной макарки торчащие над берегом самолетные хвосты. И здесь, на острове, есть могилы (не знаю, сохранившиеся ли?) наших летчиков.

Борис КАЗАНЦЕВ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Волна
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря


Новости Архангельска

15:40 2002/07/27/1027770000-2.shtml>"Красный" поезд сорвется в дорогу в любую минуту  15:25 2002/07/27/1027769100-2.shtml>В стане защитников человеческих прав...  15:10 2002/07/27/1027768200-2.shtml>Психотерапевтируйте друг друг, чтобы сохранить семью  14:55 2002/07/27/1027767300-2.shtml>У вас нет друзей? Тогда бегом за аппаратурой - в "ДОМ"  14:40 2002/07/27/1027766400-2.shtml>Меняем квартиру по своему вкусу  14:25 2002/07/27/1027765500-2.shtml>Пресс-релиз  14:10 2002/07/27/1027764600-2.shtml>Коммерческие интересы на туалетной ниве  14:06 2002/07/27/1027764360-28.shtml>В Архангельске сегодня начали праздновать День Военно-морского флота  13:55 2002/07/27/1027763700-2.shtml>Регистрируешь "лицо"? Семь раз проверь...  13:45 2002/07/27/1027763100-28.shtml>В Ненецком автономном округе сегодня отмечают День оленя