Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  
  

Правда Севера
1 августа 2002 (142)
Олег Угрюмов

Уезжает он - праздник, приезжает - праздник!

За печкой в этом доме живет самый настоящий домовой. По ночам, когда Людмила порой засидится за книжкой, он иногда начинает ворчать. Недовольство свое, видимо, высказывает тем, что время опять далеко за полночь, а хозяйка от очередного романа оторваться не может. Она не спорит и не возмущается таким проявлением нечистой силы, а просто посмотрит строго в сторону печного закутка - и шум стихает.

- А кому еще, как не домовому там быть, - признается она вполголоса с оглядкой в сторону печи, - мышей в доме нет, а слышала не раз, как кто-то там ворочается.

А вообще-то домовой в этой квартире ведет себя хорошо. Ведь говорят, что если в доме лад, там и жилец запечный доволен, а где ссоры - там он то посудой гремит по ночам, то подножку невзначай подставит, то мусор по полу рассыплет.

В этом доме - лад. Посмотришь со стороны, как в огороде с землей возятся Людмила и Евлампий, как дрова по зиме убирают - кажется уже, что живут они так не один десяток лет. На самом же деле еще и пятнадцати лет не исполнилось со дня первой встречи, и встретились-то далеко не молодыми людьми: было им тогда по сорок два года, они одногодки.

Вот утверждает классик, что все счастливые семьи похожи одна на другую. Похожи ли? - вам решать.

* * *

- Как мы встретились? - смеется она, и видно по ней, как внутренне настраивается на приятные воспоминания. - Я собралась ехать к дочке в Воркуту. Наметила поездку на понедельник, да только что-то собиралась-собиралась - никак у меня не получилось. Пришлось ехать во вторник. Доехали до Ухты, в Ухте посадка - шум, видно, что немало народу в вагон входит. Появляется такой здоровый мужчина, подходит к нашему купе и спрашивает: "У вас тут свободно?" - Свободно. Шапку закинул на вторую полку и кричит: "Ребята, идите сюда, здесь свободно".

Ехало их тогда, и правда, немало: целая бригада вахтовиков-газовиков. Команда дружная, сработанная, морозами заполярными и круглосуточной работой проверенная. Отодвинулась она к окошку, место уступая, очередную страницу книги перелистнула: вы мол, говорите, я вам не буду мешать. Ан не вышло в сторонке тихим сурком отсидеться.

- Пока чай пили, разговорились, - продолжается рассказ, - а он потом и адрес попросил. Сильно не хотела давать, думаю: ну, поездное ж знакомство, я всегда считала это несерьезным. Но он такой был настырный, дала адрес. До сих пор у меня хранится этот билет, двадцать седьмого ноября восемьдесят седьмого года. И, кстати, сохранил его Евлампий.

Необычное это имя - Евлампий - к осанистой его фигуре, а особенно к пышной бороде, подходит как нельзя лучше. Хотя чему удивляться: родом сам из староверов Усть-Цыльмы, далекого заполярного села в республике Коми. Еще от бабушки своей слыхал, что когда-то с Новгорода приверженцев старой веры гнали. И сейчас даже в Коми места эти - как на краю земли, только самолетом долетишь, а что говорить о том, что триста с лишним лет назад было. Но, видимо, крепкий был народ, коли в такую глушь, на край земли забрался в добровольную ссылку и выстоял в этих условиях.

И веру сохранил. Остались у бабушки Евлампия книги старинные, в кожаных переплетах на старословянском языке. Была она у него женщина мудрая, в селе - человек авторитетный. Родился в какой семье ребенок, она книги эти с собой брала и шла крестить, кто болел - лечила, умирал - отпевала.

- У нас когда-то была "испанка", - вспоминал Евлампий, - оспа, а у нас называли по своему - "испанка". Так в деревне, знаешь, сколько поумирало людей! Друг к другу в дом боялись ходить. Бабка же к каждому сходит, накормит. Если умрет кто - обмоет. Все боялись, чтоб не заразиться. Бабка ко всем ходила - и не заболела. Восемьдесят шесть лет прожила! Бабка мне сказала: не кури, в карты на деньги не играй, наколок не делай. Все бабкины завещания я выполнил. Всю жизнь не курил. В армии наколки делали ребята, знаешь, какие красивые! Я уже подошел, плечо подставил. Иголку стали подносить, я вмиг бабку вспомнил: нет, не буду! А ведь тянуло сделать наколку.

Веру сохранил и он, в суждениях своих часто ссылается на бога. Но с всевышним, как мне показалось, отношения свои, почти семейные, садясь за стол, порой спрашивает у Людмилы:

- Не помнишь, прочитал я уже молитву или нет?

- Прочитал-прочитал, ешь, - успокоит она.

* * *

Но мы что-то отвлеклись и от поезда, и от разговоров в вечернем купе. И от адреса на листке бумажки, который она все же записала настойчивому незнакомцу.

- Женщины все равно суеверные, - наверное, сладостен плен таких воспоминаний, - и какие бы они не были - молодые или старые, все равно верят, особенно одинокие, и любят гадать. И мы на Новый год собрались компанией и давай гадать: бумагу жечь. Ну и я тоже сожгла бумагу: непонятно что-то поучилось, а мне девочки говорят: да смотри-смотри, ты видишь - поезд. Вот эта полоса и там окошечки . В этом году я Евлампия своего и встретила.

Что было потом?

- Позвонил сначала по телефону, потом телеграмму дал. Потом спросил: можно ли приехать? И приехал, как раз в Новый год. Ждала-ждала. Автобус пришел - Евлампия моего нет. Ну что же делать, и пошла я к маме, мы обычно Новый год всегда у нее встречаем. Иду, только за поворот свернула - идет мой Евлампий и тащит такие здоровые сумки. Оказывается, когда он выходил в Сосногорске за цветами, поезд ушел...

Тут уж без рассказа самого Евлампия никак не обойтись:

- Я ехал на поезде с вахты, в Сосногорске вышел, доехал на такси до Ухты, цветы побыстрому купил и, раз - на вокзал, а поезд-то ушел. Обычно мужики успевают: в Сосногорске поезд двадцать пять минут стоит, едешь на такси до Ухты, на рынок залетишь, купишь, что тебе надо, и - назад, на вокзал. А я раз - и не успел!

- Он потом ко мне все время ездил с цветами, - пока Евлампий, с сокрушенным видом, весь во власти тех переживаний, замолчал, Людмила успевает добавить нечто важное, - гвоздики все дарил, красные. А теперь все больше конфеты возит.

- Как быть? - дело-то, напомню, происходило как раз тридцать первого декабря, вот и представьте себе картину: пустой перрон, бородатая фигура без вещей, но с цветами в руках, и стрелки вокзальных часов неумолимо подбираются к цифре "12". - Я на вокзале сразу в милицию, нашу доблестную. Оттуда позвонили в Микунь, вещи мои сняли а я на попутной машине доехал до Микуни, зашел на вокзал, вещи свои забрал, еще даже благодарность успел написать. И доехал на другом поезде.

* * *

Приехал к Людмиле и еще раз, и еще, а потом и совсем перебрался в Яренск. Он к тому времени был одинок. Она, уже бабушка по семейному статусу (дочь с зятем и внуком часто гостят здесь) тоже жила одна. Так и стали жить, внешне такие непохожие друг на друга люди. Она, как солнышко, с улыбкой ее как будто светлеет в квартире. Он - основателен в суждениях, солиден уже одним видом своим, окладистой бородой. Что, впрочем, вовсе не мешает ему шутить по самым разным поводам. Она - воспитанная на книгах (любимая на все годы - "Алые паруса" Грина) да и работу выбрала самую что ни на есть книжную - библиотекарь. Он, как сам признается, читает раз в году одну книгу - Инструкцию по технике безопасности. Но порой, сидя за журналом или газетой, Людмила найдет что -то интересное и зовет его:

- Евлампий, иди сюда, что-то прочитаю!..

А он слушает.

Не подумайте, что сразу вот так, сразу - сошлись эти два далеко не юных человека, и все было в жизни этой семьи милым и безоблачным, а домовой, вздыхая из-под печки, только любовался на лад в доме.

- В любой семье не бывает так, что все гладко, - ушли от воспоминаний, и сразу она стала серьезней, - а в таком возрасте приживаться очень тяжело, нужно терпение, желание с обоих сторон. По сравнению с тем, что мы были пятнадцать лет назад, Евлампий стал как небо и земля, и я тоже очень изменилась. Мы оба очень изменились, думаю, что в лучшую сторону.

Вот что осталось неизменным, так это его кочевая работа. Все эти годы раз в месяц Евлампий уезжает на вахту, на две недели. Сейчас работает в Ненецком национальном округе, в Харьяге, на добыче нефти. Альбом большой на стол положил Евлампий, в нем все житье-бытье на снимках кодаковских запечатлено: и тундра летняя, в цветах, и вышки, и вагончики, и друзья, с кем вместе работает.

Вот две маленькие росточком, ну словно девчонки-школьницы, две ненки в купе поезда, вот еще дорожная сцена...

- Попутчики, - объясняет Евлампий. - Дорога у меня на работу или домой долгая, больше суток в пути. Разговоришься с человеком, а если он чем-то запомнился, я его обязательно на память сфотографирую. Это для того, чтобы образ его напоминал о встрече.

Снимков в альбоме много: сельские виды запечатлены, соседи по улице с фотографий улыбаются. И все же больше - дорога, работа.

- А не трудно вот так: каждый месяц уезжать-приезжать?

Он ответил коротко: привык.

- Тут все зависит от человека, - говорит Людмила, - бывает, что кому-то и в тридцать лет с места стронуться не хочется. А он по гороскопу - Весы, а у них в характере любовь к поездкам. Очень любит с людьми знакомиться, разговаривать.

Праздники редко проводит дома, но если уж выпадет красная дата на нерабочее время - праздник вдвойне.

- День рождения у меня был, помнишь? - повернулась она к Евлампию, - Ты работал, только неделя, как уехал. Вдруг стук в окно, смотрю: он стоит. Приехал!

- Со сменщиком договорился, чтобы он за меня поработал. Собрался ехать, а у меня одежда только рабочая. Зашел к другу: дай костюм, стал примерять - и близко ничего не подходит. Пошел в магазин, все купил новое.

И предстал перед ней таким бравым парнем: в новом костюме и с гладиолусами в руках.

Не раз ездила и Людмила, была у него в Нюксенице, там работал на компрессорной станции, была в Ухте. А новый двухтысячный год встречали вдвоем в тундре, на Харьяге В небольшом доме-вагончике на двоих да под северным сиянием...

- Ты говоришь: не трудно ли уезжать? Я уеду - она придет в библиотеку и скажет: слава богу, уехал! Праздник: не надо работать на улице со мной, дрова укладывать, в огороде копаться.

- Правда-правда, - смеется она, - ведь он приедет - мы работаем все дни, ведь всю домашнюю работу надо переделать. Потом, когда уезжает, - ну, господи, слава богу, я отдохну теперь, на работу приду: слава богу, уехал! Отдыхаю! Скучаю? Нет, мне никогда одной не было скучно. У меня есть целые шкафы книг - это мои друзья. Я на книги посмотрю, герои этих книг - это мои друзья, я не одна дома. Телевизор есть, но я его редко смотрю. Кроссворды люблю отгадывать. Да и работа... Я не понимаю, как люди могут скучать. А приезжает - опять праздник! Раньше у меня телефона не было, я уже бегаю по окнам смотрю: идет, нет. Потом увижу: ой, мой Евлампий идет! А теперь хорошо, телефон есть, позвонит: Людочка, я приеду, баню топи. Ну, Людочка тут и баню топит. Вот так и живем: уехал - праздник и приехал - праздник. Два раза в месяц - праздник.

Олег УГРЮМОВ На снимке: Людмила и Евлампий. Фото Виталия Билькова.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Авангард
Архангельск
Бизнес-класс
Бумажник
Вестник космодрома
Волна
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Моряк Севера
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Правда Севера
Северная корреспонденция
Рыбак Севера
Северный рабочий
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря


Новости Архангельска

18:50 2002/08/29/1030632600-28.shtml>Выручка от продаж ОАО "Связь" Республики Коми за 6 месяцев 2002 года на 25% превысила аналогичный показатель прошлого года  18:18 2002/08/29/1030630724-26.shtml>Покупатели выбирают товары в интернете, а покупают в оффлайне  18:17 2002/08/29/1030630620-1.shtml>Недостаток водных ресурсов может стать причиной вооруженных конфликтов  18:10 2002/08/29/1030630200-1.shtml>Форум "лес и человек" в понедельник откроется в москве  17:48 2002/08/29/1030628880-1.shtml>В ближайшие два дня новодвинск торжественно отметит свой юбилей  17:27 2002/08/29/1030627620-1.shtml>2 сентября известная поэтесса ольга фокина отмечает юбилей  17:10 2002/08/29/1030626600-1.shtml>Студенты педагогического колледжа едут за знаниями в германию  16:52 2002/08/29/1030625520-1.shtml>Северный хор готовится к всероссийскому фестивалю культуры  16:39 2002/08/29/1030624740-1.shtml>В администрации ломоносовского округа чествовали первоклассников  16:25 2002/08/29/1030623900-1.shtml>За шесть месяцев вич-инфицированных в области стало больше на 39 человек