Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
12 сентября 2002 (170)
Третьякова

Сам себя высек

Из зала суда

Бывший сотрудник следственного управления (СУ) УВД Архангельской области А.В. Шмонин должен своим бывшим начальникам В.В. Карпееву и В.Д. Соловьеву 46 035 рублей 5 копеек. Еще он должен принести письменные извинения за причиненный им моральный вред. Кандидат юридических наук майор юстиции А.В. Шмонин в очередной раз проиграл в суде дело о защите чести и достоинства. В последнем случае иск предъявили начальники, потому что никаких сил терпеть уже не было: Шмонин их "достал".

Андрей Владимирович Шмонин попал на службу в СУ УВД в августе 1998 года. До этого он работал следователем в Октябрьском райотделе милиции. Потом поступил в Академию управления МВД РФ, защитил кандидатскую (на тему "Криминалистика, теория оперативно-розыскной деятельности и уголовный процесс" - можно три докторские сделать!) и пошел на повышение. В следственном управлении с мая 1999 года стал трудиться заместителем начальника отдела по расследованию тяжких преступлений против собственности, совершенных организованными группами.

С первым же уголовным делом (по факту невозвращения из-за границы средств в иностранной валюте) Шмонин возился около года, пока не случился конфуз - он попытался уничтожить один из процессуальных документов, объяснив это эмоциональным срывом. От расследования его отстранили.

Второе дело он не закончил, третье вернулось из суда на дополнительное расследование, четвертое направил по подследственности в другое подразделение... Короче говоря, до августа 2001 года Шмонин фактически направил в суд только два уголовных дела, одно из которых было возвращено "на доп". А всего следственная часть СУ закончила в 1999 году 94 уголовных дела, в 2000 году - 90, и лишь четыре из них вернулись на дополнительное расследование (одно из которых - шмонинское).

Тем временем кандидат наук А.В. Шмонин усиленно трудился на преподавательской ниве - и в АГТУ, и в ПГУ, и в МИУ. В последнем вузе в октябре 2000 года его назначили на должность профессора и исполняющего обязанности заведующего кафедрой гражданского права. (Хотя до этого он работал штатным преподавателем кафедры уголовного права и специальных юридических дисциплин. Есть еще в наших вузах ученые, которые, получив степень, считают, что могут преподавать решительно все подряд).

Начало 1999-2000 учебного года у Андрея Владимировича явно не задалось. В сентябре в Москве стали взрываться дома, и весь личный состав органов внутренних дел был переведен на усиленный вариант несения службы. И Шмонина "застукали", когда он ушел с работы под предлогом посещения врача, а на самом деле - читать студентам лекции. Ему объявили выговор и сняли надбавку к окладу за сложность и напряженность в работе. (Потому что он, может быть, и напрягался, но явно не на той службе, за которую получал надбавку).

А в ноябре была аттестация, и комиссия СУ УВД решила, что Шмонин занимаемой должности не соответствует. Но вышестоящая аттестационная комиссия отменила это решение, учитывая то, что Шмонин проработал в занимаемой должности менее года.

Весной сотрудники следственного управления подтвердили свое нежелание видеть Шмонина в своих рядах: то он со свидетельницей по делу пиво в кабинете распивает, то оставляет в этом самом кабинете обвиняемого - наедине с материалами уголовного дела, из которых можно за это время изъять любой документ! То уходит лечиться в стационар, а сам в это время бегает в МИУ принимать госэкзамены, получая и по больничному, и зарплату одновременно. То организовывает, несмотря на строжайший запрет руководства, самовольную подмену в следственно-оперативной группе, то с Норвегией по служебному телефону личные разговоры ведет... И главное - критику воспринимает болезненно, объясняя ее чьим-то личным неприязненным отношением...

Болезненность восприятия критики дала о себе знать очень скоро: после второй отрицательной характеристики А.В. Шмонин обратился в областную прокуратуру с просьбой возбудить уголовное дело в отношении начальника СУ В.В. Карпеева и заместителя начальника следственной части В.Д. Соловьева - за клевету (якобы аттестация была сфабрикована), а в отношении первого из них - еще и за нарушение равноправия граждан и превышении должностных полномочий (зачем снимал надбавки?).

По факту, как считал Шмонин, клеветы он заодно обратился еще и к мировому судье судебного участка N 1 Ломоносовского округа с частным обвинением (если не прокуратура, так суд пусть дело возбуждает). Но и этого показалось, видимо, мало: в Ломоносовский федеральный суд А.В. Шмонин направил иск о защите чести и достоинства. Естественно, по тем же самым основаниям: все, дескать, что про меня написали в аттестации, - ложь. Прошу взыскать 100 000 рублей за моральный вред.

Еще майор юстиции написал министру Грызлову, генералу Уемлянину, в аттестационную комиссию, начальнику следственного комитета МВД РФ. Ну, написал, казалось бы, и написал - его право, не так ли? Вопрос, однако, в том, что и как написал...

"Продолжая свои преступные действия... Карпеев лишил меня ежемесячной надбавки", "О системности преступной деятельности Карпеева и Соловьева... можно судить и по характеристике...". А еще Карпеев якобы угрожал его избить и лично спустить с третьего этажа. А руководство СУ дало ориентировку на машину, которой он, Шмонин, управляет по доверенности (но без прав). А еще руководство пользуется якобы его телефоном для служебных целей, и прочее, прочее. В общем, "мною подано в отношении их действий в суд и прокуратуру" - вот ведь какие преступники Карпеев с Соловьевым!

Расчет верный: получат в МВД такое письмецо - станут ли разбираться, что там на самом дел происходит в следственном управлении УВД Архангельской области? Даже если когда-нибудь и разберутся - тень на начальников все равно брошена, да еще какая!

В прокуратуре области разобрались довольно быстро и решили, что никакой клеветы и превышения полномочий в действиях Карпеева и Соловьева нет. Все, о чем было написано в аттестации и характеристике - чистая правда, все подтвердилось: в возбуждении уголовного дела отказано. Мировой судья начальников Шмонина оправдала: клеветы в подписанных ими документах не было и нет. Ломоносовский суд в иске о защите чести и достоинства тоже отказал: все сведения о Шмонине, изложенные в документах, соответствуют действительности. Апелляции в вышестоящие судебные инстанции ничего А.В. Шмонину не дали - от одной из них он и сам, впрочем, отказался в ходе рассмотрения...

Мало того, во время всех этих разбирательств появились новые материалы, характеризующие отнюдь не обвиняемых бывшим следователем полковников юстиции, а самого майора А.В. Шмонина. В частности, материалы проверки инспекции по личному составу УВД насчет того, что он доставлялся в Октябрьский РОВД из казино "Баккара" "за неправильное поведение и нецензурную брань"... Постановление о наложении административного взыскания за управление автомобилем без водительского удостоверения... Данные проведенной психологом социометрической оценки о том, что "коллеги оценивают Шмонина А.В. прежде всего с отрицательной стороны, отмечая в нем... неискренность и отсутствие корректности во взаимоотношениях" (а он-то пытался доказать, что неспособен на ложь и пользуется уважением среди сотрудников!)...

Работая в составе следственно-оперативной группы следственного комитета (СК) МВД РФ - его отправили в Москву в командировку, когда надо было защищать диссертацию, - А.В. Шмонин тоже конфликтовал с другими следователями, был высокомерен и авторитетом не пользовался. Зато характеристики привез оттуда - закачаешься! "Имея опыт расследования преступлений экономической направленности... проявил себя юридически грамотным специалистом, знающим и правильно применяющим на практике криминалистическую тактику и методику расследования преступлений в кредитно-финансовой системе, а также нормы уголовного и уголовно-процессуального законодательства,.. разработал образцы процессуальных документов"...

Однако когда Шмонина собрались отправить в Москву вторично, в СК МВД категорически отказались от его кандидатуры. Тут и выяснилось, что характеристики Андрей Владимирович писал на себя сам, подсовывая их на подпись тем, кто его не знал и кого он смог ввести в заблуждение.

В ответ на запросы архангельских коллег Шмонина москвичи объяснили: основным занятием командированного была его диссертация, которую он переделывал несколько раз, никаких документов он не разрабатывал, поскольку они в следственном комитете уже были. У него сразу проявилось отсутствие опыта, но он завязал неделовые отношения с сотрудниками банка, занимавшихся обналичиванием похищенных денег, пообещал им прекращение уголовного дела, а потом самовольно оставил работу и убыл (сбежал?) в Архангельск.

В суде подтвердились и такие изложенные в характеристике СУ сведения: имея ученую степень кандидата юридических наук, обладая определенным уровнем теоретических знаний, Шмонин не может в полной мере применить их в работе, при составлении процессуальных документов допускает большое количество стилистических и орфографических ошибок...

В общем, высек сам себя Шмонин, прямо как та унтер-офицерская вдова...

Не станем, однако, опускаться до таких мелочей, как перечисление ошибок, найденных нами в рапортах и заявлениях А.В. Шмонина. Они порой весьма забавны, но читавшим все эти бумаги В.В. Карпееву и В.Д. Соловьеву, надо думать, было не до смеха. Один из них полтора месяца пролежал в больнице с гипертонией, у второго вообще был инсульт. Ничего удивительного: каково офицерам, отдавшим по 25 лет следственной работе, имеющим бесчисленное количество поощрений, оказаться на скамье подсудимых по надуманным, ложным обвинениям? Каково было узнать, что Шмонин специально сообщает в очередном письме в МВД: "Уголовное дело... назначено к рассмотрению на 5 ноября 2001 года"? И трубит, трубит повсюду, что они - преступники, обвиняя в совершении должностных преступлений...

Более девяти месяцев "висело" над В.В. Карпеевым и В.Д. Соловьевым это дурацкое дело, по которому они были в конце концов оправданы. Но разве уголовное преследование не нанесло огромный и несправедливый урон и авторитету, и достоинству каждого из них?

Не думаю, что В.В. Карпееву и В.Д. Соловьеву было приятно пускаться в новую тяжбу со Шмониным, но простить ему свои унижения они не могли, не имели права хотя бы как руководители коллектива, на глазах которого разворачивалась вся эта история. И они предъявили иск о защите чести и достоинства.

Шмонин не явился в Октябрьский суд один раз, второй, не сочтя необходимым даже известить о причине своей неявки. А когда не явился в третий раз - суд рассмотрел материалы дела и обязал А.В. Шмонина выплатить истцам в общей сложности 46035 рублей (на лекарства, пожалуй, хватит) и принести им письменные извинения за распространение опорочивших их сведений. В месячный срок - до 9 сентября 2002 года. Шмонин решение суда не обжаловал. Но пока не исполнил.

Ольга ТРЕТЬЯКОВА.

P.S. По идее, эта история должна послужить хорошим уроком для людей, склонных к сутяжничеству. Беда в том, что они не склонны прислушиваться к голосу разума - эмоции и обида затмевают все. Упорно продолжает уголовное преследование автора данной публикации мировой судья Инна Назарова: не являясь в суд лично, она забрасывает его жалобами, обвиняя журналиста в преступных действиях. А что, если мы тоже напишем заявление с просьбой привлечь судью к ответственности за заведомо ложный донос? А если предъявим к ней иск за то, что были вынуждены ходить по прокуратурам и судам по надуманным обвинениям в клевете и оскорблении? А если мы еще его и выиграем? Не нанесет ли это непоправимого ущерба статусу судьи Назаровой, которым она так дорожит?



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Книгочей
Защита прав граждан
Вельская неделя