Правда Севера
26 сентября 2002 (180)
Доморощенов
Мир держится на творцах
"Андрей Лазурко работает в струе наследия российского
ювелирного дела, и это не умаляет индивидуальных
качеств его как художника. Более того, прекрасно владея
техническим мастерством и языком традиционного
искусства, он несет в наше разбитое время ясность и
художественную оригинальность национальной культуры", -
так написал четыре года назад в своей рекомендации для
вступления в члены Союза художников России тонкий и
взыскательный мастер резьбы по кости Николай Дмитриевич
Буторин.
Андрея Лазурко не только приняли официально в
профессиональный цех, но через некоторое время выбрали
и председателем правления Архангельского отделения
Союза художников России.
- Андрей Владиславович, что значит для вас прямое
родство со знаменитым землепроходцем Ерофеем Хабаровым,
в честь которого назван город на Дальнем Востоке.
- А откуда вы это знаете?.. Я вообще-то родством своим
не хвастаюсь, регалиями предков, терских казаков,
георгиевских кавалеров, не кичусь.
Наверно, что-то по генам от Хабарова передалось. Я могу
легко сняться с места. Но за границей ни разу не был,
хотя возможности поездить есть. Мне интереснее с нашими
людьми, у которых менталитет - не потребительский.
- Как ювелирное искусство стало для вас делом жизни?
- Я с детства "Самоделкин", люблю что-нибудь
придумывать, конструировать. Ювелирное искусство,
которое изучал на художественно-графическом факультете
Махачкалинского педагогического института, как раз
сродни конструированию. Сначала появляется идея, потом
идет ее техническое воплощение.
- Каким образом 15 лет назад вы оказались в
Архангельске?
- Худграф пединститута Махачкалы - это визитная
карточка, которая обеспечивает в Дагестане
беспроблемную жизнь (исключая, естественно,
экстремальную ситуацию). Но я женился на
архангелогородке - и оказался на Северной Двине, чему
рад.
- В прессе вас называют "ювелиром". Какие эмоции
испытываете, когда читаете это?
- В принципе я хорошо отношусь к слову "ремесленник".
Оно означает, что человек овладел своим ремеслом на
высоком уровне. "Ювелир", "ремесленник" -
слова-синонимы в известном смысле. Для кого-то ювелир -
человек, который может умело что-то сделать. Люди более
просвещенные говорят обо мне как о художнике-ювелире.
Это уже, что называется, если не "горячо", то "тепло".
Я и дизайнер, и мастер. Иностранцам это непонятно, они
в осадок выпадают: для них то и другое несовместимо...
Если бы можно было, я бы, наверно, ушел в дизайнеры: у
меня очень много идей, которые один воплотить не в силах,
- просто времени не хватит. С другой стороны, то, что
делаешь лично ты, ближе к замыслу. Поэтому я и сам бы
все-таки что-то делал, будучи только дизайнером.
- Не все художники-ювелиры работают по эскизам. Вы что
предпочитаете?
- Эскиз - это мысль. Как можно что-либо сотворить, не
думая?.. Другое дело, что необязательно что-то
рисовать для закрепления мысли на бумаге. Я предпочитаю
использовать почеркушки.
- Правда ли, как говорят, что ваши инструменты стоят
столько же, сколько хороший джип?
- Почти так.
- Обзавестись инструментами было, значит, непросто?
- Непросто. Но я никогда не работал только на одном
месте. Вообще не могу себе представить только одну
работу... Приехал сюда - и прежде всего пошел
преподавать в школу. И смотрел, чем дышит культура
Архангельска. Что скрывать, я и о заработке думал. И
понял, что, к примеру, как живописцу мне будет здесь
очень сложно продвинуться. И поскольку ювелирного
производства как такового в Архангельске не было, решил
заняться им. То есть провел своего рода маркетинговоое
исследование - и потихоньку стал приобретать требующиеся
инструменты.
На мой взгляд, для образованного художника неважно,
через какой материал себя выражать. Творческое начало
при этом не страдает. Абсолютно. К примеру, я допускаю,
что мне захочется заняться гончарным производством.
Захочется - смогу. И буду удовлетворять интерес людей к
традиционной глиняной посуде. Этот интерес, мне
кажется, проявится скоро сильнее, чем сейчас.
- Ваши заказчики - богатые люди?
- Нет. Я же не занимаюсь дорогими металлами и камнями.
Обращаются ко мне те, кто понимает ювелирное искусство.
Им неважно, из какого материала изделие, - хоть из
меди, алюминия или мельхиора. Этим людям важны идеи,
художественные образы, то есть авторская работа, за
которую на рынке, в ломбарде больших денег не дадут, но
вещи-то уникальные, и в этом главное. Что-то я делаю с
убытком. Делаю для себя. И буду делать.
- Вам все равно, какой самоцветный камень, лишь бы вашей
идее соответствовал, так?
- Особенно мне нравится работать с тиманским агатом. он
очень выразителен. Требует, чтобы его оправляли в
серебро.
- Украшения могут подчеркивать красоту, но могут и
помогать или вредить здоровью того, кто их носит. Вы
наверняка это знаете и учитываете?..
- Основа технологий ювелирного искусства заложена в
глубокой древности. Мотивы, знаки используются
тысячелетиями. Я, естественно, изучал традиции
ювелирного искусства... Однажды ко мне обратилась
женщина, у которой были проблемы со здоровьем. Я нашел
тот индийский орнамент, который мог погасить негативную
информацию, находившуюся в заказчице, и воплотил этот
орнамент в своем изделии. Через некоторое время женщина
сказала, что со здоровьем у нее все в порядке.
- У вас есть своя ювелирная школа?
- Ученики есть, но о школе говорить рано. Для того,
чтобы появились настоящие мастера, нужен художественно-
графический факультет в Поморском государственном
университете. Думается, в свой срок худграф в
Архангельске будет, наше отделение Союза художников в
этом направлении работает.
- Вернемся к преподаванию в 36-й школе. Зачем вам
понадобилось вести там уроки рисования?
- Общество стоит на том, что один человек передает
другому свои знания. Эти знания множатся. Я считаю
необходимым участвовать в этом процессе.
Работать в школе сложно. Здесь рельефно отражаются все
проблемы, которые имеются в стране. Но уйти из школы,
если ты отдал ей немало лет, нелегко.
Я думаю, что человек, почувствовавший радость творения,
не будет разрушителем. Поэтому вижу свою задачу в том,
чтобы дети были творцами. И в этом мне очень содействует
директор школы Галина Николаевна Пантелеева. Она
поддерживает мои начинания и эксперименты. К примеру, на
второй год занятий с ребятами я подумал: неплохо бы иметь
помещение, где бы можно было поставить настоящие мольберты.
И сделали у нас такое помещение. Потом появилась идея
картинной галереи. В этом плане пошли нам навстречу музей
изобразительных искусств и отделение Союза художников,
хотя я еще не состоял в этих славных рядах: учитель и
учитель. Работы нам дали под мое честное слово. И вот
уже несколько лет время от времени мы меняем
экспозиции, в которых - не чьи-либо репродукции, а
подлинники с их живым мазком и объемом.
Мое мнение: историю в школах изучают неправильно.
Ученикам больше рассказывают о Древнем Риме, Древней
Греции, Французской революции, чем о местных событиях,
о здешних героях. А ведь любовь к Отчизне начинается с
любви к малой родине... Так же и с изобразительным
искусством. Надо знать не только шедевры художников с
мировым именем. Поначалу мои ученики вообще никого из
северных живописцев или графиков назвать не могли. А
потом они стали довольно интересно писать о своих
впечатлениях от произведений как реалистов наших, так и
"беспредметников".
Я учу детей и компьютерной графике. Думаю, придет время
- и они смогут неплохо проявить себя в полиграфии.
- Вы достаточно занятой человек. Для чего вам
понадобилось еще и брать на себя ношу руководства
отделением Союза художников?
- Я, к счастью, не лишен чувств ответственности и
долга. Мне помогли - с мастерской, выставочными
площадями, с организацией выставок и так далее. Как
человек здравомыслящий я понимал, что руководство
правлением - чересчур хлопотная нагрузка. Но раз
меня попросили взяться за работу председателя, я не
мог сказать "нет".
- В свое время отделения Союза художников создавались
как идеологические учреждения. Сейчас у вас своего рода
профсоюзная организация для защиты интересов художников
в органах власти. И как эти интересы удается отстаивать?
- Когда приезжал в Архангельск министр культуры Михаил
Швыдкой, я у него спрашивал: когда появится закон о
творческих Союзах? Он ответил: одно из затруднений
здесь в том, что неясно, к кому причислить художников -
то ли к частным предпринимателям, то ли к творческим
личностям. Да, проблема тут есть: работы одних
художников хорошо покупают, произведения других
обывателями не востребованы, и может, только через
столетие все оценят те или иные рисунки и картины, как
они того заслуживают... Закон пока еще будет принят, а
помогать-то своему брату-художнику нужно сейчас.
Поэтому мы активно работаем с мэрией, с депутатами
горсовета, с областным комитетом по культуре.
Выполняются договоры о творческом сотрудничестве, что
позволяет художникам трудиться в хороших мастерских. Мы
устраиваем для земляков - взрослых и школьников -
выставки, проводим на них бесплатные экскурсии.
Наш Союз активно участвует в благотворительности.
Немало картин, которые стоят приличные деньги, мы
безвозмездно передали областному роддому. Аукцион в
поддержку областной детской больницы держится на
картинах наших художников, которые опять же бескорыстно
распрощались со своими работами. Да многое на нас
держится, на творцах. весь мир...
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.
|