Правда Севера
22 апреля 2003 (74)
Марина Ледяева
"Золотая" фея театра
Актриса Светлана Михайлова могла бы блистать в кино. Но
она выбрала более сложный путь в звезды...
У жюри минувшего фестиваля "Золотая маска" оказалось
отменное чутье на фей, и оно назвало Светлану Михайлову
лучшей "кукольной" актрисой года. По этому
замечательному поводу мы начали интервью, которое она
дала накануне отъезда в Санкт-Петербург, в номере за 16
апреля - сразу после оглашения фестивальных итогов. И
вот - продолжение разговора с феей театра...
- У нас есть еще выпускники из Ярославля, но они тоже
учились у мастеров петербургской школы. Дело в том, что
тамошний институт - единственный в стране, который
выпускает хороших актеров-кукольников.
- Вы начали учиться ею "владеть" еще в школе. И сразу
после нее вас приняли в профессиональный кукольный
театр. Просто очевидное-невероятное!
- Наследственность?
Но я не поступила. Вернулась и, чтобы год не терять,
подала документы в училище на крановщика. Да, такие вот
перепады! Я представляла себя на высоте, в красной
косынке - девушка-то была романтичная... Но буквально
перед началом учебы отец сообщает: по радио передали,
что театр набирает помощников актеров - иди! И несмотря
на огромный конкурс, я прошла сразу же. Мало того, с
первого же дня благодаря феноменальной памяти - я
запоминала текст практически с листа - меня включили в
репертуар. Представляете, какое испытание в
шестнадцать-то лет!
- Замечательная актриса, которая меня курировала,
сказала, что если я не буду учиться, то останусь одной
из многих в труппе. Хотя и это было бы честью -
Мурманский театр в те времена славился своей актерской
школой.
- Он тогда вообще никак не звучал. Потом сюда приехал
из Питера Валерий Николаевич Шацкий, который сейчас в
Рязани, и дело пошло. Кстати, это он "сосватал" нас с
Димой (Дмитрий Лохов - супруг и главреж театра кукол. -
М.Л.) в Архангельск. После института нас приглашали еще
во многие другие города и предлагали остаться в Питере.
- Когда училась в Ленинграде, меня пригласили на роль в
фильме "Чужие письма". Но наш мастер не разрешал нам
сниматься. Как нас учили - это отдельная статья. Лекции
начинались в девять утра, потом - мастерство до трех
часов ночи! На сон уже почти ничего не оставалось.
Какое уж тут кино...
- Мне часто задают этот вопрос, и я каждый раз не знаю,
как на него отвечать. Я вообще не нахожу здесь особой
разницы. Либо это актер театра, либо нет. Своих
студентов я учу театру во всех его проявлениях. Только
в кукольном нагрузка еще больше, потому что здесь
действительно есть "инструмент", для владения которым
необходима особая пластика и многое другое.
- По идее, здесь тоже не должно быть различий. Хотя над
детским спектаклем работать сложнее. Он должен быть
одинаково эмоционально заразителен и для ребенка, и для
взрослого. Как малыш "проживает" происходящее - это
тоже целый спектакль, и родителям надо уметь его
смотреть...
- Когда кукольников называют взрослыми детьми, вы
согласны?
- Наверное, кукольный театр в этом смысле сродни
сказкам Шварца, который устами королей, принцесс и
волшебников говорил о том, что не могли выразить
многотомные труды философов... А среди множества ваших
ролей-кукол есть самые любимые?
- А с нелюбимыми куклами как вы уживались?
- Зато уж когда кукла нравится - это, наверное, именины
сердца...
- Вы та самая фея, что учит маленьких волшебников.
Легко ли идет процесс?
В театре кукол с молодежью особенно сложно, потому что
сюда идут очень немногие выпускники театральных
институтов. Все упирается в местные проблемы. Мы свой
курс начали обучать тогда, когда нам вообще никакой
зарплаты не платили. И сегодня они получают максимум
полторы тысячи рублей.
- Это безобразие может выносить только фанатик. И
выживают в театре лишь те, кто без него своей жизни уже
не представляет. Есть города - Вологда, Мурманск,
Мытищи, - в которых власти решили, что театр им нужен,
и дают актерам квартиры, поднимают зарплаты... У нас
все держится только на фанатизме.
- Со стороны это действительно казалось неизбежным. Но
я хотела, чтобы он стал, к примеру, врачом. Доходило
даже до того, что я говорила ему: знаешь, на детях
природа отдыхает!
- Да, но я прошла весь этот путь и знала, что лучше
остановить в начале. Однако Максим с детства был очень
волевым. И потом, он даже ходить научился в театре! А
когда мы ставили "Петербургские повести", сидел под
столом у отца и сильно переживал за Башмачкина,
которого я играла. Как только моего героя стали
раздевать, из-под стола вдруг раздался такой рев!
- Я вообще считаю, что это вторая профессия. Очень
много мы вместе пережили каких-то сложных ситуаций. Но
для меня он в театре режиссер, а дома - муж.
- Более того - необходима. В какой-то момент я поняла,
что нельзя ночами разговаривать о работе, иначе
действительно все смешается. Многие театральные семьи
на этом ломались и разводились. Тут надо быть очень
сильным и четко проводить грань.
- Роли этакой феи театра?
- А роль режиссера вам нравится?
- Вот интересно: феи вне театра - они какие? Как
отдыхают? Что для них еще важно? Что их, может быть,
радует?
Однажды по дороге из сауны - кстати, она меня безумно
радует - я услышала из окна просто оглушительный мат и
грохот летящих кастрюль. Ругались муж с женой, и явно
не впервые. У меня на сердце накатила какая-то горячая
волна. Но я застыла даже не от этой сумасшедшей
агрессии. А от того, что тут же, под окном, играли
дети...
|