Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Севера
19 октября 2004 (194)
Василий БАРАНОВ.

По доходам и расходы

Проект бюджета области на следующий год 15 октября внесен в областное Собрание. Дело департамента финансов деньги в областном кошельке сосчитать и по полочкам разложить. Депутатам останется проверить, все ли хорошо лежит, если нет - подправить и утвердить бюджет. Каким предстанет после этого наш основной финансовый документ, пока говорить рано. А вот о том, как выглядит сейчас его проект, рассказала главный финансист области Вера Лычева.

Что мы обязаны себе позволить

В целом бюджет остается на уровне 2004 года. Если бы еще и обязательства остались на том же уровне! Но приняты новые законы, согласно которым федеральный бюджет любезно передал на содержание области профтехучилища и финансирование "детских" пособий, а местные бюджеты - детские дома, школы-интернаты для детей- сирот, медицинские училища, учреждения стационарного социального обслуживания, дома ветеранов, дома ребенка, психоневрологические и наркологические диспансеры. А заодно и финансирование платежей на обязательное медицинское страхование неработающего населения.

Пособия в размере 100 рублей на каждого ребенка запланированы малообеспеченным семьям. Следует заметить, что за бюджетом все еще числится долг по "детским" пособиям в размере 30 миллионов рублей. Но департамент финансов намерен до конца года его погасить.

Приличная часть расходов пойдет на монетизацию льгот. Теперь заботиться о ветеранах войны и труда, тружениках тыла, реабилитированных жертвах политических репрессий обязан субъект Федерации, то есть опять же область. Для этих уважаемых граждан в бюджете предусмотрено финансирование натуральных льгот по оплате жилья и коммунальных услуг (в среднем по 250 рублей в месяц на человека) плюс еще по 200 - 250 рублей ежемесячно на компенсацию других льгот.

Сравните: Карелия, например, планирует выплачивать ветеранам по 200 рублей плюс натуральная льгота на жилищно-коммунальные услуги, Коми - по 170, Вологда - по 700 рублей, заменив все льготы ежемесячными денежными выплатами. Но в Вологде бюджет профицитный, а у нас - дефицитный. К тому же у них при равном нашему количестве населения пенсионеров и льготников меньше. Наша область по числу пожилых людей лидирует среди регионов Северо-Запада. По данным управления социальной защиты населения, у нас проживает порядка 400 тысяч пенсионеров. Но многие из них не имеют льгот и платят за услуги из своего кармана. Да и доходы на Вологодчине выше: череповецкие металлурги хорошие налоги платят, энергоносители дешевые... Так что вологжане предусмотрели в бюджете для льготников 1 млрд 200 миллионов, а мы - 1 млрд 300 миллионов. По мнению правительства, каждый регион должен жить по своим доходам.

Инвалиды будут по-прежнему получать помощь из федерального бюджета, для них ежемесячные выплаты составят от 650 до 1200 рублей в зависимости от категории. Если же человек является и ветераном, и инвалидом, он сможет выбирать, откуда получать льготы: из федерального бюджета, если это ему выгодней, или из областного.

Расчеты доходов областной казны показывают, что повышение зарплаты бюджетникам возможно с июля следующего года на 20 процентов. Во всяком случае, на столько поднимет Федерация. Сейчас по законодательству на уровень субъекта отданы полномочия по установлению зарплаты работникам областных учреждений, на уровне муниципальных образований принимаются решения о зарплате муниципальных бюджетников. "Но повышаться зарплата в городах и районах области будет одновременно", - уточнила Вера Лычева.

Откуда деньжишки?

От налогов, вестимо. Финансисты собираются внести законопроекты об увеличении транспортного налога и налога на игорный бизнес (это даст дополнительно 60 и 58 миллионов рублей), а также уточнить региональный коэффициент "К2" налога на вмененный доход.

В планах департамента - установить дифференцированную ставку по этому налогу, то есть учесть местоположение, например, торгового киоска. А то сейчас за ларек в центре города хозяин платит в месяц 141 рубль. Так как этот налог полностью остается в бюджетах муниципальных образований, их мнение обязательно учтут. У каждого муниципалитета ставки налога могут быть свои.

В будущем году необходимо гасить кредиты, взятые областью в 2003-м и начале 2004 года. При этом придется расстаться с 315 миллионами. Дополнительных кредитов не планируется, напротив, есть возможность в ноябре-декабре рассчитаться с Минфином за 100 миллионов, взятых в июле.

К сожалению, крупные компании, работающие в области, такие, как Северная железная дорога, "Артелеком", "Архэнерго", которые могли бы пополнять бюджет, платят налог на прибыль в Санкт-Петербурге, Вологде, Ярославле. К примеру, в 2003 году составляющая налога на прибыль в доходной части нашего бюджета была 16%, в 2004-м - всего 8%. Мы взимаем с них только налог на имущество и подоходный налог. У алмазодобытчиков производственные мощности будут введены только в 4-м квартале 2005 года. Но они обеспечивают работой большое количество людей, и подоходный налог остается в области.

Доходы от лесного комплекса в областном бюджете уже не составляют основную часть - оборонные предприятия Северодвинска перечисляют больше. Хотя увеличение объема производства в лесной отрасли за первое полугодие составило 107 процентов по сравнению с тем же периодом 2003 года, но налогов "лесники" заплатили меньше. Областной бюджет недосчитался 104 миллионов рублей. Причина - различные льготы: по закону о северах, по налогу на имущество. Интересно, что и рост подоходного налога отстает от роста зарплаты (111 и 126 процентов). В лесном комплексе большая кредиторская задолженность: перерабатывающие предприятия не рассчитываются за лес, а заготовители не выплачивают заработную плату. Это очень распространено в южных районах.

Сейчас и в Карелии такая же ситуация и на таком же уровне бюджет. Лесники уходят. Выход? В области надо развивать более глубокую переработку леса, а не вывозить целлюлозу в другие регионы.

А вообще-то инвестиции в область идут. В тех районах, где сейчас строится газопровод, доходы бюджетов растут.

Делить будем поровну или по-честному?

При том, что федеральный бюджет свалил на область гору ответственности, он еще как будто приказал за это и приплачивать. С нового года полтора процента налога на прибыль, собираемого в регионе, "уходит" в общую казну государства, "уйдет" и часть налога на добычу полезных ископаемых - раньше было 18,5 процента, сейчас осталось 5. Плата за пользование водными объектами тоже отправится в федерацию. Федеральная ставка налога за пользование лесным фондом вырастет на 7 процентов. В общей сложности областной бюджет теряет 900 миллионов рублей. О профиците нет и речи.

Получается, что у области забирают все больше налогов, не спеша при этом давать дотации. В прошлом году из федерального фонда область осчастливили на 3,5 миллиарда рублей. В этом же году в федеральном бюджете исчезла строка о финансировании северного завоза, дотаций на электроэнергию, то есть минус 600 миллионов. Оставшуюся сумму в 2005 году обещают в лучшем случае увеличить на 8 процентов - уровень инфляции.

Дефицит при таком раскладе, конечно, неизбежен, но не более 15 процентов, как того требует Бюджетный кодекс. Придется учиться жить по средствам - и области в целом, и каждому муниципальному образованию в частности. Если раньше межбюджетные отношения рассчитывались от факта, например, от количества бюджетников, финансируемых по тарифной сетке, то теперь, по словам Веры Лычевой, вводится новая методика, аналогичная той, что применяет федеральный центр в отношении регионов. Принцип этой реформы - переход от управления расходами к управлению результатами.

Вот как об этом сказано в законе: "Уровень бюджетной обеспеченности муниципального образования будет определяться при помощи индекса бюджетных расходов, который отражает индивидуальные особенности предоставления бюджетных услуг в разных муниципальных образованиях по сравнению со среднеобластным уровнем".

В переводе на понятный язык это означает следующее. Есть доход бюджета области. Есть средняя численность жителей в регионе. Вычисляем доход в расчете на одного гражданина - получаем индекс бюджетных расходов. С его помощью и с учетом объективных местных факторов (удорожания стоимости бюджетных услуг в сфере дошкольного и школьного образования, здравоохранения, благоустройства, капитального ремонта муниципального жилфонда по сравнению со среднеобластным уровнем, стоимости коммунальных услуг для бюджетных учреждений) рассчитываем как доходную, так и расходную части муниципальных бюджетов. Как распорядиться средствами, "муниципалы" решают сами.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:
Рейтинги упоминаемости


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета