|
|
Правда Севера
Родителей - в школу! Страна управляющих советов Степень участия среднего российского родителя в школьной жизни до сих пор, как правило, ограничивается хождением на родительские собрания да постоянными выплатами то на новые шторы для кабинета физики, то на какие-то нестандартные учебники, то вообще непонятно на что. Тем временем на Западе при школах давно уже существуют попечительские советы, которые реально участвуют в управлении школой. А наши отечественные родители постоянно высказывают желание как-нибудь влиять на судьбу учебного заведения, где проводит большую часть жизни их драгоценное чадо. Большая часть проблем, как и всегда, касается денег. Нынче школы с завидной регулярностью проводят так называемые "поборы" на разные внутренние нужды. В этом, в общем-то, нет ничего плохого, более того, такого рода выплаты со стороны родителей представляются необходимыми. "В столице материальные нужды школы удовлетворяются с помощью бюджетных средств на 60%, а в провинции и вовсе на треть, - говорит депутат Московской Городской Думы Евгений Бунимович. - И так называемые поборы - это всего лишь способ выжить. Но их главный минус заключается в том, что они, во-первых, навязываются родителям, а во-вторых, их использование не поддается никакому контролю". В общем, родители жаждут контролировать денежные потоки, но не только их. Им хочется участвовать в составлении учебного плана и даже оказывать влияние на кадровую политику учебного заведения. Для этого правительство уже несколько лет проводит инициативу введения в школах попечительских или управляющих советов. В 1999 году была сделана первая попытка ввести подобный институт в России. Президент РФ Борис Ельцин издал указ о создании при школах попечительских советов. При этом в указе нечетко прописывались их функции. А на местах никто и подавно не знал, чем же должны эти "попсоветы" заниматься. Особенно непонятно было, как они должны взаимодействовать со школьной администрацией. В итоге в большинстве учебных заведений функции попечительских советов сводились к сбору с родителей денег на школьные нужды. Долгое время шли дискуссии о развитии этой инициативы, и в начале мая 2004 г. министр образования РФ Андрей Фурсенко разослал по регионам письмо с просьбой поддержать инициативу Министерства образования и науки по созданию в школах управляющих советов. Было рекомендовано начать эксперименты с целью понять, нужны ли эти советы вообще, а если нужны, то из кого они должны состоять и как работать. Поначалу планировалось, что они будут введены в действие в 2007 году. Но потом было принято решение, что в этом вопросе торопиться не нужно. "Чтобы понять, как должны действовать управляющие советы, нужно проводить эксперименты в течение как минимум трех лет, - считает Игорь Реморенко, заместитель директора департамента государственной политики в сфере образования Министерства образования и науки РФ. - К примеру, в Великобритании эксперименты продолжались в течение семи лет. Нужно найти адекватное название, форму деятельности, адекватные полномочия этих советов. Эксперимент уже идет, в нем участвуют семь регионов, в каждом из них - по два муниципалитета". Что касается функций управляющих (попечительских) советов, ясно одно: они не смогут назначать директоров школ. Этому препятствует законодательство, в частности - КЗоТ РФ. Никакое родительское сообщество не может ни помочь администрации школы в решении того или иного кадрового вопроса, ни помешать. Оно способно лишь посоветовать поступить так, а не иначе. В общем, пока окончательно не ясно, какие именно функции будут делегироваться управляющим советам, а также какие полномочия получат эти органы. Не определено, какой процент среди членов советов будут составлять родители и ученики, а какой - представители школьной администрации, местных органов власти и предприятий района. Общественное мнение, впрочем, по этому поводу настроено однозначно. Согласно опросу, проведенному фондом "Общественное мнение", о создании управляющих советов слышали лишь 19 % россиян. Остальные узнавали об этой инициативе в ходе опроса. При этом половина опрашиваемых положительно относится к этой идее. По мнению россиян, в управляющие советы должны входить прежде всего родители (58 % опрашиваемых), учителя (41%) и школьники (31%). По поводу участия в управляющих советах работников местной исполнительной власти (17%), бизнесменов (20%) и депутатов местных выборных органов (14%) россияне настроены скептически. Видимо, респонденты опасаются вовлечения в школьную жизнь "посторонних" людей, не являющихся участниками образовательного процесса. Хотя, наоборот, было бы логичным привлечь людей, обладающих властными полномочиями и денежными средствами. В этих условиях отсутствия окончательной ясности главная нагрузка ложится на регионы. Директива А. Фурсенко так и останется идеей, не претворенной в жизнь без проверки практикой. Не нужно думать, что та или иная реформа в сфере образования может быть просто проведена сверху. Управляющие советы при школах - это важная часть гражданского общества, а значит, инициативно развивать их нужно на самом низшем, муниципальном уровне. И только тогда исполнительная власть сможет предложить достойный законопроект, а законодательная - принять его.
|
Правда Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |