|
|
Правда Севера
Рыбак расстроенный сошел на берег Не поймал он удачи на морском просторе "Деловая среда" в последнее время не раз интересовалась судьбой рыболовецких колхозов нашенского Поморья, вынужденных волей обстоятельств зарабатывать себе на хлеб не сообща, как прежде, а в одиночку. По-разному складываются эти судьбы. Одно ясно: обещанный капиталистический рай на необъятном морском горизонте пока не просматривается. Руководители колхозов "Красное знамя" и имени Калинина на страницах "ДС" обменялись колкими выпадами друг против друга, пытаясь свалить на оппонента вину за раскол в совместном ведении рыбохозяйства. Однако от затянувшегося и непримиримого спора промысловых боссов становится невмоготу простым рыбакам, их семьям. ...Встречи рыбаков-колхозников в баре "Поморский", что поблизости от правления Архангельского рыбакколхозсоюза (АРКС), с некоторых пор стали традиционными. А начало им положила рыбацкая привычка: возвратившись из рейса и получив зарплату, отмечать событие в сквере, прямо перед окнами старой, еще деревянной конторы. С того времени, когда на рыбацкие деньги было построено пятиэтажное здание АРКС на набережной Северной Двины, а рядом появился бар и его директором стал бывший тралмастер колхозного траулера, вопрос "Куда податься?" (чтоб, значит, закусить- поговорить) у сошедших на берег не возникал. Рыбацкие росказни на таких встречах раньше рекой текли. Нынче же тех, кто только что пришел из рейса, в наших рядах появляется все меньше. И потому друзей, отработавших на траулерах рыбакколхозсоюза, мы слушаем с особым вниманием. Но откровения эти зачастую весьма грустные. ...Закончив рейс на траулере "Сапфир-2", домой, в Архангельск, вернулся старший мастер по добыче рыбы Владимир Мукосей. В отличие от большинства из нас, он не изменил профессии, не поменял место работы. Хотя морская судьба забрасывала Володю и на траулеры норвежских, шведских компаний. А на этом судне, которое находится в аренде у рыбакколхозсоюза, Мукосей работает со времени его передачи от иностранного хозяина. Рыбак рассказывает: - Наш рейс начался весной. Из Мурманска мы, команда из 33 человек, поехали в Норвегию. Неприятности начались с самого начала. В Архангельске, в отделе кадров, пообещали, что я буду направлен на должность тралмастера (уже двадцать лет им работаю). Но кадровики-мурманчане представительства судовладельца - нашего рыбакколхоза имени Калинина - решили по-своему: должность занята! Согласен пойти матросом - получай направление. Не согласен - возвращайся домой. Понятно, что, работая рядовым, я в два раза теряю в заработке. Однако дожидаясь предложения следующего варианта в Архангельске, не буду иметь ничего. Что ж, приехали на "Сапфир". Приняли судно от старого экипажа. Вышли на промысел. Рыбачили у острова Медвежий. Там рыба ловилась хорошо. Работали по 16 - 18 часов в сутки. За месяц переработали 400 тонн рыбопродукции. Для сдачи груза отправили нас в Голландию. Летом дойти по морю до Европы немудрено. Но затем началось что-то непонятное. "Сапфир" зашел в норвежский порт Олессун, чтобы получить снабжение, и был арестован. Капитан объяснил, что рыбоохрана выявила рыбу (40 тонн), которую еще предыдущий экипаж нелегально продал в Норвегии. По его словам, власти разбираются не только с нашим судном и его судовладельцем. На прикол поставлены все суда, связанные своей деятельностью с компанией "Оушен тролс". У той репутация, сказали, настолько замарана, что дело передано в суд. Через месяц норвежцы нас выпустили в море. Наверное, из жалости. Но только в свои территориальные воды, чтобы все время мы маячили перед контролирующим глазом береговой охраны. В наши обязанности входило принимать, обрабатывать, морозить сайду, которую вылавливают норвежские траулеры-малыши. Но разве это работа? Улова - кот наплакал. Дальше стоим, ждем. А когда начались шторма, работа и вовсе остановилась. Но менять место нам было запрещено строго-настрого. Ждали неизвестно чего. Кончились продукты, хлеб, пресная вода. О куреве и говорить нечего... Наконец пришла команда: следовать в Тромсе! Там снова в полной неизвестности простояли еще две недели. Потом прошел слух, что суд над компанией "Оушен тролс" перенесен на более позднее время. Нам ждать судебного решения уже не было смысла: рейс не удался. Вдобавок к этим неприятностям команде сообщили, что деньги за время работы, пока судно находится под арестом, мы не получим. Пришлось возвращаться домой. Здесь, в правлении колхоза, хоть и получил часть заработка, но валюту за сорок суток рейса даже не обещают. Такая вот рыбацкая "удача" получается. Прогноз на завтра - такая же туманная даль.
|
Правда Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |