|
Правда Севера
10 апреля 2004 (68)
Елена ИРХА,Людмила АСЮТЧЕНКО.
В кинокомплексе "Модерн" состоялся показ фильма Лидии Бобровой "Бабуся"
Странная она, Боброва. Снимает явно некоммерческое кино с интервалом в шесть
лет. Сама пишет сценарий на основе действительных фактов и сама представляет его
в прокате. На обсуждении после сеанса просит рядовых зрителей высказать свое
мнение и благодарит за замечания.
[an error occurred while processing this directive]
Боброва никого не осуждает и своего мнения не навязывает. Просто показывает на
экране самую обычную жизнь. Авторы фильма смотрят на всех глазами самой бабуси,
а у той глаза любящие. Она по-прежнему переживает за своих давно выросших
внучат. И лишь молча подолгу наблюдает из машины, как ее племяннице не удается
договориться с очередным родственником. То, что режиссер взяла на главную роль
непрофессиональную актрису, а настоящую бабусю из деревни, делает фильм честным
по отношению к зрителю.
[an error occurred while processing this directive]
Фильм в Коноше имел успех. Тамошние зрители хоть и знали, о чем фильм, поскольку
сами же снимались в эпизодах, но на премьере многие плакали. Да и в зале
"Модерна" городские зрители не остались равнодушными - молодежь, пристроившаяся
в задних рядах, притихла. Девчонки утирали глаза платочком. О реакции зрителей
во Франции, где тоже демонстрировался фильм, рассказала сама режиссер фильма.
Там тоже люди плакали и говорили, что они русским... завидуют. Мол, у вас еще
сохранилась духовность и связь поколений, а у нас - никому ни до кого дела нет.
Вот умерли от небывалой жары 15 тысяч стариков, и никто в прекрасной Франции
даже не пошевелился.
[an error occurred while processing this directive]
В этом фильме многое необычно. Необычно то, что это - не боевик. Не приторно-
слезливый сериал. Фильм, в котором нет ярких спецэффектов и трюков, но который
заставляет шевельнуться что-то рядом с сердцем - в наши дни это ох какое редкое
явление. И даже начальные титры "бегут" не снизу вверх, как чаще всего бывает в
кино, а сверху вниз, ложась под колеса машины, как дорога, ведущая к знакомому
дому. А сюжет-то всего лишь - о бабке, подарившей и дом, и пенсию, да всю свою
жизнь любимой родне. Но в итоге сама баба Тося стала никому не нужна - ни зятю,
что после смерти жены "только жить начинает", ни внукам, в чьи новорусские
хоромы старушка ну никак не вписывается. Да и сама племянница Лиза взять к себе
в Москву Бабусю не может - работа у нее, работа...
[an error occurred while processing this directive]
Один только внук Толик рад приезду Бабуси. Но его семья - беженцы, и сами живут,
явно бедствуя, в какой-то развалюшке на птичьих правах. И эти слова о "птичьих
правах" звучат в фильме неоднократно. Наш мир раскололся на "хозяев этой
страны", как назвала новых русских журналистка Лиза, и тех, кто на птичьих
правах - не только Толик с женой и онемевшей от пережитого в Грозном шока дочкой
Оленькой, но и Бабуся, и горожанин-пенсионер, вынужденный собирать пустые
бутылки. Есть, правда, среди этого мира один своеобразный островок - деревня.
Там еще хранят народные традиции, устраивают яркие праздники. Но рядом с
праздником - звериный рык пьяного Витьки, который тоже хочет доказать, что он -
"хозяин".
[an error occurred while processing this directive]
|