Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья



Правда Севера
10 апреля 2004 (68)
Елена ИРХА,Людмила АСЮТЧЕНКО.

В кинокомплексе "Модерн" состоялся показ фильма Лидии Бобровой "Бабуся"

Странная она, Боброва. Снимает явно некоммерческое кино с интервалом в шесть лет. Сама пишет сценарий на основе действительных фактов и сама представляет его в прокате. На обсуждении после сеанса просит рядовых зрителей высказать свое мнение и благодарит за замечания. [an error occurred while processing this directive]

Боброва никого не осуждает и своего мнения не навязывает. Просто показывает на экране самую обычную жизнь. Авторы фильма смотрят на всех глазами самой бабуси, а у той глаза любящие. Она по-прежнему переживает за своих давно выросших внучат. И лишь молча подолгу наблюдает из машины, как ее племяннице не удается договориться с очередным родственником. То, что режиссер взяла на главную роль непрофессиональную актрису, а настоящую бабусю из деревни, делает фильм честным по отношению к зрителю. [an error occurred while processing this directive]

Фильм в Коноше имел успех. Тамошние зрители хоть и знали, о чем фильм, поскольку сами же снимались в эпизодах, но на премьере многие плакали. Да и в зале "Модерна" городские зрители не остались равнодушными - молодежь, пристроившаяся в задних рядах, притихла. Девчонки утирали глаза платочком. О реакции зрителей во Франции, где тоже демонстрировался фильм, рассказала сама режиссер фильма. Там тоже люди плакали и говорили, что они русским... завидуют. Мол, у вас еще сохранилась духовность и связь поколений, а у нас - никому ни до кого дела нет. Вот умерли от небывалой жары 15 тысяч стариков, и никто в прекрасной Франции даже не пошевелился. [an error occurred while processing this directive]

В этом фильме многое необычно. Необычно то, что это - не боевик. Не приторно- слезливый сериал. Фильм, в котором нет ярких спецэффектов и трюков, но который заставляет шевельнуться что-то рядом с сердцем - в наши дни это ох какое редкое явление. И даже начальные титры "бегут" не снизу вверх, как чаще всего бывает в кино, а сверху вниз, ложась под колеса машины, как дорога, ведущая к знакомому дому. А сюжет-то всего лишь - о бабке, подарившей и дом, и пенсию, да всю свою жизнь любимой родне. Но в итоге сама баба Тося стала никому не нужна - ни зятю, что после смерти жены "только жить начинает", ни внукам, в чьи новорусские хоромы старушка ну никак не вписывается. Да и сама племянница Лиза взять к себе в Москву Бабусю не может - работа у нее, работа... [an error occurred while processing this directive]

Один только внук Толик рад приезду Бабуси. Но его семья - беженцы, и сами живут, явно бедствуя, в какой-то развалюшке на птичьих правах. И эти слова о "птичьих правах" звучат в фильме неоднократно. Наш мир раскололся на "хозяев этой страны", как назвала новых русских журналистка Лиза, и тех, кто на птичьих правах - не только Толик с женой и онемевшей от пережитого в Грозном шока дочкой Оленькой, но и Бабуся, и горожанин-пенсионер, вынужденный собирать пустые бутылки. Есть, правда, среди этого мира один своеобразный островок - деревня. Там еще хранят народные традиции, устраивают яркие праздники. Но рядом с праздником - звериный рык пьяного Витьки, который тоже хочет доказать, что он - "хозяин". [an error occurred while processing this directive]