|
|
Правда Севера
Хрупкая красота в условиях рынка "Это до чего же может дойти культура, поставленная на коммерческие рельсы, лишенная государственной поддержки и государственного финансирования? - патетически вопрошала на профсоюзной конференции певица Лариса Спиранова. - Вот уже и школа холмогорской резьбы по кости закрывается..." О судьбе народного промысла душа болит не у одной Ларисы Спирановой. Вы можете представить Россию без павловопосадских шалей, жостовских подносов, вологодского кружева? Холмогорская резная кость - художественное явление того же порядка, отшлифованное веками. Что еще можно сказать в защиту хрупкой красоты? Напомнить слова академика Лихачева о том, что истинное народное искусство освящено традицией, которая сама по себе - воплощенный стиль и вкус. Оно - проверенное противоядие от пошлости, ставшей в последнее время слишком уж частой спутницей того, что именуется "культурным продуктом". Кивнуть на заграницу? Ведь восхищались творениями наших косторезов практичные европейцы и эстеты-японцы, присуждая мастерам за статуэтки и резные финтифлюшки медали на международных выставках в Брюсселе, в Токио. Назвать имена Виктора Кузнецова, Николая Буторина и других выпускников холмогорской косторезной школы, достигших вершин в своем искусстве? Просто показать лучшие их творения, хранящиеся в музеях: "Видите, какая это прелесть!" К сожалению, слова "красота", "традиции", "национальное достояние" не слишком-то убедительны, когда речь идет о бюджетном финансировании, о пользе, о текущих задачах и проблемах. До хрупкой ли прелести холмогорских резных вещичек, когда не до жиру - быть бы живу? Слесари или художники? Руководитель профтехобразования области Александр Кирьянов, в ведении которого и находится 27-е училище, где готовят косторезов, восклицает: - Меня тоже волнует судьба училища. Но больше беспокоит другое. Вот перевели практически всю систему профтехобразования области на областной бюджет. На федеральном остались только три северодвинских училища и одно в Котласе. Это привело к сокращению плана приема по сравнению с прошлыми годами более чем на три тысячи человек. Куда пойдет братия, не принятая в ПТУ, понятно. На улицу. А ведь в некоторых училищах до 90 процентов учеников из малообеспеченных семей. - Если не будет квалифицированных токарей, судокорпусников, фрезеровщиков - встанет северодвинская оборонка, если мы перестанем выпускать сантехников, газосварщиков - что будет делать "Жилкомсервис"? Требуются повара, продавцы. Наша первая забота - обеспечить подготовку представителей массовых профессий, - говорит Александр Алексеевич. До художников ли и художеств в такой непростой ситуации? Вот и попала холмогорская школа резьбы по кости под удар: там и обучаются-то всего 27 человек - уж больно убыточное это дело в нынешних-то условиях. Николай Дмитриевич Буторин, знаменитый косторез, лауреат премии имени Репина, весть о грядущем закрытии родного училища воспринял с грустью. - Как можно? - недоумевает он. - У нас в регионе не так много шансов для талантливой молодежи получить художественное образование. А выпускники косторезной школы становились и признанными живописцами, и отличными скульпторами. По сути дела, второго такого учебного заведения с уникальным опытом преподавания, с кадрами педагогов, материально-технической базой нигде нет. Без фундамента нет здания. Без школы нет мастера, сколь бы талантлив ни был человек от природы. На муниципальный бюджет? На родине Ломоносова побывали-таки чиновники областного уровня, которые совместно с представителями Холмогорской администрации думали и гадали, что же делать, коль скоро косторезная школа - на грани закрытия, а фабрика резьбы по кости - на грани банкротства. Совсем прикрыть учебное заведение, являющееся основой векового промысла, не решились. Изыскиваются возможности объединить его с местной средней школой и передать на муниципальный бюджет. Но потянет ли этот бюджет то, что накладно для областного? Слишком много других насущных задач у холмогорских властей, а средств - не густо. Пока обоснованного плана спасения народного промысла нет. Хотя есть программа "Культура Русского Севера" и сказано немало правильных слов о том, что нужно сберечь бесценные культурные традиции. Тревожно на душе. Смотришь на хрупкие ажурные изделия холмогорских художников и понимаешь: что-то уйдет из нашей жизни, не из быта - из души, если останутся такие вещи только в музее. Пропадут втуне уникальное умение и талант немногих, отмеченных Богом, - все мы обеднеем.
|
Правда Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |
Авангард | ||
Архангельск | ||
Архангельская лесная газета | ||
Архангельская субботняя газета | ||
Архангельский епархиальный вестник | ||
Бизнес-класс | ||
Бумажник | ||
Важский край | ||
Ваш личный доктор | ||
Ведомости Поморья | ||
Вельск-инфо | ||
Вельские вести | ||
Вести Архангельской области | ||
Вестник космодрома | ||
Вечерний Котлас | ||
Вилегодская газета | ||
Волна | ||
Выбор народа | ||
Горожанин | ||
Губернский лабиринт | ||
Двина | ||
Двиноважье | ||
Двинская правда | ||
Добрый вечер, Архангельск! | ||
Заря | ||
Звезда | ||
Звездочка | ||
Земляки | ||
Знамя | ||
Знамя труда | ||
Известия НАО | ||
Инфопроспект | ||
Каргополье | ||
Коношские ведомости | ||
Коношский курьер | ||
Корабел | ||
Коряжемский муниципальный вестник | ||
Котласский бумажник | ||
Красноборская газета | ||
Лесные новости | ||
Маяк | ||
Мирный град | ||
МК в Архангельске | ||
Моряк Севера | ||
Моряна | ||
Нарьяна вындер | ||
Независимый взгляд | ||
Новодвинский рабочий | ||
Нэрм Юн | ||
Онега | ||
Пинежье | ||
Плесецкие новости | ||
Полезная газета Cевера | ||
Поморский курьер | ||
Правда Севера | ||
Правда Северо-Запада | ||
Пульс города | ||
Рек Тайм | ||
Рыбак Севера | ||
Север | ||
Северная корреспонденция | ||
Северная магистраль | ||
Северная широта | ||
Северный рабочий | ||
СМ. вестник | ||
Смольный Буян | ||
Троицкий проспект | ||
Трудовая Коряжма | ||
У Белого моря | ||
Устьянский край | ||
Холмогорская жизнь | ||
Частная Газета |