Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112702100-2.shtml>Редакторы районок просят защиты у президента РФ

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112701200-2.shtml>Будут ли педагоги бастовать?

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112700300-2.shtml>Деньги уходят на лыжи и хоккей с мячом

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112699400-2.shtml>Гарри Поттер, или Всемирная конференция идиотов

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112698500-2.shtml>Фальшивки наступают

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112697600-2.shtml>Объединение - счастливый "билет" или дорога в никуда?

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112696700-2.shtml>скорбь во спасение

news.region29.ru/lenta/2005/04/05/1112695800-2.shtml>Беломорские игры тают в числе

  

Правда Севера
23 марта 2005 (51)
Григорий ДИТЯТЕВ.

Алексей ЯРОШЕНКО: "Мы должны научиться выращивать лес!"

Встретиться с одним из кураторов программ "Гринпис" Алексеем Ярошенко меня заставило интервью, размещенное в одном из архангельских еженедельников. Если ему верить, то Алексей Юрьевич был якобы возмущен высоким уровнем хищений леса в Архангельской области, а также тем, как варварски ведут лесозаготовки крупные лесопользователи - по всей вероятности, все, за исключением компании "Континенталь Менеджмент". Однако в нашем разговоре Алексей Ярошенко высказал несколько иную точку зрения на "зеленые" проблемы ЛПК в России и в нашем регионе.

- Алексей Юрьевич, как бы вы обрисовали лесную концепцию "Гринписа"?

- Мы считаем, что использование лесов должно быть рассчитано на долгосрочную перспективу, быть устойчивым и экологически безопасным. Понимаете, у нас в стране к лесу при СССР отношение было геологическое, как к добыче полезного ископаемого - где-то что-то наросло, надо освоить. А современный подход - он, скорее, сельскохозяйственный - лес надо вырастить, вот каков приоритет! У нас происходит сейчас некоторая деградация даже по сравнению с советскими временами с точки зрения управления лесным хозяйством, идет откат куда-то назад. А ведь положение совсем невеселое. Архангельская область считается многолесным регионом, но ведь продуктивность лесов низкая, состояние их таково, что лучшие леса превращены в осинники и березники. А мифическая расчетная лесосека в 22 миллиона кубометров? Эта цифра рассчитана на арабского шейха, который бы покрывал все убытки при заготовке такого количества леса.

- А какова реальная расчетная лесосека в нашей области, на ваш взгляд?

- Около 10 миллионов - примерно столько, сколько рубится сейчас. Но расчетная лесосека должна зависеть от того, насколько правильно ведется хозяйство.

- Как "Гринпис" относится к методике лесов высокой продуктивной ценности, предложенной Всемирным фондом дикой природы?

- Это хорошая методика. Она в основном рассчитана на районы с высокой плотностью населения, с освоенными лесами. Она позволяет находить участки коренных лесов и обеспечивать их сохранение. Для крупных территорий Севера должны быть другие методики, хотя для юга области она применима.

- Действительно ли рост нелегальных рубок леса в Архангельской области больше, чем в среднем по России?

- Незаконных рубок, или, лучше сказать, неучтенных рубок, на данный момент больше не стало. За последние годы их уровень не растет, он примерно всюду одинаковый. Есть разные оценки их объема. Экспертно оценивается, что в Архангельской области на неучтенную древесину приходится где-то 15-20 процентов от общего объема заготовки.

- А какова методика ваших оценок, как вы устанавливаете эту величину?

- Из этих 15-20 процентов далеко не все приходится на умышленное воровство. Большинство приходится на какие-то технические нарушения - например, объем древесины оказался на участке выше, чем указано в материалах лесоустройства. Понятно, что на больших площадях никто не проводит инструментальную оценку. Погрешность в оценке до 10 процентов допускается официально - если плюс 10, то лесопользователь не должен государству, если минус 10 процентов, то - наоборот. Но разница часто оказывается больше, и если она в сторону плюса, а часто бывает именно так, то тогда и возникает эта неучтенная древесина.

Вторая вещь - это рубки, которые ведут лесхозы: санитарные рубки, либо так называемый уход за лесом...

- Почему "так называемый"?

- В реальности эти рубки используются для того, чтобы заработать денег для поддержания тех же самых лесхозов. И проводятся они очень часто не там, где следовало бы провести этот уход, и не в том виде, в каком бы следовало, а для коммерческой заготовки древесины под видом этих рубок ухода или санитарных. Это болезнь всей России, здесь Архангельская область далеко не на худшем месте. Но и в Архангельской области эта проблема тоже есть, особенно в южных районах, на границе с Вологодской областью и в Приморском районе, Онежском районе, то есть в самых западных ее частях.

Здесь даже сложно винить лесхозы, потому что они поставлены в такую ситуацию. Им подняли фонд зарплаты на 20 процентов приказом по МПР, как всем бюджетным организациям, но они должны выделить эти деньги исходя из собственных средств. А что такое собственные средства? Либо штрафы либо эти рубки.

- Как вы оцениваете новый Лесной кодекс, поможет ли он выправить ситуацию с неучтенными рубками?

- С Лесным кодексом ситуация на самом деле очень запутанная. Дело в том, что за последние полгода Дума рассматривает уже третий закон, который полностью меняет Лесной кодекс. Недавно был принят закон 199-й, который поменял действующий Лесной кодекс. Во-первых, на регионы возложили почетную обязанность тушить лесные пожары, ранее тушение возлагалось на федеральные структуры. А деньги выделены, мягко говоря, смешные. В среднем по России - около трети от потребности.

- По Архангельской области еще меньше?

- Да. Если исходить от пиковой потребности, в жаркий год, то по Архангельской области меньше 10 процентов. Не факт, что регионы эти деньги получат, потому что порядок выделения денег не утвержден.

Но это одна часть проблемы. Вторая часть - это то, что содержится в законе N 199 относительно сельских лесов. Сельские леса были отданы в распоряжение субъектов Федерации. Так, Архангельская область получила под два миллиона гектар сельских лесов.

- А кому эти леса принадлежали раньше? Местной власти?

- Нет, они были закреплены за Министерством сельского хозяйства и продовольствия. Они были федеральными с 1997 года. И вот новый закон, но как документально передавать сельские леса на баланс региональных администраций - до конца не ясно.

Есть и еще один вызывающий серьезные вопросы момент в этом законе. Та, старая, лесная охрана в лесхозах в Архангельской области насчитывала порядка 2000 человек. Теперь она перестала существовать. Сейчас все функции лесной охраны переданы в Росприроднадзор. Лесная охрана по Архангельской области будет составлять около 10 человек, что ничтожно мало. Такая же ситуация по всей стране, лесная инспекция Росприроднадзора - это 400 человек на всю страну. Это очень мало. Это на порядок ниже европейского уровня. А для нашей страны, где нет и традиций соблюдения законодательства, - это тем более ничтожно мало.

- И как же этот 199-й закон сочетается с новым Лесным кодексом?

- Не успел пройти месяц после его принятия - в Думу внесен новый Лесной кодекс. Новый кодекс, вероятно, убьет половину лесопромышленников. Об этом все говорят - и лесопромышленники, и мы тоже. Почему? Потому, что новый кодекс - это совсем новые правила предоставления леса в аренду, это в значительной степени передел того, что есть. Почему опасна аукционная система аренды леса, особенно для тех регионов, экономика которых особенно зависит от леса, как, например, Архангельской области? Ну, кто может предоставить большую плату за лес на корню? Очевидно, тот, кто не связан ни социальными, ни природоохранными обязательствами. А это кто? Это либо фирма-однодневка, либо какой-то лесной холдинг, который без царя в голове, без особых моральных обязательств - не буду называть, но вы знаете, что такие порой кое-где попадаются.

- Глава подкомитета по лесу Госдумы Владимир Крупчак неоднократно говорил об этой проблеме, возникающей при проведении аукционов. Крупные компании, в частности "Илим Палп", вносили свои поправки - например, то, чтобы участник аукциона располагал лесоперерабатывающими мощностями, расположенными не далее чем за 1000 километров от лесного участка. Неужели эти поправки не будут вноситься в кодекс?

- Пока нет. Кодекс сейчас находится в Думе на доработке, создана рабочая группа, и я бы сказал, что состав рабочей группы далеко не оптимальный, в основном в ней крупная лесная бюрократия, практиков там очень мало. Они пытаются там что-то делать, но пока результатов нет, разработчики кодекса стоят намертво - это Минэкономразвития.

Еще одна проблема Лесного кодекса - это доступ граждан в леса. В нем хотя и написано, что доступ граждан в леса нельзя ограничивать, но есть дырочка в виде исключений. И дырочка эта в реальности позволяет закрывать гражданам доступ в леса практически во всех случаях, то есть, было бы желание арендатора и согласие местной районной власти.

- Глава регионального Росприроднадзора Анатолий Миняев считает, что опасения по поводу возможности закрытия лесов для доступа граждан сильно преувеличены.

- Миняев слишком оптимистично смотрит на Лесной кодекс.

- Но закрывать доступ в лес - это и в интересах мелких фирм-однодневок, арендующих лес для последующей субаренды!

- Если открыть лазейку для этого, то поводы всегда найдутся. Может быть, это будет не вся область, а какие-то особо лакомые кусочки. Например, в Подмосковье - это критический вопрос. Там доступ в леса - жизненно важная проблема: очень много желающих уже сейчас взять лес в аренду и огородить его заборчиком, чтобы люди не ходили.

По новому кодексу правила пользования в лесах первой группы очень расплывчатые, очень неясные. В реальности их защитный статус в значительной степени снимается.

Для Архангельской области это леса в основном водоохранных и нерестовых зон. Что с ними будет - зависит от правил рубок. Появятся ли новые технические регламенты для этих территорий, и какими они будут, сказать сложно!

И есть еще одна деталь. По существующим правилам есть лесоохранные структуры на местном уровне, это лесхозы. Их функции и задачи прописаны, понятно, что это, хотя часть их функций и отщипнули по закону 199. Но что будет по новому кодексу? Там непонятно, что должно быть, что не должно быть. Там определяется управление лесами в Москве, а что на местном уровне - не сказано. Это отдано на откуп чиновникам. Идея авторов кодекса ясна - не иметь ничего на местном уровне. Мы видим, как это реализуется с Росприроднадзором - у них нет ничего на местном уровне и не планируется. По новому кодексу планируется привлекать компании к "доверительному управлению".

- Давайте поразмышляем несколько в противоположном направлении. Осенью по новому закону о муниципальном самоуправлении у нас в области появится две с половиной сотни новых муниципальных образований. В этой связи, может быть, вопросы охраны природы на местах будут решаться, скажем так, за счет значительного увеличения общей массы управленцев?

- Ну, мы же это уже проходили лет 10-15 назад, когда была разрушена единая система охраны лесов и природы в стране. Многие функции лесной охраны были переданы на местный уровень, получилась совершенно неуправляемая система, кто в лес, кто по дрова, было очень много проблем. Сейчас есть несколько другая крайность - чрезмерная централизация принятия решений. У местной власти нет стимулов нормально работать. Центральные ведомства, такие как МПР, Федеральное агентство по лесному хозяйству берут на себя все больше функций, и при этом не имеют механизмов их выполнения.

- Насколько я понимаю, Федеральное агентство по лесному хозяйству теперь будет заниматься организацией лесных аукционов, область как-то сама по себе тушить лесные пожары, а Министерство природных ресурсов за всем этим надзирать. А вот кто же будет заниматься таким делом, как лесовосстановление и как с ним дела обстоят сейчас на ваш взгляд?

- Логика авторов нового Лесного кодекса такая - всю хозяйственную расходную деятельность повесить на хозяйствующих субъектов. В этом определенный смысл есть - в мировой практике значительную часть затрат несет лесопромышленник. Если есть долгосрочные планы и перспективы - это нормально. Но эта система пока не сформировалась, пока что действует еще старая, за лесовосстановление отвечает государство. Сейчас затраты на лесовосстановление лежат на Федеральном агентстве по лесному хозяйству, за исключением сельских лесов, которые должны финансироваться из денег на управление сельскими лесами. Сколько будет выделяться на это средств - пока неизвестно.

- Но ведь агентство может в рамках аукциона ставить условие для арендатора - ведение лесовосстановительных работ?

- Да, такие случаи есть. Но арендатор может по суду отбиться от этого условия, как от навязанного. У вас в Архангельской области есть другая проблема - мало выделяется денег на лесовосстановление, и даже то что выделяется, расходуется далеко не всегда правильным образом. Что такое искусственное лесовосстановление? Это коммерческое мероприятие, нацеленное на выращивание лесного ресурса, коммерческого ресурса. В принципе, с природоохранной точки зрения нет большой разницы, что растет - хвойные породы или лиственные. В 90 процентов случаев у нас лесовосстановление понимается так: посадили лес - и забыли про него. А так нельзя! Главная проблема в том, что при лесовосстановлении нужен непрерывный уход за лесом, чтобы восстановить хвойный лес, необходимо его прореживать от лиственных пород, иначе через какое-то время все зарастет березой и осиной. Так что разницы через 40-50 лет, если не проводить ухода, разницы нет никакой - что сажали хвойные, что не сажали, это будет березово-синовый лес, в котором растет еще чахлая ель. Без связки с уходом лесовосстановление смысла не имеет. Должны быть реальные рубки ухода за лесом. Сейчас их очень мало - от 5 до 10 процентов от потребности. Здесь должна быть принята специальная федеральная программа по лесовосстановлению и уходу за лесами, необходимо менять правила рубок леса, все признают, что они у нас очень странные.

- Алексей Юрьевич, но тогда возможно, что модель лесовосстановления, с опорой на лесхозы себя просто не оправдывает? Вы же сами говорили, что они занимаются самообеспечением. Может и надо идти по пути передачи лесовосстановления лесопользователям, имеющим лес в длительной аренде?

- В этом не может быть никаких сомнений. У меня никаких сомнений в том, что значительную часть работ необходимо передавать лесопользователям. Но подход должен быть другой к тому, чтобы определять, где сажать, что сажать. И делать это моментально тоже нельзя. Есть государственные питомники, которые выращивают, например, елки- четырехлетки. Их сразу прекращать финансировать нельзя - где мы будем брать качественный посадочный материал? С другой стороны, на примере скандинавских стран мы видим, что государство берет на себя часть работ, потому что малые лесопользователи просто не могут потянуть работы по выращиванию посадочного материала, по лесовосстановлению, да и знаний может не хватать.

- Скандинавский опыт - это здорово и ставка там действительно сделана на малого лесопользователя и это тоже правильно. Но там, как бы сказать, с менталитетом несколько получше. И едва ли случайно у нас в области ситуация другая: 60 процентов лесного фонда у крупных лесопользователей и ставка, по-видимому, должна делаться на них. Крупные лесопользователи в регионе уже привыкли ко всему, и готовы заниматься всем - и лесовосстановлением, конечно же, тоже. Они даже дороги общего пользования строят сами, не надеясь ни на кого. А малые фирмы могут работать с крупными по конкретным направлениям.

- Такая модель лесопользования теоретически прорабатывалась, насколько я помню "Илим Палпом". Как вы к этому относитесь?

- В принципе модель разумная, но с определенными поправками. Мне кажется, что в Архангельской области будет очень опасно отказываться от поддержки малого и среднего лесного бизнеса. Этого делать нельзя, потому что независимый малый и средний бизнес больше привязан к малым населенным пунктам.

- То есть, если он привязан к малым населенным пунктам. Потому что, когда приходят какие-то непонятные фирмочки, получают по конкурсам лес - это ведь тоже малый и средний бизнес.

- Ну, я не имею в виду <Мир>, или <Русский двор>! Хотя это не такие уж и малые фирмы.

- Вообще-то, я имел в виду фирму <Арэм-норд>, получившей в декабре по конкурсу лес, вот о каком малом бизнесе я говорил. Может лучше сойтись на том, что и малые, и крупные фирмы бывают разные?

- Да, конечно.

- А как вы считаете, проблема, о которой мы говорили в самом начале, проблема неучтенных лесозаготовок - это больше проблема малого бизнеса или крупного? Я имею ввиду малые и крупные фирмы в их более или менее цивилизованных формах. Мне кажется, что все-таки это в большей степени проблема малого бизнеса.

- Да, здесь даже сомнений нет, но что же делать? А есть еще и сельские леса, там проблем еще больше - они более доступны! Но в принципе нужны и крупные, и малые лесозаготовители. Но я хочу еще сказать: проблема-то еще в том, что отрасль у нас технологически отсталая, проблема еще и в том, какая техника используется? Меняется технология, трелевочники Онежского завода скоро можно будет только в музей сдавать. Понятно, что это все будет меняться, приходит новая скандинавская техника. Одна пара харвестер и форвардер - это минус 45 человек, косвенно высвобождается даже еще больше. Вот что еще нас ожидает!

- В этой связи - есть ли у крупного бизнеса особая роль в наше время, миссия, если можно так сказать?

- Да, понятно, что в условиях анархии государство будет на них сваливать решение самых разнообразных проблем. Вопросов здесь нет, просто нельзя всю ставку делать только на крупный бизнес, должно быть какое-то разнообразие. Возьмите европейский опыт. Там основная занятость в лесном секторе - это в лесном хозяйстве. Лесозаготовка механизирована в высокой степени, она создает относительно немного рабочих мест, для решения социальных проблем надо заниматься восстановлением леса. Я считаю, Архангельская область придет к этому неизбежно.

- Так ведь уже пришли. В Архангельской области половина леса заготавливается по современным технологиям, харвестерами и форвардерами. Или есть более продвинутые регионы?

- Действительно, уровень механизации работ в Архангельской области высокий, но он несколько выше в Иркутской области и еще более высокий в Карелии.

- Последний вопрос: каковы планы Гринписа в Архангельской области? Какие проекты у вас в регионе?

- Главным для нас является сохранение старовозрастных лесов на Двинско-Пинежском водоразделе. Это примерно миллион гектаров леса. Это самые удаленные леса, не все они представляют собой особо ценный ресурс. Это уникальные таежные леса, которые мало где сохранились. Также важна и их охранная роль для сохранения рек. Мы предлагаем примерно 40 процентов сделать зоной охраняемой и 60 процентов сделать зоной более разумного лесопользования, рассчитанного на сохранение дикой природы. Для всего массива необходимо какое-то политическое решение. Пока все это обсуждается. А в соседней республике Коми такие прецеденты есть - был принят мораторий на использование подобных лесов в районе, прилегающем к Архангельской области, чтобы за время действия моратория найти наиболее разумное решение. Действительно, это уникальные массивы, они известны по всему миру. Нам необходимо научиться выращивать лес вблизи деревень и дорог, научиться заботиться о нем и жить за счет "сельского" подхода, а не идти путем экстенсивного истребления того, что осталось.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета