Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112966520-28.shtml>Anglo American интересуется угольным и алмазным бизнесом в РФ

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112961300-2.shtml>Дружим и будем дружить

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112960400-2.shtml>Пострадавшие от взрыва конфликтуют между собой

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112959500-2.shtml>Скверу на улице Поморской

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112958600-2.shtml>Бунт бессмысленный и беспощадный...

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112957700-2.shtml>По-казенному

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112956800-2.shtml>Однажды случилось чудо

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112955900-2.shtml>Напишу письмо слезами, запечатаю тоской...

  

Правда Севера
24 марта 2005 (52)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Лев Додин: Абрамовские спектакли историей не становятся

В 1977 году Федор Абрамов записал в своем дневнике: "Не знаю, что получится у них, но в одном уверен: это будет спектакль искренний и честный. Так, как это было у молодой Таганки".

У студентов учебного театра во главе с режиссером Львом Додиным - из Института театра, музыки и кинематографии - получилось так хорошо, что спектакль "Братья и сестры" до сих пор не сходит со сцены Малого драматического театра Санкт- Петербурга (Театра Европы).

Олег Табаков говорил, что будь его воля, он предложил бы руководство МХАТом (еще в "эпоху Ефремова") Л. А. Додину. Но Додин по-прежнему во главе МДТ. Главный режиссер и его артисты - те самые студенты - приняли важное участие в недавних Днях памяти Федора Абрамова, проводившихся в Петербурге.

- Лев Абрамович, это была ваша идея - поставить в Учебном театре "Братьев и сестер"?

- Да. Я знал творчество Абрамова. В 1974 году меня впервые пригласили в МДТ поставить спектакль. Я взялся за абрамовскую "Пелагею", которая меня потрясла. Потом я стал ставить со студентами "Братьев и сестер". Ребята были такие зеленые советские дети, ничего не понимали в том, что происходило. Нынешние дети - мудрецы по сравнению с теми... Мне хотелось взорвать то гражданское безмолвие, чтобы они что-то поняли про себя, про свою страну. Они не виноваты, их не пробуждали... И тут как раз отдельной книгой вышла последняя часть "Путей- перепутьев". Я был потрясен. И мы затеяли эту вещь.

- В Верколу, чтобы вы лучше узнали северную деревню, вас Абрамов пригласил?

- Нет. Мы начали со студентами заниматься - и ничего не получалось. Я понял, что надо совершить что-то такое человеческое, чтобы что-то понять. И предложил ребятам поехать в Верколу. Они сначала заартачились: каникулы - и куда-то ехать!.. Но я сказал им все, что о них думал, - и мы отправились.

Встреча с Абрамовым в деревне - это целая история. Мы две недели к нему не ходили, чтобы он не думал, что мы навязываемся. Он стал передавать: чего это они не являются? Мы встретились.

- Как вы, Лев Абрамович, находили общий язык с Федором Александровичем, у которого был тяжелый характер.

- Вы знаете, с одной стороны, непросто. Тем более что у меня тоже не такой уж легкий характер. И не во всем я был с ним согласен, честно говоря, а в чем-то даже очень не согласен. Мне всегда казалось, что в своих художественных произведениях он гораздо глубже и точнее, чем в публицистике. Но работать получалось, так как перебарывал его дар, интерес к нему как к огромному писателю... И ему вдруг оказывалось интересно. Поэтому мы очень много разговаривали. Я помню, мы жили с Танюшей (жена - Татьяна Шестакова, исполнительница ролей Лизы в "Доме" и Анфисы в "Братьях и сестрах". - С.Д.) в Верколе летом месяца полтора, поехали на рыбалку - с его женой Людмилой Владимировной, с художником Митей Клоповым. Они все остались удить, а мы побрели с Федором Александровичем по отмели. Была сушь, жара дикая, градусов под 30, мы ходили, разговор был интересный, - не заметили, что комары нас кусали, а ночью у меня началось такое воспаление от укусов, все тело я потом неделю лечил...

С другой стороны. Вот сейчас мы слушали выступление Абрамова в Останкино. Он ведь вдруг такой мягкий, добрый, наивный человек... И в разговорах это постепенно проступало. Он был очень одинокий человек. Как всякий большой художник, и еще со всеми своими проблемами внутренними. Деревенский человек. В городе он до конца так и не чувствовал себя своим. Думаю, он очень нуждался в общении, в понимании, в любви, если хотите. Иногда мне даже кажется, что я недостаточно сказал ему нежных слов. Мы на них в жизни всегда скуповаты. Мне казалось, что он и так понимает свое величие, а человеку всегда не хватает подтверждения...

В общем, до сих пор недостает такого разговора, как с Федором Абрамовым.

- В Театре на Таганке "Деревянные кони" уже давно не идут, а у вас Абрамов сколько лет еще может быть представлен в репертуаре?

- Не загадаешь. Не стало Николая Григорьевича Лаврова, исполнителя главной роли в "Доме". И мы этот спектакль уже пять лет не играем, хотя каждый год я думаю: надо вернуться к нему, как-то преодолеть себя. Но пока не получается. Что касается "Братьев и сестер": сколько будет сил, физических возможностей артистов, столько будем играть.

- Вы рассказывали "Аргументам и фактам", что в 1986 году, когда показывали в Москве "Братьев и сестер", "был момент, когда нас должны были буквально выслать из Москвы". Что это был за момент? Почему должны были выслать, ведь перестройка шла, гласность...

- Вот такой парадокс. Мы же многое забываем. У нас история в комок слепляется... 1986-й год - это же только начало перестройки, еще только что-то брезжило, еще не был напечатан Солженицын. Только спустя два года мы подготовили спектакль, где звучал Солженицын. Но нам не разрешили играть. Я сказал: пришлите мне приказ с подписью о запрете, а я ваш приказ опубликую в иностранных газетах. Мне день не шлют приказа, два, три, тогда я решаю: распечатайте афиши.

Наш театр был первым, который играл в Западном Берлине. Советский Союз не признавал Западный Берлин, и нельзя было в нем играть. А мне казалось важным сыграть там "Братьев и сестер". И будучи в Западной Германии, мы заключили договор и поехали в тот самый Берлин. И когда вернулись домой, нас приветствовали.

Только кажется, что власть взяла и все подарила. На самом деле, все вырывалось.

Так вот, в 1986 году все еще только набухало. Мы приехали в Москву, и на спектакль, который, если не ошибаюсь, был представлен на Государственную премию, пришел министр культуры - и ушел после первого акта (не после первого вечера, а после первого акта), хотя там вообще еще ничего не происходит, кроме того, что народ празднует Победу и плачет. "Что это за русский народ! - сказал министр. - Такого народа нет". И тут же пошла телеграмма в Ленинград с требованием подтвердить, что такой спектакль действительно принят, и с вопросом, кто его принял. Из Питера примчались наши начальники в панике: что вы такое сделали!.. И было "собеседование" с министром. Спасла спектакль интеллигенция, которая плечом к плечу стояла на последнем спектакле: Ефремов, Любимов, Вознесенский, Евтушенко... И перед ними власть спасовала.

Все борьбой доставалось и в перестройку. Мы выпускали "Звезды на утреннем небе". Нам не разрешали. А я взял и сыграл.

- Самовольно?

- Ну да. А уже вслед наказать было трудно.

Министерство обороны запретило "Стройбат". Театр Советской Армии взял под козырек. Ну, он военный театр. А мы не стали никого спрашивать. Сыграли - пусть соли на хвост насыпят...

- Вы однажды сказали: жаль, что "Братьев и сестер" видели так много в мире и так мало в России. Так приехали бы, например, в Архангельск...

- Это не от нас зависит. Мы дали согласие приехать, к примеру, в Вологду, отказавшись от западной гастроли. Но замолкли, и энергии, инициативы нету больше. Возможно, деньги не могут найти на довольно дорогое предприятие. Но ведь на черт те что находят, на концерт попсы, например. Я убежден, что к нам в вологодский зрительный зал или в архангельский пришло бы не меньше людей, чем на рок-концерт, допустим. В том числе и молодежи. Напротив нашего театра, на улице Рубинштейна, был рок-клуб. Самый авангардный в Советском Союзе. Так все рокеры после концерта всегда шли к нам на "Братьев и сестер".

Новосибирск проявил энергию - мы приехали. Сургут проявил - то же самое. Как это ни парадоксально звучит, на Западе гораздо больше энергии. Мы упрекаем проклятый Запад в бездуховности, а вот англичане пять лет собирали деньги, чтобы увидеть абрамовские спектакли почти по всей стране, - нашлись люди, нашлись деньги.

- Цитата из вашего интервью "Новой газете": в Петербурге "появляется энергия новых вывесок, магазинов, ресторанов. (...) Город пульсирует". И чего ж хорошего? Вы сказали о признаке страны потребления - только и всего...

- Я вспоминаю пустынный Ленинград с вывесками "Колбаса", "Рыба", а в магазинах не было ни колбасы, ни рыбы. Вспоминаю, как в 80-м году мы поехали с женой в Верколу. Таня заставила меня везти продукты. Целый рюкзак набрался. Я очень сердился: мол, глупо будем выглядеть. И когда мы приехали в Архангельск, я сразу повел Таню в большой гастроном, чтобы она поняла, что неправа. Я вошел - и онемел: пусто, даже водки нет. Чего ж тут хорошего?! Это же кошмар!..

Инициатива и энергия страны должна проявляться во всем. Мы еще не построили общество потребления - потреблять некому. На самом-то деле ресторанов, кафе, парикмахерских мало. По населению Петербурга их должно быть в тысячи раз больше. Люди должны потреблять то, что есть. И дух никуда не исчезнет при потреблении. Я ужасно не люблю разговоры про прагматичную Америку. Вы посмотрите, какие там музеи строят миллионеры и дарят согражданам! Какое количество симфонических оркестров! Никакой России, никакому Советскому Союзу не снилась такая духовность!..

В США пережили период дикого капитализма, мафиозности - и пришли к честности. И нам надо это пережить. Мы же ничего не можем пройти, мы все время шарахаемся и отступаем... Я езжу по заграничным странам, встречаю огромное количество выходцев из России разных поколений. Иногда кажется, что за рубежом каждый второй - выходец из России. Какое количество энергии покинуло нашу страну!.. Когда в Верколе появятся ресторанчики, кафе, где будут вкусно кормить, - это будет хорошо. Тогда будут работать, потому что захочется потреблять... Сегодня почему еще возникает ощущение нищеты? В СССР была не меньшая нищета. Сегодня забыли про двенадцатирублевых пенсионеров, про которых писал Абрамов. Ах, сейчас монетизация, все нищие, - а раньше пенсионеры хорошо жили? Я объехал всю Россию, знаю: почти все были нищими, а те, кто побогаче, скрывали свой достаток...

Сегодня есть мощный энергетический толчок добиваться своего. Сегодня молодым людям часто хочется работать в отличие от людей среднего поколения. Мне в театре нужен сотрудник, я многим интеллигентным людям предлагаю: давайте, вы будете получать больше денег, "Нет, мне так привычней..."

Грубо говоря, подтекст такой: у вас же надо с утра до ночи работать!.. Эти люди не хотят попасть в хороший ресторан, а молодые хотят - и пусть!..

Человек должен проявляться. Раньше многие шли в инженеры, потому что не было другой возможности проявиться. А кто-то может хорошо варить пищу. Теперь варит, и слава богу, это же радость людям.

- В другом интервью вы сказали, что у нас никогда не знаешь, про что спектакль - про вчера, сегодня или завтра. И долго ли так будет?

- Не знаю, наперед не скажешь. Нам казалось, что те же абрамовские спектакли становятся историей, но нет. Вот недавно "Культура" показывала "Дом", - мне звонят и говорят, что ничего же не устарело. Это такой кошмарный комплимент, понимаете?.. Никак наша страна из круга замкнутого вырваться не может. Мужества не хватает. Мы приехали недавно в Польшу, в которой не были, кажется, 14 лет. Как мощно изменилась страна! Нам говорят: "Вот видите, мы потерпели!.." Это была первая страна, в которой произошла шоковая терапия. Знаете, слышали мы, как нам было плохо первые три года, но мы выдержали, а вы своего Гайдара и полгода не потерпели...

- Может быть, дурацкий вопрос, тем не менее: как бы Абрамов относился к тому, что сегодня происходит?

- Очень сложный вопрос. То, что произошло, - очень большое испытание, особенно для тонко чувствующих людей. Опять - мощно обманутые надежды... Хочется верить, что Федору Александровичу хватило бы внутренней мощи - если не рационально, то силой своего таланта, - понять объективную суть нашей трагедии. Хочется верить, что он бы не кричал: эти плохие, те плохие; ах продали Россию, купили Россию!..

Сегодня почти никто не пытается понять какую-то сущностную закономерность происходящего. Это - одна из наших трагедий. И это не только сегодня: понимаем - значительно позже. Тех, кто хоть как-то понимает, плохо слушаем. Не слушали Достоевского. Не слушали Абрамова. Федор Михайлович написал "Бесы" - всем казалось, что он дурью мается...

- Реакционер.

- Ну да, памфлеты пишет...

- Вы говорили, что не поставили ничего из того, что не хотелось ставить. А предлагали?

- Конечно. Всегда была возможность сделать то, что было бы просто. Хотя меня, скорее, не уговаривали работать - мне запрещали работать.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета