Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112966520-28.shtml>Anglo American интересуется угольным и алмазным бизнесом в РФ

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112961300-2.shtml>Дружим и будем дружить

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112960400-2.shtml>Пострадавшие от взрыва конфликтуют между собой

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112959500-2.shtml>Скверу на улице Поморской

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112958600-2.shtml>Бунт бессмысленный и беспощадный...

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112957700-2.shtml>По-казенному

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112956800-2.shtml>Однажды случилось чудо

news.region29.ru/lenta/2005/04/08/1112955900-2.shtml>Напишу письмо слезами, запечатаю тоской...

  

Правда Севера
29 марта 2005 (55)
Александр Дрегало.

Китайский товар на рынке образовательных услуг покупать не будут

Социальные реформы в России имеют особенности: они осуществляются без научного предвидения и за их последствия никто не отвечает.

Похоже, что реформаторы образования не собираются нарушать эту замечательную традицию.

К такому общему выводу пришли 44 эксперта - директора школ, лицеев, колледжей, преподаватели вузов, которые приняли участие в оценке складывающейся в регионе ситуации накануне перестройки системы образования.

Центр региональных социальных исследований Поморского государственного университета предложил экспертам оценить нынешнюю систему образования в России. Абсолютное большинство из них убеждены, что нынешняя система образования - классическая, ее трудно изменить. С ней надо считаться, а не реформировать. Так посчитали 50 процентов участников экспертизы. Еще почти половина - 41 процент - выразила обеспокоенность тем, что реформа образования может превратиться в революционные изменения. Поэтому нынешнюю систему надо оберегать.

Из длинного перечня возможных направлений реформы наиболее привлекательными оказались не компьютеризация учебного процесса или насыщение его мультимедийными средствами и т.п. Главным, по мнению экспертов (77 процентов), остается ориентация на формирование личностных качеств: нравственности, гуманности, самостоятельности, целеустремленности, способности к непрерывному самообразованию при сохранении общеобразовательных и вузовских стандартов.

Общество сегодня крайне обеспокоено, сможет ли нынешняя система образования противостоять экспансии пороков - наркомании, коррупции, проституции, преступности, насилию. Эксперты почти все - 96 процентов - убеждены, что сможет. Но большинство обуславливает этот потенциал системы образования необходимостью помочь институту образования со стороны государства, изменить само общество и повысить статус Учителя и Школы. Реформа образования в первую очередь, считают они, и должна быть направлена на повышение статуса учителя, преподавателя вуза (72 процента), а также на укрепление материальной базы образования (93 процента).

Неоднозначным оказалось отношение экспертов к идее реформаторов перевести систему образования на частично или полное платное обучение. Категорически против этого высказались 32 процента экспертов. Поддержали эту идею, но при условии, что параллельно с государственными учебными заведениями будут развиваться негосударственные, 36 процентов участников экспертизы. И еще 27 процентов поддержали при условии, если доля платного обучения не будет превышать в общей сумме затрат 25-30 процентов.

Весьма жесткую позицию заняли эксперты по вопросу о намечаемой в проекте реформ дифференциации вузов, в результате которой привилегированные учебные заведения получат максимальную государственную поддержку, другие же будут лишены ее. Эксперты (91 процент) считают, что региональные вузы давно доказали свою полезность, многие из них ни в чем не уступают столичным в уровне подготовки специалистов. Такие вузы надо сохранить. Но гарантий, что это произойдет, судя по замыслам авторов перестройки системы образования, нет.

Достаточно взвешенной оказалась позиция экспертов по отношению к идее создания в области научно-образовательного центра. В таком объединении эксперты усмотрели много положительного. По их мнению, объединение некоторых вузов, колледжей, лицеев позволит укрепить образовательный потенциал за счет объединения профильных институтов и факультетов (56 процентов). Кроме того, интеграция университетов, институтов и колледжей позволит объединить научные силы (73 процента), развивать фундаментальные исследования (71 процент), создать многопрофильный Центр переподготовки персонала и повышения квалификации (45 процентов).

В числе преимуществ подобной перестройки в регионе эксперты называют: повышение качества и расширение поля профессиональной подготовки школьников; взаимообогащение преподавателей опытом гуманитарного, естественного и технического образования; взаимообогащение опытом коммерциализации идей, открытий, изобретений; поддержку федерального центра в развитии научного и образовательного потенциала региона; привлекательность научно-образовательного центра для международного сотрудничества и другие.

Вместе с тем хотя идею создания такого центра поддерживают большинство экспертов, они высказывают и сомнения в целесообразности объединения архангельских вузов. Среди таких опасений следующие: вузы утратят свою самобытность, традиции (45 процентов); появится опасность уравнительного распределения внебюджетных средств (32 процента); усложнится система менеджмента (41 процент); усилится конкуренция на конкурсах по замещению вакантных мест профессорско-преподавательского состава (32 процента); изменится структура неформальных отношений, что скажется на психологическом климате в коллективах.

И все-таки, несмотря на опасения, на прямой вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваше учебное заведение вошло в состав научно-образовательного комплекса Архангельской области?", утвердительно ответили 51 процент экспертов, отрицательно - 6 процентов, остальные затруднились в выборе.

Выводы по данному "разведывательному" опросу экспертов. Во-первых, известны слова английского историка Г. Бокля, который сказал, что каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. Эксперты это понимают и опасаются, как бы с помоями не выплеснули ребенка - элементы классического образования. Ведь там, где есть человек, модернизм всегда опасен.

Во-вторых, эксперты видят опасность безоглядной "профессионализации", когда теряется личность как главный объект образования. Ведь заговорили уже всерьез о профессионалах-киллерах, профессионалах-"медвежатниках". И не только. Вспомним молодого профессионала-менеджера, обеспечившего стране дефолт в 1998 году.

В-третьих, эксперты рельефно выделили главное направление возможных преобразований - статус учителя и материальную базу образования. Между тем в проекте реформ на этот счет существуют лишь туманные размышления министра. Тогда зачем огород городить, ведь на нем ничего, кроме сорняков не вырастет.

Что касается идеи объединения вузов, то и без экспертов понятно - региональный научно-образовательный центр может быть создан, но без АГТУ и СГМУ. Первый остался на позициях семилетней давности, когда регион потерял шанс создать у себя научно-образовательный центр не хуже, чем имеется сейчас в Новгороде. А СГМУ уверен, что сумеет сохранить свой "формат" - быть монополистом на Севере.

Увы, опыт поглощения собственности в лесном комплексе страны, многолетняя война пришлых олигархов против Котласского, Архангельского комбинатов так ничему нас и не научили. Не сомневаюсь, придет молодой, смелый, денежный конкурент из Москвы или С.-Петербурга и наши вузы, которые очень скоро скатятся на уровень колледжей, просто вытеснят с рынка образовательных услуг. Китайский товар на местном рынке никто покупать не захочет.

Александр Дрегало. Доктор философских наук, профессор, руководитель центра региональных социальных исследований ПГУ.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Лесные новости
Маяк
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета