|
|
Правда Севера
Китайский товар на рынке образовательных услуг покупать не будут Социальные реформы в России имеют особенности: они осуществляются без научного предвидения и за их последствия никто не отвечает. Похоже, что реформаторы образования не собираются нарушать эту замечательную традицию. К такому общему выводу пришли 44 эксперта - директора школ, лицеев, колледжей, преподаватели вузов, которые приняли участие в оценке складывающейся в регионе ситуации накануне перестройки системы образования. Центр региональных социальных исследований Поморского государственного университета предложил экспертам оценить нынешнюю систему образования в России. Абсолютное большинство из них убеждены, что нынешняя система образования - классическая, ее трудно изменить. С ней надо считаться, а не реформировать. Так посчитали 50 процентов участников экспертизы. Еще почти половина - 41 процент - выразила обеспокоенность тем, что реформа образования может превратиться в революционные изменения. Поэтому нынешнюю систему надо оберегать. Из длинного перечня возможных направлений реформы наиболее привлекательными оказались не компьютеризация учебного процесса или насыщение его мультимедийными средствами и т.п. Главным, по мнению экспертов (77 процентов), остается ориентация на формирование личностных качеств: нравственности, гуманности, самостоятельности, целеустремленности, способности к непрерывному самообразованию при сохранении общеобразовательных и вузовских стандартов. Общество сегодня крайне обеспокоено, сможет ли нынешняя система образования противостоять экспансии пороков - наркомании, коррупции, проституции, преступности, насилию. Эксперты почти все - 96 процентов - убеждены, что сможет. Но большинство обуславливает этот потенциал системы образования необходимостью помочь институту образования со стороны государства, изменить само общество и повысить статус Учителя и Школы. Реформа образования в первую очередь, считают они, и должна быть направлена на повышение статуса учителя, преподавателя вуза (72 процента), а также на укрепление материальной базы образования (93 процента). Неоднозначным оказалось отношение экспертов к идее реформаторов перевести систему образования на частично или полное платное обучение. Категорически против этого высказались 32 процента экспертов. Поддержали эту идею, но при условии, что параллельно с государственными учебными заведениями будут развиваться негосударственные, 36 процентов участников экспертизы. И еще 27 процентов поддержали при условии, если доля платного обучения не будет превышать в общей сумме затрат 25-30 процентов. Весьма жесткую позицию заняли эксперты по вопросу о намечаемой в проекте реформ дифференциации вузов, в результате которой привилегированные учебные заведения получат максимальную государственную поддержку, другие же будут лишены ее. Эксперты (91 процент) считают, что региональные вузы давно доказали свою полезность, многие из них ни в чем не уступают столичным в уровне подготовки специалистов. Такие вузы надо сохранить. Но гарантий, что это произойдет, судя по замыслам авторов перестройки системы образования, нет. Достаточно взвешенной оказалась позиция экспертов по отношению к идее создания в области научно-образовательного центра. В таком объединении эксперты усмотрели много положительного. По их мнению, объединение некоторых вузов, колледжей, лицеев позволит укрепить образовательный потенциал за счет объединения профильных институтов и факультетов (56 процентов). Кроме того, интеграция университетов, институтов и колледжей позволит объединить научные силы (73 процента), развивать фундаментальные исследования (71 процент), создать многопрофильный Центр переподготовки персонала и повышения квалификации (45 процентов). В числе преимуществ подобной перестройки в регионе эксперты называют: повышение качества и расширение поля профессиональной подготовки школьников; взаимообогащение преподавателей опытом гуманитарного, естественного и технического образования; взаимообогащение опытом коммерциализации идей, открытий, изобретений; поддержку федерального центра в развитии научного и образовательного потенциала региона; привлекательность научно-образовательного центра для международного сотрудничества и другие. Вместе с тем хотя идею создания такого центра поддерживают большинство экспертов, они высказывают и сомнения в целесообразности объединения архангельских вузов. Среди таких опасений следующие: вузы утратят свою самобытность, традиции (45 процентов); появится опасность уравнительного распределения внебюджетных средств (32 процента); усложнится система менеджмента (41 процент); усилится конкуренция на конкурсах по замещению вакантных мест профессорско-преподавательского состава (32 процента); изменится структура неформальных отношений, что скажется на психологическом климате в коллективах. И все-таки, несмотря на опасения, на прямой вопрос: "Хотели бы вы, чтобы ваше учебное заведение вошло в состав научно-образовательного комплекса Архангельской области?", утвердительно ответили 51 процент экспертов, отрицательно - 6 процентов, остальные затруднились в выборе. Выводы по данному "разведывательному" опросу экспертов. Во-первых, известны слова английского историка Г. Бокля, который сказал, что каждая великая реформа состояла не в том, что вводилось что-нибудь новое, а в том, что уничтожалось что-нибудь старое. Эксперты это понимают и опасаются, как бы с помоями не выплеснули ребенка - элементы классического образования. Ведь там, где есть человек, модернизм всегда опасен. Во-вторых, эксперты видят опасность безоглядной "профессионализации", когда теряется личность как главный объект образования. Ведь заговорили уже всерьез о профессионалах-киллерах, профессионалах-"медвежатниках". И не только. Вспомним молодого профессионала-менеджера, обеспечившего стране дефолт в 1998 году. В-третьих, эксперты рельефно выделили главное направление возможных преобразований - статус учителя и материальную базу образования. Между тем в проекте реформ на этот счет существуют лишь туманные размышления министра. Тогда зачем огород городить, ведь на нем ничего, кроме сорняков не вырастет. Что касается идеи объединения вузов, то и без экспертов понятно - региональный научно-образовательный центр может быть создан, но без АГТУ и СГМУ. Первый остался на позициях семилетней давности, когда регион потерял шанс создать у себя научно-образовательный центр не хуже, чем имеется сейчас в Новгороде. А СГМУ уверен, что сумеет сохранить свой "формат" - быть монополистом на Севере. Увы, опыт поглощения собственности в лесном комплексе страны, многолетняя война пришлых олигархов против Котласского, Архангельского комбинатов так ничему нас и не научили. Не сомневаюсь, придет молодой, смелый, денежный конкурент из Москвы или С.-Петербурга и наши вузы, которые очень скоро скатятся на уровень колледжей, просто вытеснят с рынка образовательных услуг. Китайский товар на местном рынке никто покупать не захочет. Александр Дрегало. Доктор философских наук, профессор, руководитель центра региональных социальных исследований ПГУ.
|
Правда Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |
Авангард | ||
Архангельск | ||
Архангельская лесная газета | ||
Архангельская субботняя газета | ||
Архангельский епархиальный вестник | ||
Бизнес-класс | ||
Бумажник | ||
Важский край | ||
Ваш личный доктор | ||
Ведомости Поморья | ||
Вельск-инфо | ||
Вельские вести | ||
Вести Архангельской области | ||
Вестник космодрома | ||
Вечерний Котлас | ||
Вилегодская газета | ||
Волна | ||
Выбор народа | ||
Горожанин | ||
Голос рабочего | ||
Губернский лабиринт | ||
Двина | ||
Двиноважье | ||
Двинская правда | ||
Добрый вечер, Архангельск! | ||
Заря | ||
Звезда | ||
Звездочка | ||
Земляки | ||
Знамя | ||
Знамя труда | ||
Известия НАО | ||
Инфопроспект | ||
Каргополье | ||
Коношские ведомости | ||
Коношский курьер | ||
Корабел | ||
Коряжемский муниципальный вестник | ||
Котласский бумажник | ||
Красноборская газета | ||
Лесные новости | ||
Маяк | ||
Мирный град | ||
МК в Архангельске | ||
Моряк Севера | ||
Моряна | ||
Нарьяна вындер | ||
Независимый взгляд | ||
Новодвинский рабочий | ||
Нэрм Юн | ||
Онега | ||
Пинежье | ||
Плесецкие новости | ||
Полезная газета Cевера | ||
Поморский курьер | ||
Правда Севера | ||
Правда Северо-Запада | ||
Пульс города | ||
Рек Тайм | ||
Рыбак Севера | ||
Север | ||
Северная корреспонденция | ||
Северная магистраль | ||
Северная широта | ||
Северный рабочий | ||
СМ. вестник | ||
Смольный Буян | ||
Троицкий проспект | ||
Трудовая Коряжма | ||
У Белого моря | ||
Устьянский край | ||
Холмогорская жизнь | ||
Частная Газета |