|
|
Правда Севера
О чем грохочет "Рокот" с космодрома? В минувшую пятницу в Архангельске состоялись общественные слушания о воздействии запусков ракеты-носителя "Рокот" на экологию области. Перед архангельской общественностью выступали разработчик ракетной установки заместитель начальника службы обеспечения трассовых пусков ракетоносителей космического научного центра имени М. Хруничева Олег Чурсин и заведующий отделом прикладной экологии Центра экотоксиметрии при институте химии и физики имени Н. Семенова Валерий Клюшников. Еще до появления на свет "Рокота" его двухступенчатые прототипы в 90-х годах успешно стартовали с космодрома Байконур. Когда трехступенчатая (более скоростная) заявила о себе миру, была проведена государственная экологическая экспертиза, по результатам которой "Рокот" должен был пройти ряд усовершенствований. В течение последних пяти лет на космодроме Плесецк идут испытания ракеты-носителя. Специально для запусков построен новый стартовый комплекс, проложена новая трасса полета. Всего совершено пять запусков "Рокота". На следующий год планируется сразу три старта. При запусках "Рокота" нагрузка на окружающую среду будет на порядок меньше, чем у его предшественников, утверждают разработчики ракеты. Единственный недостаток - летает она на сверхтоксичном топливе. Особую опасность представляет несимметричный демитилгидразин (гептил). Но остатки топлива, по словам докладчиков, сгорают в космосе, не долетая до земли. Исключением может стать авария на ракете. До сих пор Россия была единственной страной, которая сбрасывала ступени ракет на земную поверхность. А вот обломки "Рокота" будут погребены под водой - в Баренцевом море. А что говорят экологи? Ученые в центре Хруничева не учли, что в Баренцевом море северяне добывают рыбу. Пока наука не проводила исследования о влиянии гептила на подводный мир, но попадание обломков ракеты несомненно повлечет за собой массовое отравление живых организмов, а затем и людей. Аварийное выключением двигателя ракеты-носителя также осталось непонятым. Предугадать, когда произойдет авария нельзя, как и место, куда в конце концов упадет ракета. Экологи напомнили, что заправочная станция на космодроме Плесецк не проходила экспертизу с середины 90-х. Неизвестно, как влияет ее эксплуатация на живые организмы. На территории запусков не ведется необходимый мониторинг окружающей среды, не разработана система оповещения в случае ЧП. Не осталась без внимания проблема террора. При новом ракурсе полета ракету легче сбить, чем при вертикальном. Для защиты от подобных покушений разработчики проекта пока ничего существенного не предлагают.
|
Правда Севера: |
Свежий номер | ||
Архив номеров | ||
Об издании | ||
Контакты | ||
Реклама |
|
Издания Архангельской области: |