Пресса Архангельской области
Птица счастья
Птица счастья


Версия для распечатки  
Обсудить статью в форуме (0)  

Новости Архангельска
  

Правда Севера
21 апреля 2005 (72)
Виктор СТАРИЦЫН. Ветеран труда.

"Особое строительство N 16"

Одно из героических и неимоверно трудных дел северян в годы Великой Отечественной войны - строительство и эксплуатация железной дороги от станции Исакогорка до аванпорта Экономия.

Впервые дорога на Экономию была построена и функционировала еще в годы Первой мировой войны, когда до середины ноября 1916 года Архангельск оставался единственным открытым европейским портом России, связывавшим ее с союзниками.

Началось Великая Отечественная война. Значение нашего порта снова резко возросло. На первом этапе войны Архангельск оказался единственным европейским портовым городом СССР, способным принимать караваны грузовых судов с военной техникой, боеприпасами, продовольствием из США, Великобритании и Канады и отправлявшим им экспортные товары.

Снова потребовалась круглогодичная работа Архангельского порта. Но основные, связанные с железной дорогой, причалы его располагались в южной части города, что затрудняло проход к ним зимой судов с грузами и нарушало коммуникации по льду между различными частями Архангельска. В связи с этим вновь встал вопрос о строительстве аванпорта Экономия и железной дороги к нему.

29 июля 1941 года Архангельские обком партии и облисполком направили в Совет народных комиссаров СССР и члену правительства и Государственного комитета обороны Л. М. Кагановичу письмо, в котором говорилось о необходимости строительства железной дороги до Экономии. Предполагалось использовать старую насыпь 1915 года вдоль Обводного канала и трамвайные пути от лесобиржи 16-17 до Экономии.

Однако вес, габариты и характер грузов, поступивших на судах конвоя "Дервиш" в сентябре 1941 года, показали опасность их провоза по улицам города, поэтому областные власти решили, что дорога по этой трассе может быть лишь временной.

19 сентября 1941 года обком партии, облисполком и Военный совет Архангельского военного округа в письме Кагановичу сообщали об изысканиях постоянного маршрута дороги на Экономию, выполненных экспедицией N 1 Лентрансмостпроекта. Проектировщики предложили новое месторасположение ветки. Маршрут был утвержден ГКО СССР 9 ноября 1941 года в постановлении "О работе Архангельского торгового порта". Сроки окончания строительства - 10-11 декабря 1941 года.

Где проходил новый маршрут дороги? Ветка начиналась на левом берегу Северной Двины у станции Исакогорка, продолжалась по мосту через речку Ширша и подходила к Двине у деревни Ригач. Железнодорожная переправа через реку (с ледоставом по шпалам и рельсам на льду, после ледохода - на плашкоутах) шла наискосок севернее острова Турдеев и выходила на правый берег Двины между деревней Жаровиха (ныне улица Старожаровихинская) и поселком лесозавода N 2. Здесь в конце 1941 года были построены разъезд, площадки для временного складирования грузов, стояла зенитная батарея. Далее дорога под острым углом пересекала Ленинградский проспект и шла по лесисто-болотистой местности (ныне Объездная дорога) и подходила у Банной речки к рукаву Кузнечиха, по деревянному железнодорожному мосту через Шилов остров - на Соломбальские острова и через речку Повракулка и вдоль речки Ваганиха - на Экономию. Общая длина трассы - около 40 километров.

Строившаяся дорога получила название "Особое строительство N 16". По количеству районов в Архангельске она делилась на семь участков, и за каждым районом закреплялась определенная часть ветки. В конце 1941 года на одном из самых трудных участков трассы N 4 (Октябрьский район) работали бригады землекопов Батуриной, Галушиной, Гюнтер, Патокиной, Селезневой, плотников Татарского, Фокина и других.

Строительство и эксплуатация железной дороги - без преувеличения, полная драматизма и героизма эпопея. Трасса строилась зимой, проходила по переувлажненной местности, весной насыпь начала "плыть", осела, местами оказалась под водой. Соответствующие органы видели подчас в этом вредительство. Вот пример: весной 1942 года ушел под воду участок дороги на уклоне к Двине у Жаровихи. Арестовали нескольких строителей, и лишь вмешательство Уполномоченного Государственного комитета обороны СССР И. Д. Папанина спасло их от суда.

Основная техника большинства строителей - кирка, лом, лопата, носилки, тачка. Для доставки грунта из карьеров использовали также лошадей, на готовых участках дороги - железнодорожные "вертушки". Один из авторов статьи - житель Соломбалы В. Старицын видит, как сейчас, изможденных женщин, тянущих рельсы к месту их установки. Из-за голода, холода и тяжелого труда строители болели, умирали.

Считается, что железная дорога от станции Исакогорка до порта Экономия с ледовой переправой через Двину пущена в эксплуатацию 6 января 1942 года. Но на правом берегу реки это была временная, по трамвайным путям, ветка. Постоянную, магистральную дорогу построили к этому времени лишь на отдельных участках (от Ленинградского проспекта до Исакогорки). Особенно отставало строительство железнодорожного моста через Кузнечиху, его готовность к 1942 году - 36 процентов. Несмотря на это, дорога работала. 10 апреля 1942 года бюро обкома партии и облисполком назвали измененные ГКО СССР сроки строительства новой ветки: начало сквозного движения и пуск в эксплуатацию - к 1 мая, окончание строительства - 15 июня 1942 года.

Фактически по всей новой, проходящей вне части города, трассе железная дорога сдана во временную эксплуатацию к осени 1942 года, в постоянную - к осени 1943 года.

Эксплуатация достроенного летом 1942 года моста через Кузнечиху шла с трудностями. Так, весной 1943 года ледоход разрушил три деревянных ледореза, повредил три защищаемые ими опоры моста и расшатал еще шесть ледорезов. Дефекты устранили. Еще больше проблем было связано с налаживанием и функционированием железнодорожной переправы через Двину, которая полностью прерывалась на несколько недель осенью во время ледостава и весной перед и во время ледохода и зависела от толщины льда на реке. Приходилось делать по две-три перевалки грузов.

Дорога действовала до конца войны. Железнодорожный мост через Кузнечиху просуществовал до весны 1954 года, когда бурным ледоходом он был разрушен и унесен в море.

Всего за 1941-1945 годы на Экономию из заграницы, а также после частичной разгрузки в глубоководном Молотовске пришло 32 парохода, привезено более 180 тысяч тонн импорта.

Железная дорога была своего рода "дорогой жизни" для круглогодичной работы Архангельского порта.

В память строителей дороги следует установить мемориальную доску, целесообразнее - на стене здания железнодорожного вокзала в Архангельске, у которого всегда много людей. Чтя память умерших строителей, необходимо определить места их захоронения на кладбище в Жаровихе и привести в порядок.

Леонид САННИКОВ. Кандидат исторических наук.

Виктор СТАРИЦЫН. Ветеран труда.

P. S. Готовя статью, Л. Санников съездил в Соломбалу, дошел до места, где железная дорога пересекала реку Кузнечиху и выходила на Соломбальские острова. Сейчас это улица Вал. Здесь частично сохранилась насыпь высотой три-четыре метра. В сумерках короткого зимнего дня на Кузнечихе маячило длинное поперечное возвышение. От Шилова острова его отделяет полоса воды шириной до 100 метров. Соломбальцы называют это возвышение - Шиловка, или, как и улицу, - Вал.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:


Авангард
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вилегодская газета
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесные новости
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК в Архангельске
Моряк Севера
Моряна
Нарьяна вындер
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Правда Северо-Запада
Пульс города
Рек Тайм
Рыбак Севера
Север
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Холмогорская жизнь
Частная Газета