Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
11 января 2006 (2)
Владимир СОКОЛОВ.

Собственника не устроила своя же собственность

Почему "Норильский никель" отказался строить терминал в Архангельском морском торговом порту

В минувшем году каботажные перевозки в арктических морях продолжались до начала декабря. О том, как поработал здесь Архангельский морской торговый порт, рассказывает его главный диспетчер Анатолий АНДРЕЕВ:

- Говорить о полном завершении каботажных перевозок пока рано. Дудинская линия с помощью судов усиленного ледового класса действует круглогодично. Здесь по итогам одиннадцати месяцев прошлого года мы переработали 348 тыс. тонн грузов. Для сравнения скажу, что за 2004 год на Енисей и обратно было перевезено 321 тыс. тонн.

Сейчас как о свершившемся факте мы можем говорить о выполнении плана северного завоза. За лето, осень и начало зимы в портопункты Белого и Баренцева морей доставлено 27,5 тыс. тонн дизельного топлива. Основную роль в его поставках жителям побережья играл танкер "Орлец" грузоподъемностью 3000 тонн, который с июля по декабрь трудился практически без остановок. Перевезено генеральных грузов и каменного угля 13 тыс. тонн. Плашкоут "Кеница", буксиры "Турий", "Моржовец", "Жижгин" с баржами, приняв груз в областном центре, за время навигации побывали во всех населенных пунктах Поморья - даже таких, как Шойна, Индига, Пеша.

- Погрузка для геологов поселка Варандей основной части грузов производилась на районе речного порта Жаровиха. Почему не на Бакарице?

- Это объяснить просто. У причала Жаровихи в Архангельске, и у причала на Варандее глубины невелики. Суда, которые геологи арендуют для перевозки груза на Варандей, должны подходить к причалу портопункта. "Беломорские" теплоходы смешанного "река-море" плавания их вполне устраивают и по осадке, и по количеству принимаемого груза. Грузовой район Жаровиха нам не конкурент. Достаточно сказать, что в нынешнюю навигацию на более крупных судах Северного морского пароходства с районов Бакарица и Экономия мы отправили для геологов Варандея и Нарьян-Мара около 42 тыс. тонн генеральных грузов.

- Порт вообще не работал для обеспечения газоносного месторождения Харасавей, хотя планировали перевозку в этом направлении 90 - 100 тыс. тонн грузов...

- Действительно, год назад газовики объединения "Надымгазпром" строили серьезные планы по восстановлению и реконструкции скважины на полуострове Ямал. В январе нынешнего года в Надыме побывали представители Архангельского порта и Северного морского пароходства. Большие объемы строительных материалов и техники должны были поступать на Харасавей морем через Архангельск. После поездки мы начали предварительную подготовку к хранению и переработке этого специфичного груза.

О том, что в навигацию-2005 с "Надымгазпромом" мы работать не будем, стало ясно лишь в июле. Помеха, могу предположить, появилась, когда зашла речь о финансировании работ.

- Правление концерна "Норильский никель" объявило о решении построить грузовой терминал в Мурманске, максимально использовать его для нужд горно- металлургического комбината. Как это отразится на объеме грузов Дудинской линии, отправляемых через Экономию?

- Норильчане давно хотели построить склад для продукции своего комбината в северном регионе. Интерес "Норникеля" понятен: расчет строится на том, чтобы вывезти крупную партию меди и никеля из Сибири не прямым ходом в Роттердам, как сейчас, а на российский Север. Затем продавать металл мелким оптом, со сроками поставки вне зависимости от плавания судов в Арктике. Транспортировка груза при таком варианте занимает всего семь-десять дней, хотя перегруз, хранение обходится дороже. Однако Архангельский порт имеет ограничения по осадке судов, зимой замерзает, у нас высокие портовые сборы. Поэтому нарильчане и остановились на мурманском варианте.

Комбинат уже выкупил часть площадей Мурманского судоремонтного завода. Готовится подвести туда железнодорожную ветку. Но надо помнить, что грузооборот Мурманского порта приближается к 14 млн 300 тыс. тонн. Большое количество судозаходов создает дополнительные сложности для грузовладельцев.

Контрольный пакет акций ОАО "Архангельский морской торговый порт" принадлежит "Норильскому никелю". Поэтому вряд ли комбинат заинтересован в ухудшении экономического положения части своей же собственности. Без сомнения, мы по- прежнему будем отправлять суда в Дудинку, а грузооборот порта будет оставаться на уровне 300 - 350 тыс. тонн в год.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя