Правда Севера
11 января 2006 (2)
Владимир СОКОЛОВ.
Собственника не устроила своя же собственность
Почему "Норильский никель" отказался строить терминал в Архангельском морском
торговом порту
В минувшем году каботажные перевозки в арктических морях продолжались до начала
декабря. О том, как поработал здесь Архангельский морской торговый порт,
рассказывает его главный диспетчер Анатолий АНДРЕЕВ:
- Говорить о полном завершении каботажных перевозок пока рано. Дудинская линия с
помощью судов усиленного ледового класса действует круглогодично. Здесь по
итогам одиннадцати месяцев прошлого года мы переработали 348 тыс. тонн грузов.
Для сравнения скажу, что за 2004 год на Енисей и обратно было перевезено 321
тыс. тонн.
Сейчас как о свершившемся факте мы можем говорить о выполнении плана северного
завоза. За лето, осень и начало зимы в портопункты Белого и Баренцева морей
доставлено 27,5 тыс. тонн дизельного топлива. Основную роль в его поставках
жителям побережья играл танкер "Орлец" грузоподъемностью 3000 тонн, который с
июля по декабрь трудился практически без остановок. Перевезено генеральных
грузов и каменного угля 13 тыс. тонн. Плашкоут "Кеница", буксиры "Турий",
"Моржовец", "Жижгин" с баржами, приняв груз в областном центре, за время
навигации побывали во всех населенных пунктах Поморья - даже таких, как Шойна,
Индига, Пеша.
- Погрузка для геологов поселка Варандей основной части грузов производилась на
районе речного порта Жаровиха. Почему не на Бакарице?
- Это объяснить просто. У причала Жаровихи в Архангельске, и у причала на
Варандее глубины невелики. Суда, которые геологи арендуют для перевозки груза на
Варандей, должны подходить к причалу портопункта. "Беломорские" теплоходы
смешанного "река-море" плавания их вполне устраивают и по осадке, и по
количеству принимаемого груза. Грузовой район Жаровиха нам не конкурент.
Достаточно сказать, что в нынешнюю навигацию на более крупных судах Северного
морского пароходства с районов Бакарица и Экономия мы отправили для геологов
Варандея и Нарьян-Мара около 42 тыс. тонн генеральных грузов.
- Порт вообще не работал для обеспечения газоносного месторождения Харасавей,
хотя планировали перевозку в этом направлении 90 - 100 тыс. тонн грузов...
- Действительно, год назад газовики объединения "Надымгазпром" строили серьезные
планы по восстановлению и реконструкции скважины на полуострове Ямал. В январе
нынешнего года в Надыме побывали представители Архангельского порта и Северного
морского пароходства. Большие объемы строительных материалов и техники должны
были поступать на Харасавей морем через Архангельск. После поездки мы начали
предварительную подготовку к хранению и переработке этого специфичного груза.
О том, что в навигацию-2005 с "Надымгазпромом" мы работать не будем, стало ясно
лишь в июле. Помеха, могу предположить, появилась, когда зашла речь о
финансировании работ.
- Правление концерна "Норильский никель" объявило о решении построить грузовой
терминал в Мурманске, максимально использовать его для нужд горно-
металлургического комбината. Как это отразится на объеме грузов Дудинской линии,
отправляемых через Экономию?
- Норильчане давно хотели построить склад для продукции своего комбината в
северном регионе. Интерес "Норникеля" понятен: расчет строится на том, чтобы
вывезти крупную партию меди и никеля из Сибири не прямым ходом в Роттердам, как
сейчас, а на российский Север. Затем продавать металл мелким оптом, со сроками
поставки вне зависимости от плавания судов в Арктике. Транспортировка груза при
таком варианте занимает всего семь-десять дней, хотя перегруз, хранение
обходится дороже. Однако Архангельский порт имеет ограничения по осадке судов,
зимой замерзает, у нас высокие портовые сборы. Поэтому нарильчане и остановились
на мурманском варианте.
Комбинат уже выкупил часть площадей Мурманского судоремонтного завода. Готовится
подвести туда железнодорожную ветку. Но надо помнить, что грузооборот
Мурманского порта приближается к 14 млн 300 тыс. тонн. Большое количество
судозаходов создает дополнительные сложности для грузовладельцев.
Контрольный пакет акций ОАО "Архангельский морской торговый порт" принадлежит
"Норильскому никелю". Поэтому вряд ли комбинат заинтересован в ухудшении
экономического положения части своей же собственности. Без сомнения, мы по-
прежнему будем отправлять суда в Дудинку, а грузооборот порта будет оставаться
на уровне 300 - 350 тыс. тонн в год.
|