|
Правда Севера
12 января 2006 (3)
Владимир МАЛКОВ.
Миллионы у дороги
В середине 80-х страна жила ожиданием больших перемен к лучшему. Партия и
правительство объявили о намерении в несколько раз увеличить темпы жилищного
строительства под девизом "Каждой семье - отдельную квартиру". Для решения такой
грандиозной задачи мощностей Северодвинского комбината строительных конструкций
и материалов было явно недостаточно. Нужно было в несколько раз увеличить выпуск
железобетонных изделий. Территория КСКМ практически вся была задействована, и
гигантская стройка развернулась на совсем новом, не освоенном еще месте - болоте
между городом и только что построенной ТЭЦ-2.
Страна работала на северодвинскую новостройку, не жалея ни финансовых средств,
ни материальных ресурсов. Область поставляла железобетонные изделия, с
Череповецкого металлургического комбината непрерывным потоком шел металлопрокат.
Все строительные предприятия города принимали участие в строительстве гиганта
стройиндустрии. За короткий срок на абсолютно пустом месте выросли корпуса цехов
и сооружения "под крышу", готовые принять необходимое оборудование. Даже когда в
90-х годах прекратилось централизованное финансирование, очень большой процент
готовности зданий не давал покоя городской администрации и предпринимателям.
Один за другим выдвигались проекты их наилучшего использования. Самыми
грандиозными из них были завод по производству троллейбусов и завод по
производству фаянсовой сантехники. Даже вкладывались какие-то деньги, но ни один
из проектов не был осуществлен из-за недостатка средств.
Стройка была заморожена в ожидании лучших времен. И ждать можно было долго.
Строение сделано крепко, на века. Крыша предохраняет от дождей и снегов, глухой
бетонный забор - от воров и грабителей. Но, оказывается, нет таких крепостей,
которые не могли бы взять современные акулы нарождающегося капитализма. Казалось
бы, ну что можно получить из здания, в котором ничего еще не имеется. Само
здание. Вернее, те его части, которые можно вырезать и выгодно продать. Такими
частями оказались металлические опоры, подкрановые балки, швеллера межэтажных
перекрытий, секционные связи, удерживающие здание от продольного складывания и
падения. Короче, все, без чего все сооружения в любой момент и без
предупреждения могут превратиться в московский"Трансвааль", заживо похоронив
самих резчиков и труд тысяч людей, приложивших руку к строительству. Потомкам
планировать здесь производство уже не придется. Для них останется очередная куча
строительного мусора стоимостью в миллионы рублей.
Печальное зрелище представляет внутренний облик помещений: кучи битого кирпича
от упавших межцеховых стен, лишенных металлических креплений, огрызки
металлических связей и балок с неровными следами от газовых резаков торчат во
все стороны. Повсюду валяются дефицитные кислородные и пропановые баллоны, до
упора набитые газом. Новогодние каникулы кончились. Начались трудовые будни. Все
приготовлено для продолжения давно начатого разбоя.
Сторож, нанятый неким частным лицом, очень близким к широко известному в городе
предпринимателю и политику, уже два года не суетясь поддерживает огонь в очаге
строительной бытовки, распиливая новенькие оконные блоки. Это не возбраняется -
их тут еще много. Да что там блоки, вот тысячи тонн высокосортного металла - это
хватка, достойная имени крутого бизнесмена-политика, рисующего с высоких
областных и городских трибун перспективы развития города и строящего свое личное
благополучие за счет разорения и уничтожения всего, до чего рука дотянется. А
чего бы ей не тянуться - по ней, похоже, никто не ударит.
| |