|
Правда Севера
13 января 2006 (4)
Ирина СИДОРОВА.
На "солнечную" педагогику надвигается тень...
Как сделать, чтобы ребенку было интересно в школе? Как понять его мир,
установить с ним личный контакт? Найти ответы на эти вопросы стараются учителя
Верхнеуфтюжской средней школы Красноборского района на занятиях педмастерских
"От сердца к сердцу".
Рассказывает директор школы Надежда Викторовна Паршина:
- Итогом работы одной из таких мастерских, которую мы назвали "В каждом человеке
- солнце", у нас получилась "солнечная" педагогика. На этом занятии наши учителя
писали: "В каждом человеке - солнце. Только помоги ему светить". Или: "В каждом
человеке - солнце. Не потуши его своим отношением". В результате наших занятий в
педмастерских воспитательная работа в школе активизировалась, приобрела более
яркий характер.
Это фрагмент одного из многочисленных выступлений учителей и руководителей школ
Архангельской области на IX Ломоносовских педагогических чтениях, которые прошли
в Архангельском областном институте переподготовки и повышения квалификации
работников образования. Задели всех собравшихся за "круглым столом" эти
действительно от сердца к сердцу идущие слова сельской учительницы. Ведь
проблемы, которые пытаются решить там, в красноборской глубинке, злободневны для
всех: учителей, воспитателей, руководителей образовательных учреждений,
родителей и всего общества в целом.
Так уж сложилось, что сегодня в нашем сознании понятие "учитель" ассоциируется
прежде всего с хроническими страданиями по поводу низкой зарплаты, материального
убожества школ и общей недооценки высокой миссии просвещенца. Учитель
возмущенный, бастующий, митингующий, а нынче еще и занимающийся незаконными
поборами среди родителей учеников, стал предметом пристального внимания СМИ и
даже значительной части общества. И как-то отодвинулось на задний план, ушло в
тень самое главное - учитель как мастер, профессионал, творец, берущий в
союзники своих учеников.
Именно эта - творческая, "солнечная сторона" учительства и нашего образования -
раскрылась на IX Ломоносовских педагогических чтениях. Два дня, с утра до
позднего вечера, работали шесть секций, где в режиме "мозгового штурма" шли
дискуссии, "круглые столы", семинары и педагогические ринги. Каждый учитель смог
поделиться своим наработанным опытом, перенять что-то очень ценное у коллег,
собравшихся на эту встречу из 25 муниципальных образований области.
Собрались в Архангельске творческие личности, те, кто с увлечением постигает все
премудрости педагогических инноваций. Эту аудиторию трудно чем-то удивить. Но
все-таки возможно. Именно такую реакцию 36 участников "круглого стола" секции
"Содержание образования: сегодня и завтра" вызвало выступление Л. М. Курдюковой,
заместителя директора Ягринской гимназии Северодвинска. Она показала, как вместе
с учениками на уроке литературы анализирует рассказ А. П. Чехова "Скрипка
Ротшильда".
Ксожалению, среди участников областных чтений оказалось немного учителей из
Архангельска, зато педагоги из районов порадовали многообразием формы, методов
работы с детьми. В городских школах, где информационно-методическая служба под
боком и материальная база побогаче, и общая обстановка благоприятствует поиску,
овладеть новыми приемами значительно легче. Тем ценней, интересней опыт школ
нашей глубинки, где главная движущая сила - учительский энтузиазм, помноженный
на творческие возможности учеников. В этом плане запомнилось выступление В. Л.
Черноковой, учителя русского языка и литературы из Коневской средней школы
Плесецкого района. Валентина Леонидовна использует урок - "круглый стол" для
изучения биографий русских классиков. Он называется "Встреча с писателем".
Допустим, встреча с Иваном Сергеевичем Тургеневым. Один ученик играет роль
молодого Тургенева, а другой - уже зрелого писателя. Остальные задают им
вопросы.
В Коневской средней школе уже не первый год идет профильное обучение. Был выпуск
математической группы. В этом году школу заканчивает гуманитарный класс. В 10-й
класс естественного цикла по специальности "химия, биология" набирали ребят с
учетом содержимого портфолио (портфель достижений). В него входили рефераты,
исследовательские работы, участие в олимпиадах именно по этим предметам.
Конечно же, на чтениях обсуждались не только достижения, но и проблемы. На
"солнечную сторону педагогики", всего образования в целом надвигается тень.
Проблема в том, что в уже известных нам 122-м и 131-м законах нет ни слова о
методической службе, своеобразном мозговом центре педагогов. Что значит столь
многозначительное умолчание? То, что министерство образования и науки не считают
эту структуру сегодня необходимой. И несложно догадаться, что финансисты в любой
критической ситуации, когда надо пристально посмотреть, на чем бы денежки
сэкономить, укажут в первую очередь на методическую службу, которую законодатели
изъяли из жизни.
Как заявила на закрытии педагогических чтений ректор института переподготовки и
повышения квалификации работников образования кандидат педагогических наук
Лариса Ивановна Уварова, те серьезные изменения, которые идут сегодня в
образовании, осуществлять на местах без помощи методической службы нельзя.
Исключение ее из системы образования будет великой ошибкой.
| |