Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
19 января 2006 (8)
Сергей ДОМОРОЩЕНОВ.

Три встречи судьи Щипуновой

Жительница Архангельска Анна Ивановна Щипунова 41 год работала в судебной власти. Начинала секретарем судебного заседания, потом была ревизором управления юстиции Минюста СССР по Архангельской области, судьей в Маймаксе. Закончила карьеру председателем Коношского районного суда. Судьей была таким справедливым, что осужденные посвящали ей стихи. Один из них даже сказал в письме, что готов был бы отбыть любой срок, если бы осудила его именно Анна Ивановна.

Много было памятных встреч в жизни А. И. Щипуновой. Особенно запомнились три.

С Алексеем Косыгиным

Перед Великой Отечественной войной ревизор Анна Щипунова участвовала в большом совещании работников юстиции в Москве. На нее пал выбор - и она вошла в группу тех, кому предстоял прием у заместителя председателя правительства СССР (тогда - Совнаркома) Алексея Косыгина.

Наверно, не так хорошо запомнила бы Анна Ивановна ту встречу, если бы Алексей Николаевич Косыгин (впоследствии он долго работал председателем правительства СССР) не был бы в нашей стране безоговорочно уважаем. В частности, за то, что его не увешивали Звездами Героя, что он был как будто несколько в стороне от брежневской камарильи.

- Работал Косыгин в не очень большом кабинете. Я обратила внимание на огромные часы в футляре, - рассказывает Анна Ивановна. - Мы были подготовлены к встрече, знали, кому о каких проблемах говорить. В то время суды жили бедно: в качестве писчей бумаги для заведения уголовных, гражданских дел и другой судебной документации часто использовали чистые поля газет. Никаких бланков не было - например, в суд повесткой вызвать... Суды занимали очень плохие помещения. Если человек видел самое худое здание, мог смело заходить - там народный суд.

Зарплаты судей в ту пору были очень маленькие, пообносились мы. Просто стыдно было в таком виде выносить приговоры от имени Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Обо всем этом и говорили Косыгину, который в продолжение всего разговора не вставал с места. Он даже голову не поднимал, все сидел, писал и постоянно курил. Когда мы вошли - тоже не встал поприветствовать.

Выслушав нас, хозяин кабинета спросил у секретаря президиума Верховного Совета СССР Горкина, который привел делегацию: "Почему не докладывали в правительство?" Тот ответил, что не раз докладывали...

Примерно через час Косыгин закончил разговор, результаты которого не замедлили сказаться. Кое-где даже райкомы компартии выселяли из обжитых зданий и судам отдавали. Канцелярскими товарами стали обеспечивать работников юстиции централизованно. Выдавали костюмы или отрезы на них. Анне Ивановне достался костюм из бостона - дорогого, модного в ту пору и ноского материала.

Косыгинскую бы деловитость, его бы контроль за выполнением решений - да нынешним чиновникам всех уровней!..

С Иосифом Бродским

Как известно, будущего лауреата Нобелевской премии судили в 1962 году в Ленинграде за тунеядство и выслали в Коношский район "на трудовые работы".

Попал он в деревню Норинскую, в совхоз "Даниловский". Отличался независимостью: вот за это дело возьмусь, а за это - нет, увольте. Телят, говорят, пас охотно, а камни с полей убирать не желал. Совхозное начальство этого не потерпело, накатало жалобу в милицию, и "тунеядца" засадили в коношскую камеру предварительного заключения на пятнадцать суток.

Сидел Бродский в КПЗ, все было спокойно. Как вдруг из Ленинграда в Коношу приезжают человек десять - и женщины, и мужчины, и молодые, и пожившие. "Делегация" сразу же направилась в райком КПСС. Первого секретаря на месте не оказалось. И тогда пошли ленинградцы к секретарю по идеологии Анатолию Дмитриевичу Нефедову: мол, сегодня исполняется 25 лет поэту Бродскому, так нельзя ли по этому случаю отпустить его в Норинскую?

Надо заметить, в Коноше тогда и не знали, что за личность ссылку у них отбывает: тунеядец и тунеядец. А ленинградцы, приехавшие с огромными букетами цветов, говорят высокие слова, просят за него вежливо и так убедительно...

Секретарь райкома сказал членам "делегации", что освободить Бродского имеет право только суд. Позвонил председателю райсуда: дескать, Анна Ивановна, подумай, пожалуйста, - возможно, стоит уважить и гостей, и Бродского?

Делегация пошла к Щипуновой. Та выслушала приезжих и изменила меру пресечения, то есть разрешила Бродскому на время празднования дня рождения покинуть КПЗ. И пошли гости вместе с освобожденным поэтом в деревню - за двадцать километров по майской грязи.

В камеру Бродский уже не вернулся. И никто его туда - в нарушение закона - водворять не стал: поэт же! Уважили человека.

Впоследствии Иосиф Бродский тепло отзывался о приютивших его коношанах. А про Нефедова через годы написали в журнале "Новый мир", что он, мол, за две бутылки водки распорядился отпустить Бродского. Поклеп, утверждает Анна Ивановна: Анатолий Дмитриевич не тот был человек, чтобы до такого опускаться; к тому же за такой проступок он мог запросто лишиться должности и партийного билета, поэтому и непорядочный человек поостерегся бы рисковать...

С Шуриком

Работы у Анны Ивановны было много, поэтому новые кинофильмы не всегда удавалось посмотреть. Не видела она и "Кавказскую пленницу". А тут доставляют к ней в суд актера Александра Демьяненко: железнодорожная милиция сняла его с поезда, потому что в вагоне-ресторане он не "рассчитал свои силы" и в нетрезвом виде чего-то там натворил.

Грозил актеру штраф, а может, и пятнадцать суток в КПЗ. Разумеется, вторая перспектива совсем не устраивала исполнителя главной роли в "Кавказской пленнице". И состоялся между ним и судьей Щипуновой примерно такой диалог:

- Вы, гражданин судья, "Кавказскую пленницу" видели?

- Что это?

- Кинофильм.

- Нет, не видела.

- Советую посмотреть.

- Может быть, и посмотрю когда-нибудь.

- Обязательно посмотрите. Я - Шурик.

- Какой Шурик?

- Ну роль там у меня такая - Шурика играю.

Отделался тогда Александр Демьяненко штрафом.

А "Кавказскую пленницу" Анна Ивановна потом посмотрела. Фильм ей понравился.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя