Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
19 января 2006 (8)
Владимир СОКОЛОВ.

Освоение Антарктиды начинали поморы

Сейчас флагман полярного научного флота "Академик Федоров" уже находится у берегов Антарктиды. А два месяца назад он без особых торжеств отошел от причала Санкт-Петербурга.

С его отходом началась 51-я антарктическая экспедиция. На борту судна в рейс вышли более ста ученых, в его трюмах - все, что понадобится полярникам для исследования Южного полюса. Впервые для обеспечения нынешней экспедиции (после двух десятилетий финансирования по минимуму) из бюджета выделено ровно столько денег, сколько запрашивало руководство экспедиции. Поэтому стало возможным приобретение нового оборудования и техники для полярных станций. Вновь затеплилась надежда вернуть российской науке былое первенство в освоении шестого континента.

Информацию об этом событии особо любознательные могли увидеть в Интернете. Там говорилось, что научное судно подойдет к ледовому причалу в начале января, доставит на Южный полюс новую смену зимовщиков. Затем сотрудникам института Арктики и Антарктики (ААНИИ) предстоит уникальная операция - добраться до ледникового озера, находящегося возле станции "Восток", но... на глубине четырех километров. Ученые ААНИИ утверждают, что его возраст около миллиона лет и что выполнение программы исследований станет главным научным открытием XXI века.

Но организаторы и участники нынешнего плавания к Южному полюсу забыли сказать о том, что продолжают дело, начатое ровно 50 лет назад. Они не могли не помнить эту дату. Молчат, вероятно, потому, что доля Ленинграда в этом деле тогда была невелика.

Первыми в декабре 1955 года к берегам ледового континента вышли моряки-северяне: экспедиция располагалась на дизель-электроходах "Обь" и "Лена", находившихся в составе управления арктического флота Северного морского пароходства. Экспедицию возглавил знаменитый полярник Михаил Сомов, получивший звание Героя Советского Союза за работу на станции "Северный полюс-2".

Известно, что Мурманское морское пароходство, куда перешли суда усиленного ледового класса, появилось лишь в 1967 году. Когда на построенные в Голландии дизель-электроходы "Лена" и "Обь" направлялись поморы, аргумент был один: у вас есть опыт ледового плавания. Тогда же экипажи судов узнали о планах работы в Антарктиде. "Обь" на судоремонтном заводе в Риге переоборудовали под научное судно. Оно было назначено флагманом экспедиции.

Приняв на борт группу гидрографов и полярников, погрузив в трюмы и на палубу стройматериалы, топливо, оборудование, авиатехнику, "Обь" ушла к южному континенту. 5 января 1956 года дизель-электроход достиг его берегов. Экипаж судна, члены экспедиции приступили к строительству первой советской станции "Мирный".

Одизель-электроходе "Лена" у меня особые, теплые воспоминания. Сюда после окончания мореходки я пришел четвертым помощником капитана. И хотя много лет прошло с того исторического рейса, на судне продолжали работать участники первой антарктической экспедиции - повар Александр Батурин, моторист Александр Лыжин, токарь Аркадий Шлендев. С вниманием и интересом мы, молодежь, слушали рассказы о гигантских айсбергах, о внезапных ураганах, о восьмидесятиградусных морозах. Выгрузка по 12-14 часов подряд на припайный лед, треск могучего судового корпуса при ледовых сжатиях для них были привычными. А для нас эти скромные и работящие моряки были полярными героями, настоящими покорителями Антарктиды.

14 декабря 1955 года дизель-электроход "Лена" вышел из Калининграда в рейс. Командовал судном капитан Александр Иванович Ветров, старшим механиком был наш земляк Глеб Николаевич Новгородцев. Будущим зимовщикам пришлось размещаться даже в трюме.

20 января "Лена" подошла к Антарктиде, а покинула берега шестого континента только в марте. Чтобы выгрузить около трех тысяч тонн груза, приходилось менять место стоянки, вновь и вновь подыскивать надежный лед, прокладывать по нему дороги. И бессчетное количество раз срочно сниматься со швартовых, когда рушился "причал".

Впоследствии научное судно "Обь" еще 19 раз участвовало в антарктических экспедициях. Дизель-электроход "Лена" - только дважды. У него была другая задача: выполнение снабженческих рейсов в Арктику. Экипаж за короткое заполярное лето успевал доставить грузы на острова Визе, Шмидта, Уединения и еще полтора десятка других, раскиданных в самых дальних точках Карского моря и моря Лаптевых. Он начинал продленную арктическую навигацию на линии Мурманск - Дудинка.

И позднее в экспедициях к берегам Антарктиды участвовали суда Северного морского пароходства. Четверть века назад теплоход "Пионер Эстонии" тоже возил грузы в Антарктиду. Кстати, его капитан Валерий Алексеевич Сарапунин и сегодня командует этим судном. Старшим помощником в 1980 году у него был Сергей Ястребцев - нынешний капитан порта Архангельск.

Сегодня, когда наблюдаю, как всякие фирмы и фирмочки с имперским размахом празднуют какие-нибудь 500 дней со дня создания или два года с момента регистрации, в голову лезет "крамольная" мысль: "Неужели только нам, словно задержавшимся в прошлой жизни, нужна история великой морской державы?"

Заведующая музеем Мурманского морского пароходства Валентина Ивановна Карепова рассказывала, что ветераны ММП организовали встречу участников первых рейсов к берегам Антарктиды. Журналисты Мурманского радио к пятидесятилетию похода сделали передачу. Жаль, что в Архангельске ничего подобного не случилось. Место, где было можно и нужно встречаться старым морякам, куда бы они приводили своих внуков, - Государственный музей северного мореплавания - уже несколько лет стоит под замком, пугая облупившейся штукатуркой жителей и гостей города - первого порта России...



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя