|
Правда Севера
31 января 2006 (16)
Владимир ФОКИН.
Безымянная Россия
Две недели подряд российское телевидение периодически сообщало о заблудившейся в
пурге автоколонне и мерах по вызволению водителей и машин из снежного плена.
Произошло это на Камчатке, но вполне могло случиться в большинстве районов
Архангельской области. Сошлюсь на пример нашего района, отправившись в
путешествие от въезда со стороны Архангельска по областной дороге Усть-Вага-
Ядриха и завершив его в самом северном закутке - поселке Северном.
Уже не раз "Правда Севера" писала о явном казусе, когда на расстоянии каких-то
15-20 километров висят одинаковые дорожные указатели с названием ближайшего
населенного пункта "Кондратовская". Разобраться несведущему пассажиру или
водителю невозможно, которая из Кондратовских обозначает въезд в Пучугу, а
которая относится к Афанасьевску, тем более что дорога тут пролегает по окраинам
полей и перелесков и никаких явных примет и отличий не имеет. Дорожников можно
оправдать тем, что при написании и установке знаков с названиями населенных
пунктов они руководствовались определенными правилами. Но что мешало внизу
приписать (пусть даже в скобках) привычные названия сообщества деревень, и тогда
бы водителям не пришлось ломать голову, в какую Кондратовскую нужно повернуть,
чтоб попасть по нужному адресу. И вообще, правильнее бы вернуть каждой местности
веками устоявшееся имя.
Промелькнули две Кондратовские, а пассажир автобуса вдруг спохватился, где ж ему
вылезать, чтобы попасть в Нижнюю Тойму, расположенную на другом берегу Северной
Двины? Та, что находится за Двиной, на областной автодороге вообще не
отмечается, и надо обладать чутьем ищейки, чтобы не проворонить поворот на
Нижнюю Тойму, Зеленник или Сефтру.
Верхней Тойме в этом отношении повезло больше - райцентр все-таки, хотя и
расположен тоже за Двиной. Шестиметровый дорожный знак в виде северной прялки,
установленный напротив нужной развилки, виден издалека.
Зато на правобережье по мере удаления от райцентра родничок дорожных указателей
с названием населенных пунктов иссякает после первых десяти километров. Да и в
самом селе, как бы ни искали указатель, в какую сторону ехать, чтобы попасть в
верховья Пинеги, усилия ваши тщетны. На выезде из села улица Ломоносова (бывшая
Пинежская, обязанная своим прежним названием знаменитому Пинежскому тракту)
делится сразу на три. Влево идет дорога в Вершину (по дорожному знаку - в Черный
Ручей), вправо - в Тимошино. Вправо же нужно поворачивать и всем тем, кто едет в
Двинской и Усть-Ергу, Корнилово и Заболотье, Согру и Выю, поселки Ухменьга,
Ламбас, Заруба, Лахома, Летняя, Красная, Палово, Кода, Осяткино, Северный. Но об
этом - нигде ни слова. Последний населенный пункт, где еще можно увидеть
табличку с его названием, - поселок Двинской, что в 12 километрах от райцентра.
Восьмидесятикилометровая лесовозная дорога, связавшая Северную Двину с
верховьями Пинеги, проходит лесом, изреженным интенсивными вырубками, деревень и
указателей не имеет вовсе. Если ты новичок на этой трассе, то единственный
ориентир, где нужно сделать левый поворот, чтоб попасть в Ухменьгу или Ламбас, -
спидометр собственной машины. И об этом необходимо заранее разузнать, иначе
можешь попасть на кольцевую лесовозную дорогу и незаметно вернуться в исходную
точку, поселок Двинской (в лучшем случае), или всю ночь блуждать по "усам"
лесозаготовителей (ночью чаще всего спросить там не у кого).
За мостом через Пинегу снова загадка: дорога опять разветвляется на три
равнозначных "ствола". Но если вправо хотя бы виднеются дома поселка
Белореченского, то прямая дорога на Красную (и дальше - в Коду, Осяткино, Выю,
Северный) и левая - в Палово, Согру - не обозначены даже картонкой с названием
маршрутов. Проезжая по этим дорогам, следует помнить, что самые накатанные ведут
отнюдь не к населенным пунктам, а, как правило, на разделочные площадки или в
лесные делянки, к людям же ведут чаще всего полузапорошенные снежком.
В поселках Красная и Кода путешественника поджидает совершенно одинаковая
неожиданность: как выбраться из поселка, чтоб продолжить путь на Северный. Но
тут хотя бы в жилые дома можно постучаться и спросить, за каким углом таится
заветный поворот (без этого с первого раза попасть на нужную дорогу никому не
удавалось). Про то, чтобы на въезде в поселок или деревню увидеть табличку с их
названием, даже и упоминать как-то неудобно. Зато дальше дорога подарит
неожиданную радость: отворотов от нее почти не будет: пили неспешно прямо, пока
не захватит метель в полях у выйских деревень. В этом случае (в отличие от
Камчатки) даже МЧС о твоей беде узнает далеко не сразу: мобильной связи там нет,
да и остальные средства спасения пока остаются на уровне позапрошлого века. А
если случится мороз за сорок (что на Пинеге не редкость!), и машина сломалась?..
Как-то раз от души посмеялся над глупостью московских чиновников из
Центризбиркома, забраковавших подписи избирателей в поддержку одного из
кандидатов. В подписных листах, где стояли имена и фамилии сельских жителей, не
были указаны... номера деревенских домов. Какие там номера домов, если у нас
большинство населенных пунктов название имеют только на бумаге? Местные власти
об этом знают, но проблемой не считают, пока в очередной раз не случится
трагедии, как с заблудившимся караваном.
Или отдельной автомашиной...
Владимир ФОКИН.
Село Верхняя Тойма.
| |