Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
11 октября 2006 (185)
Алексей НОВИКОВ.

Cколько автобусов нужно Архангельску?

С каждым годом количество автобусов на улицах Архангельска заметно увеличивается. Это чувствуют на себе как обычные горожане, спешащие на работу или по делам, так и остальные участники дорожного движения, простаивающие в многочисленных пробках порой довольно много времени. Давайте попытаемся вместе разобраться: сколько же на самом деле автобусов нужно областному центру? Но для начала позволим себе небольшое историческое отступление.

В июле 2007 года Архангельск отметит столетие с момента начала первого в России регулярного автобусного движения. Организованный по инициативе инженера Н.Н. Белого, первый автобусный маршрут курсировал от улицы Архиерейской до конца Троицкого проспекта, далее - в обратном направлении по набережной. При этом, что удивительно, проезд на автобусе был в шесть-семь раз дешевле, чем на извозчике. Всего за десять лет количество автобусов в Архангельске значительно увеличилось, их обладателями стали многие учреждения города, а также частные лица. Но, как известно, все изменила революция...

Нельзя сказать, чтобы в последующие годы городские власти совсем не уделяли внимания развитию автобусного сообщения в областном центре. Однако попытки развивать одновременно сразу несколько видов общественного транспорта оказались, что совершенно очевидно, не по силам муниципальному бюджету. Первым "приказал долго жить" громыхающий и искрящий трамвай, затем финансовый коллапс постиг и "перспективный" троллейбус... И только автобусы остались единственным средством передвижения для большинства горожан.

Не вы ждете автобус - автобус ждет вас!

Всего каких-то четыре-пять лет тому назад, несмотря на присутствие в то время на улицах областного центра троллейбусов и трамваев, большинство архангелогородцев испытывало значительные трудности при поездках по городу: интервалы движения были огромными, количество маршрутов было крайне незначительным, а при пересадках требовалось вновь приобретать билет. Да и техническое состояние "ЛиАЗов" и "Икарусов" оставляло желать лучшего...

Ситуация менялась к лучшему практически на наших глазах: саморегулирующийся рынок транспортных услуг не только выбрал оптимальные транспортные средства - такими оказались автобусы средней вместимости производства Павловского автомобильного завода, но и определил максимально удобные для архангелогородцев маршруты.

По данным мэрии, сегодня на законных основаниях действует 49 автобусных маршрутов, правда лишь четырнадцать из них принадлежат муниципалитету. В этой отрасли городского хозяйства заняты восемьдесят три перевозчика, из которых 65 частные предприниматели, 18 - юридические лица. Оговорка "на законных основаниях" в данном случае означает то, что на самом деле количество автобусов на дорогах Архангельска (впрочем, как и любого другого российского города) значительно больше. Оказывается, каждый предприниматель, купив автобус, имеет полное право сам "разработать" интересный для себя маршрут и в любое удобное для него время осуществлять перевозки пассажиров. Конечно, при этом под большим вопросом остается техническое состояние автобуса и состояние здоровья водителя, ведь никаких предрейсовых осмотров в таком случае не проводится...

Власти города за несколько лет борьбы с "нелегалами от перевозок" так и не смогли взять ситуацию под контроль: "пираты наших дорог" находятся под защитой федерального антимонопольного законодательства, запрещающего ограничивать количество участников рынка административными мерами. Похоже, это как раз тот самый случай, когда интересы общества вступают в противоречие с нормой права, но поделать ничего нельзя - закон есть закон.

Впрочем, для архангелогородцев, спешащих утром на работу или учебу, а вечером домой, по сути, все равно - есть лицензия у перевозчика или нет. Для них главное - побыстрее добраться до цели, а в нынешней ситуации с таким количеством автобусов и маршрутов это можно сделать буквально за несколько минут.

От добра добра не ищут...

Собирая материал для этой публикации, мы задавали вопросы самым разным архангелогородцам - пассажирам и водителям, владельцам автотранспортных предприятий и сотрудникам ГИБДД - о сегодняшнем состоянии транспортной системы в Архангельске, количестве автобусов и качестве обслуживания пассажиров. Анализ полученной информации позволяет сделать вывод о том, что в целом архангелогородцы положительно оценивают изменения, произошедшие с автобусными маршрутами за несколько последних лет. Самые высокие оценки получили большое количество новых удобных маршрутов и минимальный интервал между автобусами, а также (очевидно, накануне зимы) непривычно высокая по сравнению со старыми автобусами температура в салонах.

К недостаткам, и это отметили большинство из опрошенных, можно отнести так называемые "гонки за пассажиром", когда нелегальные перевозчики, не соблюдая никаких графиков движения и пренебрегая безопасностью пассажиров, стараются подъехать к остановке быстрее других.

Еще одна проблема, которая волновала участников нашего мини-опроса, заключается собственно в количестве автобусов, которые при подъезде к остановкам просто не помещаются в узкие "карманы", заставляя пассажиров ходить по газонам. Эти же проблемы с количеством транспортных средств способствуют затруднениям движения других машин, тем самым, провоцируя аварийные ситуации.

Практически все из опрошенных нами горожан были категоричны и солидарны в ответе на вопрос: нужны ли Архангельску еще 100-200 автобусов?

Как вы уже, наверное, догадались, ответ был отрицательным.

Казалось бы, странно, ведь тогда интервал между автобусами будет еще меньше, зачем же отказываться от своего счастья? Однако при более подробном опросе с аргументами наших "народных экспертов" трудно не согласиться.

Первое, на что обратили внимание опрошенные нами горожане, стала практически кризисная ситуация на дорогах областного центра. Резко увеличившееся за несколько последних лет количество транспортных средств уже сейчас образует пробки и заторы во многих местах, при этом развития дорожной сети ждать не приходится. Получается, что с приходом такого количества крупногабаритной техники город просто обречен на транспортный коллапс.

(Кстати, опрошенные нами водители и владельцы автобусов в этой связи выразили и еще одно опасение: новые автобусы если и придут, то не "вместо", а лишь в дополнение к имеющимся. Ведь, как известно, механизма ограничения предпринимательской инициативы нет и не будет).

Еще один момент, о котором с тревогой говорили архангелогородцы, касался недоверия к "федеральным" перевозчикам. У всех на слуху история с продажей троллейбусного парка московской фирме, которая затем потерялась где то в "суровых брянских лесах"...

Но больше всего поводов для беспокойства вызвали возможные изменения в тарифной политике возможного нового игрока на транспортном рынке областного центра. Учитывая, что в Москве, да и во многих других российских городах, стоимость одной поездки составляет 15-17 рублей, нетрудно предположить, что "крупный федеральный перевозчик" поедет к нам не оказывать гуманитарную помощь в виде бесплатного проезда, а попытается диктовать свои финансовые условия. В таком случае нас ждет или резкое повышение тарифов, или "дыра" в бюджете, которому предстоит компенсировать недостающие доходы...

Совершенно очевидно, что вопрос транспортной инфраструктуры областного центра, претендующего на статус столицы Севера, далеко не такой простой и однозначный вопрос, как это может показаться на первый взгляд. Тенденции развития, которые мы наблюдаем в последние годы, говорят о том, что это живая, полноценная, самодостаточная и саморегулирующаяся система, которая в соответствии с рыночными экономическими механизмами сама определит вектор своего развития. Так уже произошло и с количеством маршрутов, и с качеством обслуживания пассажиров, и со стабилизацией тарифов на перевозки. Очевидно, что и вопрос о количестве транспортных средств на городских маршрутах будет решен таким же эволюционным путем.

Алексей НОВИКОВ.

P.S. Виктор Яковлевич Доронин, исполнительный директор Архангельской областной транспортной ассоциации:

- Все дело в том, что серьезной альтернативы для автобусов в нашем регионе нет и долго еще не будет. У нас нет собственной атомной электростанции, а электричество, как и топливо, постоянно дорожает. Нужно заметить, что члены нашей Ассоциации, а это 16 крупнейших областных перевозчиков, сохраняют практически самые низкие на Северо-Западе цены на проезд. Перевод автобусов средней вместимости на сжиженный газ не только способствовал улучшению экологической ситуации, но и стабилизировал экономическое положение автоперевозчиков. Мы понимаем, что сегодня, в условиях достаточно низкого уровня зарплат, повышение цен на проезд грозит настоящим социальным взрывом. Поэтому если предположить, что в регион может прийти крупный федеральный перевозчик, то наряду с объективными трудностями (с появлением на наших улицах еще большего количества автобусов) мы получим не только еще большие пробки, но и резкий рост тарифов. Для примера можно посмотреть на цены в Москве - они даже в метро составляют 17 рублей, столько же стоит и наземный транспорт. Как вы думаете, устроит ли это относительно небогатых архангелогородцев?



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя