Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
11 октября 2006 (185)
Сергей КОНДРАТЬЕВ.

Это не должно повториться. Грянет ли снова нашествие весны-2006?

Авторитетное мнение

Обвальный срыв лесосплавной навигации на реках Архангельской области весной этого года запомнится надолго. Неожиданно низкие горизонты паводковых вод оставили на мели более 1 млн кубометров древесины, сформированной за зиму в плоты для транспортировки на лесоперерабатывающие предприятия. По самым скромным подсчетам, лесопромышленники понесли ущерб в полмиллиарда рублей. Можно ли предотвратить такое бедствие? Слово - доктору технических наук, профессору заведующему кафедрой водного транспорта леса и гидравлики Архангельского государственного технического университета Александру МИТРОФАНОВУ:

- Сейчас стало немодным вспоминать прежние времена. Мол, что было при социализме, то следует навсегда забыть. Не зря говорится: кто не помнит своей истории, не имеет будущего.

С чего началось резкое снижение объемов производства лесозаготовительной отрасли? С запрета молевого сплава, а в итоге - к сокращению плотового. А ведь себестоимость транспортировки 1 тонн/км древесины в плотах составляла тогда 0,08 копейки. По сравнению с автомобильным транспортом речные перевозки эффективнее в 24 раза! И все это - без затрат на строительство и содержание дорог.

Уже сейчас всем ясно: без подключения отдаленных лесоизбыточных районов к водным транспортным артериям не увеличить объемы поставок лесоперерабатывающим предприятиям, в первую очередь - хвойного пиловочника, дефицит которого с каждым годом нарастает.

Нереально, однако, предполагать, что в ближайшие годы Архангельскую область покроет густая сеть лесовозных дорог. Поэтому выход из ситуации видится в перестройке технологий лесосплава по боковым рекам. В настоящее время альтернативой молевому сплаву стали (правда, в очень малых объемах) судовые перевозки сортиментов и береговая сплотка древесины зимой с последующей буксировкой плотов весной при высоких горизонтах воды. Объемы зимней сплотки на больших реках практически достигли своего предела: все участки берегов, пригодные под зимние плотбища, задействованы. Есть, правда, резерв зимней сплотки на боковых реках. Но, к сожалению, мест под плотбища здесь также мало, да и пучковые плоты для буксировки по таким рекам мало пригодны из-за большой осадки. Согласно гидрологическим требованиям на реках Пинеге, Онеге, Вычегде, Мезени и других при сроке вывода плота пять суток она не должна превышать одного метра.

Недостаточна для боковых рек и прочность пучковых плотов. А хорошо зарекомендовавшие себя в этих условиях прочные плоты малой осадки из плоских сплоточных единиц конструкции АГТУ не находят широкого распространения из-за высокой, по сравнению с пучковыми плотами, трудоемкости изготовления и выгрузки из-за отсутствия специальной техники. Поэтому, даже с учетом имеющегося резерва использования боковых рек, перспективы роста объемов береговой сплотки ограничены, поскольку потребуется увеличение речного флота, а содержание его при кратковременном использовании в течение всей навигации будет невыгодным.

Технологии, основанные на зимней сплотке древесины, всегда считались рискованными, что, к сожалению, продемонстрировала и нынешняя навигация. Обсушка практически всех плотов на реках области - это действительно стихийное бедствие. Возможность повторения такой ситуации существует менее двух раз в сто лет, а проектные (нормативные) отметки съемных горизонтов воды на плотбищах допускают, без учета обязательно предусматриваемого донного запаса, повторяемость один раз в двадцать лет.

Лесозаготовители с активной помощью лесозаводов и ЦБК достаточно успешно справились с нынешней проблемой, основные объемы пиловочника уже доставлены потребителям. Оставшиеся балансы, надо надеяться, будут использованы в следующем году. Но уже сегодня лесным предприятиям необходимо очень внимательно проанализировать документацию на плотбища и соответствие ей их отметок, опор и технологии работ. При необходимости кафедра водного транспорта леса и гидравлики АГТУ может оказать необходимые консультации и выполнить соответствующие проекты.

Береженого и наука сбережет

Общий вывод из всего сказанного выше: наряду с совершенствованием зимней сплотки древесины необходимо повсеместное возобновление объемов навигационной сплотки древесины. Основой новых технологий водного транспорта леса, на мой взгляд, должна быть сплотка древесины в течение всей навигации.

За базовую сплоточную единицу может быть принята плоская сплоточная единица конструкции АГТУ. Ее достоинство - высокая прочность и большой объем при малой, хорошо фиксируемой осадке. В таких сплоточных единицах древесина "вольницей" - самосплавом, или в линейках за тягой маломерных судов - может выводиться по самым малым рекам, где раньше использовался молевой сплав.

При увеличении глубин на реке можно укрупнять сплоточные единицы установкой их друг на друга. На выходе на большую реку сплоточные единицы в течение навигации будут накапливаться, формироваться в большегрузные плоты и буксироваться потребителям. При такой технологии возможен пуск сплоточных единиц в сплав одновременно разными владельцами, естественно, - при обязательной маркировке подготовленной в путь древесины.

Так что перспективы водного транспорта леса - обнадеживающие. Для внедрения новых технологий разработаны и прошли апробацию в производственных условиях высокоэффективные и мобильные конструкции русловых и береговых опор, запаней, плотостоянок и причалов. В период с 1998 по 2003 годы проведена успешная буксировка плотов из новых сплоточных единиц на реках Северной Двине, Пинеге, Онеге, Ваге. Пятирядные плоские сплоточные единицы в этих плотах имели при объеме до 40 кубометров осадку не более 1,1 метра. Осадка пучковых плотов такого объема, при соблюдении необходимого соотношения осей пучка, достигает 2 и более метров.

Скупой платит дважды

Для дальнейшего развития лесосплава на базе плоских сплоточных единиц необходима разработка недорогой и неэнергоемкой техники для их изготовления, укрупнения и выгрузки. Работы в этом направлении ведутся. Выполнены и запатентованы эскизные проекты сплоточной, размолевочной и раскаточной машин. Бывшее Минпромнауки РФ для разработки новой техники и новых технологий в 2003 году выделило АГТУ (по контракту с ним) 6 млн руб.

К сожалению, предприятия и организации нашей области участия в этом важном деле не приняли. Исключением явилась только поддержка проекта Архангельским ЦБК, руководство которого официальным письмом в бывшее Минпромнауки РФ выразило готовность провести все испытания новой техники на рейде своих предприятий. В реализации проекта участвовали, кроме АГТУ, ЦНИИ лесосплава и Костромской судомеханический завод. На этом предприятии в 2004 году был изготовлен опытный заводской образец сплоточной машины. К сожалению, затем началось реформирование федеральных министерств и финансирование работ прекратилось.

В настоящее время в АГТУ проводятся исследования гидродинамических и инерционных характеристик плоских лесотранспортных единиц. Надеюсь, что при активном совместном участии заинтересованных предприятий и организаций Архангельской области, Минобразования и науки РФ проектные и научные работы будут продолжены.

Рост объемов навигационной сплотки обеспечит стабильную работу лесосплавных предприятий и судоходных компаний в течение всей навигации. Внедрение новых технологий позволит восстановить в полном объеме заготовки древесины, особенно в отдаленных лесоизбыточных районах, решить проблему занятости местного населения, обеспечить переработчиков древесины, как и в прежние времена, недорогим сырьем с воды.

Считаю также целесообразным создать при АГТУ научно-исследовательскую и проектную лабораторию по разработке новых экологически чистых технологий лесосплава на базе плоских сплоточных единиц для больших расстояний транспортировки и малых глубин на реках. А самое главное заключается в том, чтобы сами лесопромышленники проявили интерес к нашим разработкам. Только содружество науки и производства может дать эффективный результат.

Подготовил Сергей КОНДРАТЬЕВ. редактор отраслевой газеты "Лесной регион".



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя