Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 октября 2006 (190)
Сергей НИКОЛЬСКИЙ.

Перестанут ли "доить" Золотицу после выборов нового председателя

" Экономика

Не правда ли, поэтично звучит - Золотица! Кажется, что так может называться только богатое природой, благополучное место, где живут благодушные, довольные жизнью люди. Может, когда-то так и было в рыбацких зимнезолотицких деревнях...

Грустно смотреть на косые заборы, на обширное кладбище ржавых железяк, бывших когда-то колхозной техникой. Градообразующее предприятие (громко звучит, но уж так называется) - рыболовецкий колхоз "Зимняя Золотица" - живет, мягко говоря, бедно.

Полуживой, стертого из памяти года выпуска "ЗИЛ". У причала еще одна жалкая развалина - посудина "Линама". На этом то ли буксире, то ли катере люди рискуют жизнью - пробоина в днище закрыта цементными ящиками, но вода все равно просачивается. Колхозные трактора, говорят, на ходу теряют детали - то одно отвалится, то другое. Поэтому лошади (их в хозяйстве около двадцати) незаменимы тут не только из-за холмистой местности.

Время не играет на руку и зверобойной базе колхоза. Рассказывают, что во время зверобойки не раз приходилось обрезать трубы в жировом цеху и ставить их в гостиницу, чтобы запустить отопительную систему. А потом эти трубы опять пилили и возвращали в жирцех, где начиналась работа по топке жира. Теперь вот и такие хитроумные маневры стали невозможны: трубы укоротились до предела.

А люди? Нет, с залетным гостями золотичане общаются открыто и приветливо, тут уж не отнять. Но вот между собой, похоже, у них разлад. Внешний фактор, вызвавший обострение взаимной враждебности, - недавние выборы нового председателя колхоза, превратившиеся фактически в политическое событие. Вроде бы не сладкое на первый взгляд место - а поди ж ты, заговоры и интриги вокруг него нешуточные вышли.

Бремя власти довело до инфаркта

Мало кто из работников колхоза спокойно реагирует на имя прежнего председателя Анатолия Хаймусова. Тут же начинают поминать его лихом.

Татьяна Голубина, член правления:

- С нами никогда не советовался, хоть у нас и кооператив. Да мы его и не видали практически.

Если и приезжал, в конторе-то не показывался, от людей скрывался. А телефон архангельского офиса постоянно на факсе, мобильный не берет - умрешь, не дозвонишься...

Владимир Лыткин, начальник цеха:

- Надо принять оперативное производственное решение - какой там! Приказ по полгода ждали. Я с ним за три года только два раза и разговаривал.

Георгий Бурых, заместитель председателя, живет в деревне (читай - "на передовой"):

- Из-за бездействия руководителя не решались самые насущные вопросы. Например, с разрешениями на вылов, с выпиской лесобилетов. Колхоз много раз упускал деньги, которые мог бы заработать. Последний случай, когда нам не дали выловить десять тонн горбуши. И самое главное: чуть какой форс-мажор - председатель тут же в больницу ложится.

Вспоминают Хаймусову и два года как почившую "зверобойку". Мероприятие, прямо скажем, не для слабонервных, однако для жителя побережья это традиционный вид сезонного заработка, благодаря которому хоть какую-то лишнюю копейку получишь. При зарплате в 3-4 тысячи (когда цена на редко завозимые помидоры даже в сезон не опускается ниже 64 рублей за килограмм, яблоки стоят 42, мандарины - 80, а сахар-песок 41 рубль) битье зверя - не забава и не роскошь, а насущная потребность. Если еще закрыть ферму, зарезать несчастных одиннадцать колхозных коров, тогда и вовсе останется одно: браконьерство семги. За судьбу буренок здесь серьезно опасаются, а браконьерить и сейчас приходится. "Святым духом" обыкновенные грешные люди жить пока не научились.

Ситуация смахивает на довольно распространенную, когда руководитель - только кукла, без указки не смеющая ступить и шагу. Весьма похоже, что Анатолий Хаймусов сладко спал под чьим-то крылышком, особо не суя нос, куда не следует. Тихонько жил и строил в Архангельске сауну, о существовании которой недавно рассказал золотичанам его заместитель, новоизбранный председатель колхоза Александр Носов. Но чем глубже проваливаешься в теплый пух под этим самым крылышком, тем труднее вылезти.

Накануне колхозного собрания (повторного, так как наблюдательный совет кооператива приостановил полномочия нового председателя и правления, то ли самостоятельно, то ли по чьей-то подсказке обнаружив в проведенных 15 сентября перевыборах ряд нарушений. В частности, отсутствие на собрании прежнего председателя) Анатолий Хаймусов сильно нервничал. Прибыв в Золотицу заранее, он несколько дней не выходил из дома, где поселился. А в день собрания, 11 октября, с ним случился сердечный приступ. Так и не отчитавшись перед людьми за свою трехлетнюю работу (на что упирали организаторы повторного собрания), он санитарным рейсом улетел в Архангельск.

Что же так подорвало здоровье горе-председателя - страх перед колхозниками, у которых накопилось немало претензий в его адрес? Или другой страх - перед теми, чье недовольство он может вызвать, потеряв свое кресло? А может, понимание того, что его использовали и теперь он никому не нужен?

Почему бедны колхозы?

Не праздный вопрос. Дедовский промысел семги на тонях, который ведут и в Золотице, особой рентабельности не имеет: велики затраты, да и штормы могут порушить все планы, как это случилось в 2005 году, когда вместо 6,5 тонны здесь выловили всего две. Сельское хозяйство вообще убыточно: себестоимость литра молока на Зимнем берегу - 65 рублей. Океанические квоты - это единственное, за счет чего можно безбедно жить. Кто-то осваивает сам (немногие, так как нет флота, затратно его содержать), другие, избавив себя от лишних хлопот, квоту продают. Но и продать можно по-разному: или за максимальную рыночную цену, или за копейки (и "откат" в личный карман), предоставив возможность ушлому покупателю хорошенько нажиться на перепродаже.

Андрей Широких, председатель областного комитета по рыбному хозяйству, по поводу нищенского существования рыболовецких колхозов говорит так:

- Им дается достаточно большой квотный ресурс. Ни один из наших колхозов меньше 450 тонн не имеет. Даже это минимальное количество в денежном выражении составляет 8 млн рублей (согласно отчету главбуха "Зимней Золотицы" в 2005 году доход предприятия от океанических квот составил всего около 4,5 млн рублей. - Авт.). Причем у каждого - льгота по оплате биоресурсов примерно в 1,5 млн.

Сегодня уже никто из колхозов не несет расходов по содержанию дизельных электростанций - все они переданы Архангельской энергетической компании. Квотного ресурса должно хватать не только на расходы на заработную плату, на содержание подсобного хозяйства и т.д., но и на развитие, на приобретение флота. Куда уходят деньги? Вот о чем должны задуматься члены кооперативов, в чьей коллективной собственности находятся колхозы.

Некоторые задумываются. СПК РК "Освобождение" (Мезенский район) при прежнем руководстве умудрился при 2,5 тонны (!) океанической квоты трески и пикши (для сравнения, у Архангельского тралфлота - 14 тонн) приблизиться к краху, заработать 28 млн рублей долгов - как такое возможно?

Видимо, способы есть. Долгами обрастают и другие рыболовецкие колхозы, особенно те, кто заключает договоры о совместной деятельности (СД) и якобы осваивает квоты на чужом пароходе. Якобы потому, что фактически этим занимается владелец судна со своей командой, а сваливший квоты в общий котел претендует лишь на долю прибыли или... получает убытки. Ведь рыба может официально и "не выловиться" (подведет промысловая обстановка, нерадивые рыбаки и проч.). В то же время кто- то получит огромные "черные" доходы от продажи неучтенной рыбы.

Сегодня дела в СПК РК "Освобождение", по нашим сведениям, стали выправляться: погашены все долги, в том числе по заработной плате, промысловое судно на ходу, ремонт транспортного закончен, приобретено кое-какое оборудование.

Не исключено, что все это стало возможным потому, что квоту перестали "сливать" на сторону, начали самостоятельно ее осваивать и получать отдачу от реализации рыбы несоизмеримо большую. Однако, чтобы самостоятельно работать, человек, стоящий во главе предприятия, должен обладать необходимыми знаниями и опытом, ведь рыбный бизнес - далеко не из легких.

К сожалению, среди председателей рыболовецких колхозов нашей области очень мало профессионалов, они, как правило, из числа бывших водителей или трактористов - бесполезных для самих колхозов и очень выгодных для тех, кто их "доит". Но вернемся к событиям в Зимней Золотице.

Кусок вырвали изо рта

Если предположения о том, что прежний председатель СПК имел много свободного времени, избавленный от головной боли под названием "океанические квоты", верны, его "благодетели" не могли равнодушно отнестись к перевыборам. Неподдельный интерес обнаружился у руководителя Архангельского рыбакколхозсоюза Андрея Заики.

Особенно всполошился Андрей Анатольевич, когда 15 сентября без его ведома золотичане избрали новым председателем Александра Носова (срок, отпущенный предыдущему, закончился 30 августа). После того, как полномочия Носова наблюдательный совет кооператива приостановил, сославшись на закон (впрочем, он у нас, как известно, что дышло), и назначил новое собрание, Хаймусову стали немедленно искать альтернативу - сам он уже под любым сладким соусом не мог бы пройти на новый срок.

О проведенной в деревнях обработке населения свидетельствуют члены колхоза Алла Бронникова, Людмила Седунова, Татьяна Голубина, Георгий Бурых и другие. О ней рассказывается в опубликованном в приморской районной газете открытом письме с 58 подписями.

Людмила Седунова: "Нам без стеснения говорили: это наш колхоз, и мы его никому не отдадим, зубами вцепимся".

Ее муж Георгий Бурых не скрывает: его с образованием в восемь классов уговаривали выставить свою кандидатуру на место председателя, причем предлагали за это немалые материальные блага - переезд в Архангельск, всяческую "помощь" в работе.

В общем, результат повторного собрания 11 октября мог быть совсем иным, если бы не вмешались... силы, не подвластные человеку.

Самолет с важными людьми (в их числе, кстати, заместитель главы Приморского района, на протяжении всего хаймусовского правления не дававшая его в обиду населению) в Золотице ждали с нетерпением. На предвыборный день, 10 октября, были запланированы встречи с активом деревень. Возможно, людям хотели представить нового, заслуживающего доверия претендента на председательское кресло, возможно, был другой план.

Все это теперь не важно, потому что из-за нелетной погоды ожидаемый самолет 10 октября не прилетел, а на следующий день хоть и опустился на зимнезолотицкую землю, но тут же фактически и вынужден был улететь обратно несолоно хлебавши - собрание к тому времени уже закончилось.

Сторонников у Александра Носова нашлось все-таки гораздо больше, чем противников, - за перевыборы проголосовало меньшинство, и с носом остался охваченный революционной эйфорией наблюдательный совет, не нашедший поддержки своим действиям. Правда, после собрания на крылечке ДК кое-кто не преминул сказать: "Да народ-то у нас тупой! Люди так и не поняли, за что голосовали!"

Конечно, трудно поверить, что бывший зам Хаймусова не тем же миром мазан. Не раз уже обманывали золотичан, не раз они обманывались. Тем более что некто Игорь Кузнецов, по его словам, собственник рыбодобывающей компании "Севнаучфлот", не скрывая, поддерживает Носова. "Явно имеет свой интерес", - подозревают люди. И правильно делают. Альтруистов в наше время не видать, тем более среди бизнесменов, но ведь "интерес" тоже бывает разный. Если он выгоден обеим сторонам, то почему нет?

Игорь Кузнецов:

- Недалек тот час, когда квотами будут наделяться только предприятия, имеющие свои суда. Но и содержать судно в одиночку очень накладно: выловишь ты свои квоты за несколько месяцев, а потом судно стоит и каждый день сосет деньги. Почему бы не иметь пароход в совместной собственности? Сначала я ловлю и обслуживаю, потом ты. Для СПК РК "Зимняя Золотица", не имеющего сейчас флота, на мой взгляд, это единственный выход.

* * *

Хочется надеяться, что колхоз "Зимняя Золотица" перестанет, наконец, плутать в потемках, что золотичане станут жить лучше. Сейчас, по данным главы местной администрации Федора Маракушина, 90 процентов семей здесь выживают за счет имеющегося в семье пенсионера или бюджетного работника. Уровень пенсий и бюджетных зарплат известен. А ведь люди фактически ходят по алмазам, однако никакой пользы от богатства своей земли не имеют (просили продать им акции ОАО "Севералмаз", но услышаны не были). Так и с "океаническими квотами", которые вполне могли бы кормить колхоз, но за счет которых почему-то кормятся другие.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя