Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
18 октября 2006 (190)
Инф.

Правовое обеспечениеповышения конкурентоспособности лесного бизнеса в России

" Экономика

Доклад депутата Государственной Думы РФ, председателя подкомитета по лесу,доктора экономических наук Владимира Крупчака на 11-й ежегодной конференцииАдама Смита "Целлюлозно-бумажная промышленность в России" в Вене.

Логика моего доклада - приглашение к обсуждению, которое я хотел бы построить вокруг трех вопросов: насколько действенными оказались меры, принятые в последние годы органами власти для повышения конкурентоспособности лесного сектора России? В каком направлении развиваются лесные отрасли и целлюлозно- бумажная промышленность? Какие дополнительные меры надо принять для того, чтобы их развитие было более эффективным?

При самых больших запасах древесины в мире доля ЛПК в общем объеме производства - всего лишь 4,3%. Доля России в мировом лесном экспорте - немногим более 2%. Огромные запасы древесины должны являться движущей силой для развития лесного сектора по интенсивному сценарию, в котором целью является повышение конкурентоспособности отрасли. Для этого необходимо влиять не только на темпы, но и на качество роста.

Прежде всего меня не устраивает состояние и перспективы глубокой переработки древесины в России. Поэтому я остановлюсь на доминирующих сегодня тенденциях и планах развития этого важнейшего сектора экономики и отдельных его отраслей. За прошедшие 3 года ситуация в лесопромышленном комплексе страны несколько улучшилась, что, безусловно, связано со следующими мерами государства:

-"обнулены" импортные пошлины на основные виды высокотехнологичного оборудования, не производимого в России (более 600 наименований);

-отменены вывозные таможенные пошлины на более чем 300 видов лесобумажной продукции (плиты, фанера, товарная целлюлоза, массовые виды бумаги и картона);

-в целях защиты внутреннего рынка скорректированы ввозные таможенные пошлины на мебель;

-оказывается поддержка экспортерам путем субсидирования процентной ставки по экспортным кредитам.

Но, несмотря на некоторые успехи в ряде подотраслей, Россия в разы отстает от развитых лесопромышленных стран по уровню переработки древесины, особенно в целлюлозно-бумажном производстве.

Негативные тенденции сохраняются в отношении рентабельности практически всех отраслей российского лесопромышленного комплекса. Лесозаготовки и лесопиление вот уже два года являются убыточными, незначительный рост рентабельности показывает только целлюлозно-бумажная промышленность.

В общем объеме экспорта лесобумажной продукции из России, который в прошлом году составил чуть больше 8 млрд долларов, основной объем поступлений - более 35% - дает экспорт круглой древесины, а вместе с пиломатериалами доля необработанной древесины превышает 50%.

Несовершенная структура производства и экспорта приводит к росту импорта высококачественных видов бумаги и картона для полиграфии, упаковки пищевых продуктов, изделий из бумаги и картона. Их доля в минувшем году составила почти 70%, доля мебели - более четверти.

Очевидно, что эффективность развития лесопромышленных отраслей во многом зависит от потенциального спроса на продукцию из древесины. Приведу известную оценку, сделанную фирмой "Якко Пуори" относительно перспектив рынка по бумаге и картону. Эта оценка показывает, что ожидается некоторая стагнация спроса на бумажную и картонную продукцию на европейских и северо-американских рынках, и рост по 4,5- 5% в год на рынках Юго-Восточной Азии.

Посмотрим, какое же у нас потребление по основным видам лесобумажной продукции на душу населения. По некоторым показателям мы отстаем в 10-20 раз от развитых промышленных стран. И оценки эти свидетельствуют, что потенциальный спрос российского внутреннего рынка может стать движущей силой развития всех лесных отраслей.

Тем не менее конкурентоспособность лесного сектора экономики России сегодня непозволительно низка для огромной лесной державы. И причиной этого является изрядно изношенная и устаревшая инфраструктура.

Особенно остро стоит проблема лесовозных дорог. Малым компаниям, преобладающим в лесной промышленности, их строительство не по силам. В результате основная часть лесозаготовок концентрируется в зоне освоенных лесов, вблизи существующих транспортных лесовозных магистралей и дорог общего пользования.

Разработка новых лесных массивов, что могло бы существенно повысить количественные и качественные показатели развития сектора, скорее исключение, чем правило.

Но одним из главных факторов низкой конкурентоспособности и эффективности лесопромышленных предприятий России является непропорционально высокий рост цен и тарифов таких монопольных секторов экономики, как железнодорожный транспорт, электроэнергетика и топливная промышленность, что хорошо видно на данном слайде.

Повышение конкурентоспособности лесопромышленного комплекса, коренная модернизация существующих мощностей и создание новых производств нереализуемы без самого активного участия в этой работе крупных лесопромышленных компаний. Коренная модернизация существующих мощностей и создание новых производств по силам только крупным игрокам. Ускоренное развитие конкурентоспособности лесоперерабатывающей отрасли возможно только в рамках сбалансированной системы "сильный бизнес - сильное государство". Именно крупные игроки обладают значительными инвестиционными ресурсами, финансовую устойчивость, в состоянии разрабатывать и осуществлять масштабные программы развития.

Таких игроков в российском лесопромышленном комплексе пока немного: 10-12 компаний, которые производят лесобумажную продукцию на сумму в 2,5 млрд долларов. Это - только пятая часть от общего объема производства, тогда как в мире транснациональные корпорации производят более 2/3 лесобумажной продукции и являются наиболее эффективными в мире.

Поэтому государству следует стимулировать повышение уровня концентрации капитала в лесопромышленном комплексе, содействуя увеличению количества компаний, представляющих собой крупные интегрированные структуры, рост их удельного веса в объеме выпуска продукции с высокой степенью переработки.

Пристального внимания требует и состояние российского лесного машиностроения. Предприятия этой отрасли имеют низкую загрузку производственных мощностей и практически нулевую рентабельность, а потому не обладают финансовыми ресурсами, достаточными для выпуска современной техники. Оперативное решение проблемы лежит в расширении кооперированных связей с отечественными и зарубежными поставщиками современных машин и оборудования. Формы такого сотрудничества могут быть разными: совместное производство техники на основе приобретения лицензий или организация сборочного производства на определенный период.

Сегодня мы заинтересованы не только в увеличении объема капиталовложений в лесопромышленный комплекс. Опережающими темпами должны расти инвестиции инновационной направленности, обеспечивающие структурную и технологическую модернизацию лесного сектора.

Сегодня уже более 30 регионов направили в Минпромэнерго порядка двухсот инвестиционных предложений по строительству новых и модернизации действующих предприятий по глубокой переработке древесины.

Создание благоприятных условий для инвестиций в переработку древесины является ключевым вопросом увеличения поступления финансовых средств на реализацию этих проектов.

Не буду подробно останавливаться на всех проблемах, остановлюсь лишь на развернутых в ЛПК России корпоративных войнах, которые не дают в полной мере реализовать инвестиционные проекты таких крупнейших предприятий, как Архангельский ЦБК и ОАО "Волга".

К сожалению, в нашей стране еще не выработаны надежные меры по защите прав акционеров и инвесторов, поэтому реализовать крупные долгоокупаемые проекты строительства лесопромышленных предприятий из-за высоких рисков будет сложно.

Огромную роль в повышении конкурентоспособности российского лесного сектора играет рациональное использование лесных ресурсов, которое должно регулироваться лесным законодательством.

На прошлой неделе Комитет Госдумы по природным ресурсам рассмотрел все 4,5 тысячи поступивших поправок к проекту Лесного кодекса и рекомендовал более 200 поправок ко второму чтению. Хотел бы сразу отметить, что многие предложения лесопромышленных компаний, в том числе зарубежных, были учтены в принятых поправках. Например, участниками лесных отношений в России могут быть иностранные компании, которые зарегистрированы в России. Они на общих основаниях могут участвовать на аукционах, получать лесные участки без аукциона под реализацию инвестиционных проектов, признанных правительством РФ приоритетными, создавать целевые хозяйства по выращиванию плантаций быстрорастущих деревьев и т.д. Тем не менее в законопроекте остался ряд дискуссионных вопросов, которые необходимо будет учесть в процессе второго и третьего чтений.

Во-первых, это приоритеты компаниям, имеющим крупные мощности по глубокой переработке древесины. Ведь вряд ли какая-либо непрофильная компания захочет взять в аренду необустроенные лесные участки без дорог, далеко от товарных рынков, с истощенным лесфондом. К тому же вряд ли "новый" капитал станет вкладывать в длительные низкорентабельные проекты. Зато согласно кодексу можно будет передавать лесные земли в субаренду лесопромышленным компаниями на кабальных условиях или уничтожить лес под застройку участка коттеджами. В этом случае жесткого передела собственности в российском леспроме не избежать.

В связи с этим я предлагаю перед проведением аукциона проводить предварительный отбор его участников, и предпочтение должны иметь арендаторы, имеющие перерабатывающие мощности, сертификаты по добросовестному лесопользованию, социальные обязательства перед населением лесных поселков и т.д.

В качестве первостепенной меры по улучшению инвестиционного климата в ЛПК могла бы быть разработка инвестиционных соглашений между инвесторами и государством, где инвесторам в обмен на обязательства по развитию глубокой переработки древесины будут предоставляться определенные преференции. Поскольку порядок формирования этих инвестсоглашений в Лесном кодексе практически отсутствует и требуется принятие дополнительных правовых документов, хотел бы с вами обсудить, какое должно быть их содержание, какие механизмы по их реализации должны быть задействованы.

Акцент может быть сделан на строительстве новых предприятий по глубокой переработке древесины в местах "традиционных" лесозаготовок, а также по заготовке и глубокой переработке древесины при освоении новых лесных массивов. Участники таких инвестиционных соглашений могли бы иметь ряд преференций.

Перечислю ключевые, которые требуют обсуждения:

-выделение земельного участка по льготным ставкам;

-приоритетное выделение лесосечного фонда и его резервирование на период строительства;

-дифференцированный подход к установлению платы за лесные ресурсы в зависимости от сделанных ранее арендатором затрат на создание инфраструктуры, сертификацию лесопользования, содержание соцсферы лесных поселков и т.д.;

-бюджетное субсидирование процентной ставки по кредитам, направленным на реализацию приоритетного инвестиционного проекта;

-предоставление государственных гарантий по кредитам через субсидии бюджетам субъектов Российской Федерации и т.д. или администрирование через субъекты Российской Федерации.

А какие обязательства могут быть у инвестора?

Выпуск конкурентоспособной продукции в определенной номенклатуре, объемах и промежутке времени;

-обеспечение комплексного использования древесины, высокого уровня утилизации всех отходов;

-взятие в аренду такого лесного участка, который обеспечивает примерно 50-70% необходимого объема древесного сырья для обеспечения своей деятельности.

Могут быть и дополнительные экологические и социальные обязательства бизнеса, а именно: применение улучшенных технологий, снижающих воздействие на окружающую среду, энергообеспечение за счет переработки древесных отходов, поддержка соцсферы лесных поселков и т.д.

При этом механизм частногосударственного партнерства должен предусматривать взнос государства в создаваемые производства в виде финансирования инфраструктурных объектов, включая строительство сети магистральных лесных дорог.

Для более динамичного развития лесного сектора необходимо усовершенствовать и ранее принятые правительством РФ меры, в частности:

- завершить отмену экспортных пошлин на все виды продукции углубленной переработки древесины;

- установить нулевые ставки импортных пошлин и НДС на технологическое оборудование, не производимое в России;

- усилить меры защиты внутреннего рынка путем обоснованного применения тарифных барьеров и мер технического регулирования, препятствующих попаданию на внутренний рынок некачественной продукции, и т.д.

В конце своего выступления вынужден вновь говорить о необходимости принятия государством национальной лесной политики, которая есть и успешно выполняется во многих развитых лесопромышленных странах. Пока у нас в стране она будет отсутствовать, вряд ли лесной сектор России сможет быстро развиваться и занять достойное место на мировом лесном рынке.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя