|
Правда Севера
24 октября 2006 (203)
Владимир ФОКИН.
"Киселевкой" - по области!
" Общество
В октябре самой популярной темой областных газет и телевидения была дорожная. В
один клубок свились и пуск отремонтированной автотрассы на Северодвинск, и
юбилей автодороги Архангельск-Москва, и праздник работников дорожной отрасли, и
укладка в Новодвинске "лежачих полицейских"... Как сообщила "Правда Севера"
неделю назад, в дополнение ко всему, завтра ожидается открытие автотрассы
Сыктывкар-Котлас-Архангельск, призванной стать частью Северного транспортного
коридора.
Подобное внимание к дорожной отрасли радует и вселяет робкую надежду, что и
сельским жителям от этого дорожного "пирога" что-то отломится. И уже
отламывается: в гости в Северодвинск поедем и на себе ощутим ласковость и
гладкость тамошнего асфальта отремонтированной дороги, названной в народе
"Киселевкой". Губернатор наш, Николай Киселев (как, впрочем, и все предыдущие),
по ней вынужден каждый месяц высоких гостей из столицы в Центр атомного
судостроения сопровождать, потому за прежние выбоины вдоволь настыдился.
Вот и подумалось, а что, если бы делегацию от нашей области, что поедет на
границу с Республикой Коми открывать завтра новую автотрассу, не поездом и не
вертолетом отправлять, а посадив в "уазики" и "Жигули" (а еще лучше в
расхристанные беспутьем междугородные автобусы АПАП-1), предоставить возможность
самим испытать осеннюю "прелесть" транспортного коридора. Неплохо бы в эту
компанию и дорожников из федерального центра прихватить. Глядишь, после этого
началось, пусть не асфальтирование, но хотя бы подсыпка и постоянное
грейдирование дорожного полотна в восточном углу Виноградовского района, увидели
бы проезжающие, сколько лесовозов и грузовых фур растеряли свои поклажи,
перевернувшись на неподъемных увалах в Красноборском районе, и поняли, что к
приему потока автотранспорта из соседних регионов наша область не готова, что
"Киселевку" нужно растянуть не только между Архангельском и Северодвинском, но и
между Каргополем и Ильинско-Подомским, если мы разрешили пропустить через себя
Северный транспортный коридор.
Из публикаций последних дней ясно, что сельским жителям, отделенным от автотрасс
Северной Двиной и иными преградами, надеяться на дорожное благополучие не
приходится. Да и губернатор в своем интервью накануне праздника работников
дорожной отрасли недвусмысленно об этом сказал. Раз так, то и мы с мужиками
нашей деревни от октябрьской дорожной "лихорадки" не убереглись и в один из
дней, по инициативе соседа Евгения Суворова, всего за полдня втроем с помощью
двух личных тракторов замостили лужу на въезде в деревню. И горько было
сознавать, что в том же Новодвинске на асфальте делают естественные препятствия,
чтоб лихачи быстро не ездили, а мы с помощью подручных средств пытаемся сделать
возможным въезд в деревню.
Мужики - молодцы, дело свое знают, и тракторы им послушны - мостик за
разъезженную канавку лег как надо. Попутно вспомнилось, что примерно полвека
назад в каждом сельсовете был дорожный мастер из местных жителей, который следил
за содержанием и ремонтом деревенских улиц и отрезком дороги в райцентр. Тогда
за каждой семьей был закреплен определенный участок - и не дай Бог, если
окажется, что кюветы на нем заплыли или выбоина не засыпана. После весеннего
сева до сенокоса массово выходили колхозники на ремонт мостиков и дорожного
полотна общей дороги. На лошадях с телегами да лопатами в руках после войны
земляки могли содержать проезжей дорожную сеть.
По примеру прошлого многое можно бы сделать на селе и сейчас. Тракторы (и не по
одному) после распада колхозов и совхозов имеются в личной собственности в
каждой деревне (они-то и разбивают остатки былых дорог). Транспортный налог, что
уплачивают их владельцы, теряется в ведомственных сейфах, и даже Степашин со
всей Счетной палатой вряд ли его отыщут. Ввести б вместо него обязательную
дорожную отработку, и в начале лета сельским муниципалитетам вывести всю
имеющуюся технику на ремонт местных дорог - отдача бы была куда более заметной.
"Бесколесные" граждане тоже могли бы помочь и своим непосредственным участием, и
денежными средствами на дизтопливо. Да только кто за это возьмется? Создается
впечатление, что местная власть круглый год только и делает, что формирует и
перекраивает годовой бюджет, в котором графы на дороги не находится.
До сих пор в стороне от ремонта дорог и их главные разрушители в лице
многочисленных лесозаготовительных "ватаг". Вот им бы заготовку и вывозку
древесины следовало разрешать только в зимний период, а за разбитые в теплое
время года дороги наказывать и рублем, и дорожной "повинностью".
Но местная власть к деревенской грязи пригляделась, губернатор персональную
"Киселевку" каждой деревне не подарит, потому надеяться нужно прежде всего на
себя.
| |