Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
26 октября 2006 (205)
Мария КРОТКАЯ.

Ваш ребенок уже вырос из пеленок...

Многим из нас известна притча, о том, как к мудрецу приехали родители ребенка, которому исполнилось пять дней. Родители хотели знать, когда начинать свое дитя воспитывать. И услышали: "Вы опоздали на пять дней".

Радость или забота?

На эту тему есть и русская поговорка о том, что воспитание нужно начинать, когда ребенок "еще поперек лавки лежит".

И все же большинство из нас, родителей, в первые месяцы, годы больше озабочены тем, чтобы наш ребенок был накормлен и здоров. Вполне понятно. А вот уже лет с трех дальновидные мамы и папы начинают определять своих малышей в группы раннего развития.

Как раз одной из таких групп руководит сегодняшняя наша собеседница, педагог начальных классов архангельской школы "Ксения" Светлана Андреевна Капустина:

- Очень распространенный случай: в семье ждут ребенка, радуются его появлению. А потом - бессонные ночи, пеленки, кормление по часам.

Папа работой поглощен больше, чем сыном или дочкой, мама устала... Подруга, которая прошла такой период, успокаивает: "Подожди, вот подрастет, пойдет в садик, тебе легче будет".

Мама верит и ждет этого "полегче". Время летит быстро - кажется, вчера ребенок вырос из ползунков, а уже пора к школе готовиться. И снова заботы...

Происходит парадокс - долгожданный ребенок становится не источником радости, а причиной постоянных забот и проблем. А если именно так воспринимать сына или дочь, то можно предположить, что исподволь будет накапливаться протест против постоянно возникающих сложностей.

Надо. Но кому?

- Особенно есть такая опасность в семьях, где родители одержимы желанием испробовать все новейшие методики обучения детей. Среди этих методик есть такие, которые рекомендуются с годовалого возраста.

Чуть позже начинается "всеохват" - тут и английский, и танцы, и фигурное катание... Список можно продолжить.

Что сказать? Можно пожалеть и родителей, и детей.

Кто-то скажет: это же на пользу ребенку. Отвечу: да. При условии, что у него сформирована мотивация для занятий. Малышу непонятно наше: "Надо, это в будущем пригодится". Ему важно, интересно или нет. И следует с этим считаться.

Вот, допустим, вы решили, что сыну необходимо с 3-4 лет изучать иностранный язык. В общем-то неплохо. Но малыш должен понять: для чего? Можно показать ему мультики, где очень симпатичные персонажи говорят "не по-нашему". Ребенок заинтересуется - вот вам и мотивация.

Выбирайте учителя

- Очень часто, если не всегда, этот интерес определяется личностью педагога - того, кто учит. Приведу невыдуманный пример - девочка очень не хотела заниматься музыкой, хотя ее и добром уговаривали, и строгость применяли. В чем дело?

Дело было в учительнице. Девочка ходила к ней домой брать уроки и была свидетельницей постоянных скандалов учительницы с домашними - мужем и детьми. Конечно, это крайний случай. И все-таки, уважаемые родители, выбирая тот или иной кружок, ту или иную секцию, обязательно выбирайте хорошего педагога. Ваше право побывать хотя бы на первых занятиях.

У нас в группе, например, родители могут посмотреть даже видеоматериалы, где показаны занятия предыдущих выпусков. И на первых занятиях вместе с малышами у нас сидят мамы, папы, бабушки, дедушки.

Можно и нельзя

- Думающие родители, как правило, объясняют, какие у ребенка проблемы, на что педагогу обратить внимание. Допустим, речевые трудности или неусидчивость, невнимательность, нарушение слуха, памяти...

В нашей школе учатся не только дети, родителям также нужны наши советы, и они их получают.

Понятно, что родители желают детям блага. И даже ошибки их - следствие благих намерений. Вот, например, хочется воспитать личность свободную. Непосредственность в общении - кто спорит - хорошо. А невоспитанность? Неумение вести себя? Всякий скажет: плохо. Так почему же благое желание воспитать свободную личность оборачивается плачевным результатом - не умеющим вести себя ребенком? Разбираемся вместе.

Тут ведь главное - не впадать в крайности. Одна крайность - "ходить по струночке", другая - когда дети не знают слова "нельзя". Вот и ищем вместе золотую, разумную середину. Это нужно для блага самого ребенка.

Представьте, очень "свободный", предельно "раскованный" ребенок попадет в коллектив - детский сад или школу. Дома его непосредственность поощрялась. А здесь его "свобода" мешает другим. В результате конфликт и стресс, переживание для ребенка.

Интересное наблюдение. Молодые родители (тридцатилетние плюс-минус два-три года) воспитывают "свободную личность" сознательно. А у "поздних" мам эффект вседозволенности получается сам собой, поскольку в этом случае ребенок окружен в избытке взрослыми - тут и родители, и намного старшие братья-сестры. Он - как кукла. Всеобщее обожание и никаких "нельзя".

Играйте с детьми

- К трем годам, когда дети к нам приходят, определенные черты характера ребенка уже формируются. Но не настолько, как у семилетних, когда пора идти в школу. Многое можно подкорректировать. Скажем, научить самостоятельности, раскрыть его творческие способности.

Причем занятия-то у нас не в назидательном тоне. Все в форме игры, при помощи творчества детей. К слову, игра - дело не пустяковое.

Ведь как бывает дома: ребенок играет - ну и ладно, занят, не мешает. Причем лучше лишнюю игрушку купят, чем разрешат малышу вырезать из бумаги, лепить. Почему? А чтобы дома грязи не было. Но чтобы ребенок нормально развивался, он должен всласть поработать руками - лепить, вырезать, складывать мозаики, собирать конструкторы.

Если вы так трепетно относитесь к чистоте дома и не позволяете ребенку творить свободно, то у него в школе возникнут трудности с письмом да и не только с этим предметом.

Кстати, уважаемые родители, играйте вместе с детьми. Нет времени? Не верю. Можно вместе помыть посуду. Это и общение, и игра. Не говорите: "Только все уляпает и сам извозится". Нет ребенка 3-4 лет, который не рвался бы помогать маме мыть посуду, стирать, готовить еду и пылесосить. Повторяю: таких детей нет. Но зато сколько подростков (и девочек, и мальчиков), которые после себя тарелку не вымоют, колготки-носки не постирают, в своей комнате не желают убирать.

Почему так происходит? Неужели не догадались? Правильно, раньше не давали помогать, а теперь уже не допросишься.

Закон бумеранга

- Все маленькие дети тянутся к родителям. Просят перед сном: "Посиди со мной, мама". Предлагают: "Давай поиграем". Не отговаривайтесь - "некогда", не отталкивайте - "отстань". Они действительно "отстанут", причем тогда, когда вырастут, а вам так захочется тепла и благодарности от дочери или сына. Будет очень обидно.

Как маме, которая сетовала: "Наташа живет в Москве и почти не пишет, звонит все реже". А мама сама отучила дочь от себя. Маленькая Наташа знала: мама все время занята, нельзя просить поиграть с ней.

Чуть позже дочь уже спокойно сидела за компьютером в своей комнате, не беспокоя маму. И так до взросления: у мамы своя жизнь, у дочери - своя. Но теперь, когда дочь выросла, маме так не хватает ее внимания. Точно так же, как когда-то не хватало маминого внимания маленькой дочери.Закон бумеранга...

Нам дорого обходятся наши родительские ошибки. Они оборачиваются горечью обиды постаревших родителей на выросших детей. Никому не пожелаю такой участи. И верю, что родители искренне желают добра своим детям. Только не всегда знают правильный путь к этому добру. Но не беда. Этому можно и нужно учиться.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя