Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
3 октября 2006 (179)
Софья Царева.

Рукопожатие берегов

Второго октября - пять лет со дня торжественного открытия Котласского моста. Автодорожный мост через Малую Северную Двину в Котласе стал поистине стратегическим объектом и ключом к Северному транспортному коридору, открыв выход на Сыктывкар и Киров.

Есть в мостах какая-то магическая притягательность, на них, как на воду, можно смотреть бесконечно. Одинаково хорошо наслаждаться тихим журчанием маленькой речушки, стоя на деревянном мостике, или с замиранием сердца смотреть на бурные потоки воды под гигантоммостом. На соединении двух берегов остро чувствуется тонкая грань, столкновение двух противоборствующих стихий - земли и воды, человека и природы. Тонкий баланс между неуправляемой водной стихией и безграничными человеческими возможностями, власть человека над природой.

Котласский мост - сооружение особое. И по своим техническим характеристикам, и по социальной значимости для региона, и по истории своего строительства. Построен был не в советское стабильное время, когда подобные гиганты индустрии появлялись по всей стране волевым решением правительства, а в трудную пору середины девяностых, на изломе российской экономики. Почти 11 лет назад, осенью 1995 года, когда был заложен первый символический камень на месте возведения моста, многие не верили, что этот грандиозный проект удастся воплотить в жизнь. Времена были тяжелые. Как раз в ту пору прекратилось стабильное финансирование дорожной отрасли, перестал существовать дорожный фонд, страну лихорадило.

Но мост Котласу был нужен, крайне необходим. Район, разрезанный пополам Двиной, тормозился в своем развитии. Котлас - на границе четырех областей - Архангельской, Вологодской, Кировской и Республики Коми, здесь сходятся четыре автодороги, железнодорожные ветки, две большие реки - Двина и Вычегда. Отсутствие надежной переправы создавало целый узел проблем. По два часа тратили водители на паромной переправе для того, чтобы перебраться на другой берег.

С открытием моста автомобильная дорога из Котласа выходила на магистраль Сыктывкар - Киров, напрямую связав Республику Коми и Урал с портами Белого моря, сократив путь почти на полторы тысячи километров. Не зря этот мостовой переход сразу же назвали ключом к Северному транспортному коридору. Руководству области и "Архангельскавтодора" пришлось приложить немало сил к тому, чтобы добиться финансирования строительства этого объекта. В то время губернатор Анатолий Ефремов взял объект под свой личный контроль.

Немалая заслуга в строительстве моста принадлежит и Вячеславу Ивановичу Калямину, бывшему руководителю "Автодора", депутату и председателю областного Собрания.

Калямин справедливо полагал, что только при наличии хорошего транспортного сообщения возможно развитие экономики региона. В тяжелейшей обстановке финансового дефицита на строительство дорог Калямин постоянно выезжал в Москву, выбивая деньги на область, в том числе и на проектирование и строительство моста.

"В те годы к министру транспорта можно было попасть на прием, просто записавшись у секретаря, а уж к заместителям - так и вовсе без предварительной записи, - вспоминает друг и соратник Калямина, дорожный строитель Владимир Левачев ("Севдорстройсервис"). - Немало было порогов обито в министерстве, причем безо всяких презентов и взяток. Самый большой подарок - это шоколадка секретарше или торт "Птичье молоко" (он тогда даже в Москве был большой редкостью). Вячеслава Ивановича уже хорошо знали в Москве, поддерживали его начинания в строительстве дорог. В области в период его руководства "Автодором" строилось более трехсот километров дорог в год. Его авторитет, несомненно, способствовал и строительству Котласского моста".

Но даже ходатайств в министерства оказалось недостаточно. Возведение моста грозило превратиться в долгострой из-за отсутствия центрального финансирования.

-Это ведь для людей несведущих кажется: ну что там мост, - вспоминает генеральный директор УПТК "Архангельскавтодора" Петр Орлов, долгие годы работавший заместителем Вячеслава Ивановича, начальником "Автодора". - А котласский мост через Малую Двину - это гигант. Такой же гигант, как Краснофлотский мост в Архангельске. Когда задумали его строить, даже я не верил, что нам это будет под силу. А Калямин сказал, мол, давай ввяжемся в бой, а там посмотрим. Не получится так - пойдем по другому пути. Мост в Котласе имел важное стратегическое значение для всего региона, не только для города. Нами уже была построена дорога Усть-Вага - Ядриха, но отсутствие моста делало невозможным выход на республику Коми, на Киров, на Карелию. Да и сам Котлас задыхался от пробок. Мы посчитали, что срок самоокупаемости этого моста - всего пять лет, для разработки проектов привлекли финнов. Но средств на строительство выделяли мало.

Тогда Вячеславу Ивановичу пришла в голову мысль организовать международный автопробег от финского Оулу до республики Коми. Этим мы привлекли внимание общественности, в том числе и мировой, к проблеме строительства моста. Мы на всю страну заявили, что это не просто мост, а ключ к Северному транспортному коридору. Деньги из Москвы на строительство пошли. Это был первый и пока единственный объект такого масштаба, построенный дорожниками, хотя почти все мосты в области построены силами подразделений "Архавтодора".

Время показало: дорожники умеют строить мосты. Высокую оценку качеству работы строителей Мостостроительного отряда 9 (филиал ОАО "Мостостроительный трест 6) под руководством Евгения Окиня дали эксперты и время.

Торжественное открытие сооружения было запланировано на первое октября. Но день 1 октября 2001 года пришелся на понедельник. А в понедельник даже корабли в море не выходят, напомнил старую поморскую примету губернатор Анатолий Ефремов. Поэтому торжественную дату открытия моста перенесли на 2 октября 2001 года. В этот день по Котласскому мосту впервые пошли машины.

На торжественном открытии губернатор Вологодской области Вячеслав Позгалев назвал ввод моста реальным воплощением планов президента о создании единого государства. Тогда же вологодский губернатор подчеркнул, что вологжане готовы идти со своими дорогами дальше на север.

По словам мэра Котласа Сергея Мелентьева, Котлас со вводом моста получил второе дыхание. "Это видно даже по нашим городским улицам, - говорит Сергей Николаевич. - Город стал похож на европейский, он постепенно превращается из уездного города в южную столицу области, конечно же, благодаря этому мосту. Прошло всего пять лет с его открытия, а кажется, что Котлас всегда жил с этим мостом, потому что сегодня котлашане уже не мыслят себе жизни без этой надежной переправы.

Мнение Сергея Мелентьева полностью разделяет и глава администрации МО "Котласский муниципальный район" Светлана Бральнина:

-Строительство мостового перехода через реку Малую Северную Двину было важным пунктом социальной программы Котласского района. Наличие такой переправы для нашего района имеет важное как экономическое, так и социальное значение. С вводом моста значительно улучшилось торговое и бытовое обслуживание населения, особенно для труднодоступных населенных пунктов.

Одним из больших плюсов стало то, что дополнительное развитие получили населенные пункты, расположенные на другой стороне Двины: Шипицыно, Ядриха и прочие. Мне как руководителю и жителю района очень хотелось бы, чтобы у нас строилось побольше таких объектов. У нас в Сольвычегодске до сих пор действует только паромная переправа через Вычегду. Мосты нужны, и очень хочется надеяться, что они будут построены.

Софья Царева.

Только факты:

Проект Котласского моста был заказан "Архангельскавтодором" в 1990 году и разработан в 1992 году проектными организациями Петербурга "Дорпроект" и "Трансмост". Стоимость проекта оценивалась в 80 миллионов долларов.

Длина мостового перехода с подходами - около семи километров. Собственно тело моста имеет длину один километр триста метров. Русловая и пойменная части сооружения состоят из 14 опор. Пролеты между опорами - сталежелезобетонные пролетные перекрытия длиной от 63 до 105 метров.

Эстакадная часть правого (высокого) берега реки построена на 12 опорах с железобетонными пролетными строениями длиной от 18 до 33 метров.

Высота моста над водой достигает 28 метров.

Строительство моста обошлось почти в 765 миллионов рублей, в том числе из федерального бюджета - 598 миллионов рублей. 25 миллионов внес в общую копилку Котласский ЦБК.

Генеральный подрядчик строительства моста - "Мостостроительный отряд 9", филиал ОАО "Мостостроительный трест 6".

Начало строительства - 1996 год.

Окончание строительства - 2001 год.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя