|
Правда Севера
3 октября 2006 (179)
Елена ИРХА
Бегство из кукольного дома
О премьере "Кукольный дом" в Архангельском театре драмы.
В начале прошлого века произведения норвежского драматурга Генрика Ибсена в
России были очень популярны. А пьеса "Кукольный дом" вообще считалась одной из
самых репертуарных в русском театре. Пьесы Ибсена соперничали с чеховскими, и,
кстати, обоих авторов за них нещадно ругали. Ибсена и Чехова критики называли
основоположниками "новой драмы", а, по сути, они оказались последними классиками
этого жанра. Кроме того, Ибсену мы обязаны выражением "враг народа" (у него была
пьеса с таким названием).
В Архангельском театре драмы пьесу Ибсена "Кукольный дом" последний раз ставили
в 1941 году. Нынешняя постановка неслучайна. Текущий год объявлен в Норвегии
годом Ибсена: ровно сто лет назад великого норвежца не стало. На премьере в
Архангельском театре присутствовала норвежский консул в Мурманске Ине Шарлотт
Паулсен, которая выразила радость оттого, что в России, оказывается, имея
собственных классиков, не забыли Ибсена, и поздравила театр и зрителей "с
великолепной Норой".
Нора - имя главной героини спектакля. Роль Норы исполнила лауреат областной
премии им. Плотникова артистка Елена Смородинова. Надо сказать, Ибсен в этой
пьесе затронул, вероятно, вечную тему семейного счастья. Непростые вопросы задал
Ибсен своему времени: роль женщины в обществе, ханжество этого самого общества,
шантаж во имя денег и социального положения, ложь во спасение, а также
предательство близких людей и рука помощи от посторонних. Что же такое женщина -
игрушка в кукольном доме или, как поняла Нора, прежде всего - человек? Нора в
исполнении Смородиновой - мягкая красивая женщина, хотевшая отдать всю себя во
имя любви, но не захотевшая быть куклой в чужих руках. Нора оказалась сильной
личностью, что явилось неожиданностью и для окружающих, и для нее самой.
Единственное, что "недотянула" артистка - так это тарантеллу в исполнении Норы.
Ощущение отчаяния и надвигающейся катастрофы превратилось в явно проходную
мизансцену. Впрочем, первые спектакли - это еще не вся премьера. Во всяком
случае, режиссер Петр Суворов не ошибся в выборе актеров на роли главных героев.
Мужа Норы, адвоката Хельмера, прекрасно сыграл Андрей Калеев (артиста
архангельские зрители сразу запомнили в небольшой роли зловещего официанта Димы
в "Утиной охоте" и в почти комической роли Гаврилы Пантелеевича в "Женитьбе
Белугина"). Остальные роли в спектакле пока сыграны не совсем ровно. Фру Линне
(Татьяна Боченкова), несмотря на молодость и красоту, выглядит суховатой дамой,
которая ни разу не улыбнулась, даже будучи счастлива. А вот поверенный Крогстад
в исполнении Александра Дунаева обращает на себя внимание: его герой, вопреки
ожиданиям, не выглядит абсолютным злом (как Ричард III), а человеком один раз
оступившимся и способным подняться вновь. Хоть бы и при помощи любимой женщины.
Оформление спектакля Максима Галкина. Весьма удачное. Сцена не загромождена
мебелью, все в меру и со вкусом. Финал очень эффектен - Нора ушла, и кукольный
дом рушится. Костюмы Любови Подгорбунской тоже хороши, они соответствуют эпохе
без нарочитого осовременивания. Главное ощущение от декораций и костюмов:
театрально, празднично, ярко. Сразу хочется поверить, что непроходимая бедность
Архангельского театра драмы навсегда осталась в прошлом. И еще: в спектакле
заняты дети, а их-то при постановке "Кукольного дома" обычно вычеркивают из
списка действующих лиц. Дети актеров - Маша Смородинова, Женя Кузнецова, Тася
Дунаева. В музыкальном оформлении спектакля заведующий музыкальной частью театра
Евгений Мищенко использовал произведения норвежца Эдварда Грига.
Огромная просьба к артистам: говорите громче! Огромная просьба к коммунальщикам:
включите в театре отопление! Огромная просьба к зрителям: отключите вы эти
проклятые мобильники!
Итак, первая премьера 74-го сезона Архангельского театра драмы состоялась. До
Нового года мы увидим еще одну - "Солнечный удар" по пьесе петербуржца Алексея
Яковлева.
| |