|
Правда Севера
16 ноября 2006 (219)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Забить последнего оленя на колбасу <Юбилейная>?
Зачем в Нарьян-Маре автобусы? Люди на оленях ездят... (все помнят знакомое с
детства: <здесь живут оленеводы и рыбачат рыбаки>). На самом деле олени в
столице НАО появляются так же часто, как в Архангельске белые медведи. В Нарьян-
Маре принято разъезжать на иномарках (не из секонд-хенда). В центре города
сложно поверить, что где-то сохранились упряжки. Между тем в тундре согласно
подсчетам бегают 164 тысячи домашних оленей.
Экс-губернатору Архангельской области Анатолию Ефремову приписывают оговорку:
<На севере мы будем разводить оленеводов>. Сегодня без оговорки и двусмыслия то
же самое можно сказать про НАО: оленеводство существует во многом благодаря
вложениям окружной казны, а также непосредственной помощи нефтяников (в 2005-м
поголовье оленей увеличилось на 11 процентов). Север, тундра - пока живы, пока
не спились! Можно понять людей, выходивших на митинг против финансового
объединения с Архангельской областью: здесь, в Арктике, они боятся остаться без
привычной поддержки. Если оленеводов дотировать так же, как архангельских
крестьян, последний олень будет забит на сырокопченую колбасу <Юбилейная> уже
через год.
По словам Алексея Ардеева (комитет по делам национальностей администрации НАО),
сегодня в округе 7,5 тысячи человек - ненцы. Это 14 - 15 процентов всего
населения. Большая часть живет в сельской местности, занимаясь оленеводством,
охотой, рыбалкой в сельхозкооперативах и семейно-родовых общинах. Община
объединяет несколько ненецких или комяцких семей, является юрлицом и платит
налоги. Кормиться тундрой, морем или рекой Печорой "в дикарях" невыгодно: ни
субсидий, не дотаций, ни соцгарантий.
Если не слоняешься по поселку, если ямдаешь (кочуешь, работаешь), тебе купят и
"буран", и рукавицы. За последние четыре года благодаря целевой поддержке
бюджета НАО оленеводам выделили (подарили то есть) 18 вездеходов и 75
снегоходов. Каждому выплачивается пособие, выделяются средства на обустройство
чума, спецодежду, кожу-сыромять для изготовления упряжек. Каждому выдается
аптечка. Не говоря уже о субсидиях на возмещение убытков, связанных с
производством и реализацией продукции, о компенсациях транспортных расходов.
Между тем до нынешнего года (включительно) фонд поддержки малочисленных народов
севера получал четыре процента от налога на добычу полезных ископаемых (той его
части, что остается в округе). В 2006 году эта сумма равнялась 30 млн рублей.
Единственный трезвый человек - библиотекарь
Еще год назад журналиста, приехавшего в НАО за "чернухой", без раздумий
отправляли в Нельмин Нос. Говорят, корреспонденты российских телеканалов,
приехавшие как-то в этот ненецкий поселок на День оленя, застали в нем лишь
одного трезвого человека. Это была библиотекарь. Хотя магазины в главный
праздник НАО не работают до трех часов дня: чтобы перед гостями не посрамиться.
Зато "пульсируют" круглосуточно самогонные точки...
Здесь, в заполярных поселках, люди делятся на четыре категории: пенсионеры,
"голубая кровь" - бюджетники (регулярно получают зарплату), сидящие без работы и
оленеводы, что почти безвылазно ямдают в тундре.
Ферму и цех мехпошива в Нельмином Носу давно закрыли, коров съели, работы нет.
Не остановилось "кровообращение" только в оленеводстве. Во многом потому, что на
смену полуспившемуся и обанкротившемуся СПК имени Выучейского (когда-то
знаменитому колхозу) полтора - два года назад пришли пять семейно-родовых общин:
"Нерута", "Табседа", "Малоземелица", "Илебц", "Опседа". В "Табседе" начали с
рыбалки. Позже в общину решили вступить оленеводческие семьи. Они привели своих
оленей, а "Табседа" взяла в аренду 700 голов у сельхозкооператива. Поголовье
собираются "растить" и дальше...
...Понурые мужчины попинывают окурки на крыльце дома культуры: в поселке Красном
после дискотеки опять зреет драка. Мне показывают любительский фильм, снятый на
мобильник: угрозы, подсоленные матерком, постепенно перерастают в действия.
Кульминация: полетели пивные банки, девушки схватились за волосы, юноши
"отпустили" кулаки. Через полчаса победители и побежденные пьют вместе пиво,
курят "трубку мира". И ненцы, и русские, и коми. Обычная история - городские (из
Нарьян-Мара) двинули в Красное на дискотеку, потому что билет здесь стоит всего
десятку. Местные показали, кто в доме хозяин.
Красное - единственный поселок в НАО, где есть и газ, и дорога в Нарьян-Мар.
Новенькая блочно-модульная котельная, 80 процентов детей отдыхают в теплых
краях, стоматолога привозят, бесплатный тренажерный зал... При этом постоянно
работают лишь 20 процентов населения! В Нарьян-Маре, в сельхозкооперативе
"Харп", в общине "Ерв".
Красное, кстати, одна из самых северных точек России, где доят коров. Хотя
буренок здесь всего 120, а молоко почти золотое: комбикорма приходится завозить
по реке, и себестоимость литра - 27 рублей! СПК "Харп" - изначально убыточен,
выживает за счет дотаций и нефтяных денежек. Но люди даже при зарплате 4 - 5
тысяч рублей все равно держатся: больше устроиться некуда... Тем временем "Харп"
по договорам с нефтяниками, работающими на землях хозяйства, строит для людей
деревянные дома с автономным отоплением.
НАО - едва ли не единственный субъект федерации, в котором рождаемость превышает
смертность. Но в Красном, по словам главы администрации Виктора Таратина,
умирает больше, чем рождается. Хотя младенцев появляется на свет традиционно
много (особенно в ненецких семьях), их папы и дедушки долго не живут: спиваются.
Случается, по пять-шесть детишек приходится отправлять в детский дом ежегодно...
В каждый класс - по карабину
О генетической предрасположенности монголоидной расы (и ненцев в том числе) к
пьянству целые научные работы написаны. Но учитель и знаменитый ненецкий каюр
Филипп Ардеев не о генах вздыхает... Ненцы начали терять свое будущее еще при
советской власти, когда детей принудительно забирали из чума в интернаты.
"Прихожу в интернат, - рассказывает мне Филипп Никитич, - там уборщица старушка
пол моет. Мыть наши дети не умеют, готовить - нельзя им. В баню их сводят,
простыню сменят - что еще нужно? Когда выпускник возвращается в свой поселок,
вообще ничего не умеет делать: не знает, как рыбу поймать, разделать, что уж
говорить про оленей! Девочки даже кашу сварить не могут...
Когда в интернате дети оленеводов учатся, в тундру выезжают только за одним -
пиво пить. На Колгуев приедешь, в Бугрино, - здоровые парни без оленей живут,
ходят по поселку, на велосипедах катаются, однако. Но раз варить нечего - гуся
поймайте, морошки наберите!
В интернатах за учебой следят плохо. Дети ее запускают. В результате становятся
неконкурентоспособными! В 10-й класс их не возьмут, в чуме от таких тоже толку
мало. Вот и бродят! Кушать только умеют..."
Сегодня в интернаты попадают уже потомки вчерашних выпускников... Неужели этот
круг не разомкнуть? Как-то в чум, находящийся в 60 км от Красного, прибежал
парнишка: "Возьмите меня, не могу больше в поселке: работы нет, зарплаты нет..."
"Я знаю оленевода Лешку с Ямала, - продолжает каюр. - Там в 90-х годах
расслабление в школе было, многие ребята учиться так и не пошли. Остались при
родителях. Зато они умеют все абсолютно! Лешке - 16 лет, учебу бросил. "Почему?"
- спрашиваю. "Учителя непутевые". Зато Лешка за зиму несколько диких оленей
добыл, куропаток стреляет, сети умеет ставить даже подо льдом.
Когда я сам учителем работал, винтовка у меня стояла прямо в углу класса - рядом
с доской. Дети ее попусту не трогали - относились серьезно. А в большую перемену
я их отправлял поохотиться: сходите, подстрелите несколько куропаток. Если на
урок опоздаете - ничего страшного нет! А сегодня попробуй, принеси в класс
карабин - директор умрет со страху.
Нынешние семиклассники больше знают, чем мы раньше. Компьютеры знают. Но не
тундру... Я предлагал родительский комитет открыть при нашем интернате. Приехал
оленевод в Нарьян-Мар - денег ему родители дали на одежду. А иначе подросток
родительские деньги в городе пропьет-прокурит. На уроках надо бы сидеть с
детьми, ходить к директору. Но не поддержали меня оленеводы..."
Тонна рыбы на... лестничной клетке
Культуру, традиции (не на дне бутылки) удалось сохранить одной из немногих
ненецких общин - ямб-то. Кочует она в Большеземельской тундре, на востоке НАО.
Состоит из семей оленеводов-единоличников, традиционно живущих в изоляции от
общества, - "в свет" они выходят только для того, чтобы продать мясо в Амдерме.
Паспорта и свидетельства о рождении членам общины выдали лишь десять лет назад.
Потомство кочевники в школы не отдавали (детей прятали, когда слышали гул
моторов). Правда, в 1997 году в ямб-то начала работать кочевая школа для детей и
взрослых... Куда олени - туда и школа! Община сегодня тоже получает материальную
поддержку округа. В ней нет повального алкоголизма и не принято бездельничать...
Для большинства ненцев лучшее лекарство - это тундра, работа. Когда поселок
Варандей был объявлен зоной стихийного бедствия (ежегодно часть суши "съедает"
Баренцево море), людей оттуда вывезли в Нарьян-Мар и за пределы округа. Дали
квартиры. Но через некоторое время несколько свежеиспеченных "нарьянмарцев"
вернулись на родину: зимой, пешком, преодолев сотни километров тундры. К городу
привыкнуть не смогли... А город не смог привыкнуть к ним. Представляете картину?
Ненец выгружает на лестничной клетке тонну рыбы и продает по нескольку кг в
день...
Сегодня в когда-то жилом поселке Варандей нет света и тепла: вернувшиеся топят
печки, разбирая пустующие здания. Создали свою общину, ловят рыбу, продают ее
нефтяникам, несущим на Варандее вахту.
Тамара Тоскунина, региональный координатор проекта "Мониторинг прав человека в
России" (Московская Хельсинкская группа), познакомила меня с Василием Артеевым.
Он вырос в семье оленевода, но уехал учиться в Нарьян-Мар, потом в Москву в
Институт дружбы народов. В столице женился, занялся бизнесом. Но, по словам
Василия, столицей "обрасти" не смог, не выдержал, сломался, несколько лет назад
вернулся в Нарьян-Мар, начал пить. Нашел в себе силы бросить, работает сегодня в
отделе оленеводства ОПХ и регулярно "командирует" по тундре.
- Через час в чум выезжаю, - сообщил мне потомственный оленевод со знанием
иностранных языков. - Собирались к оленеводам? Поедем.
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.
Фото предоставлено журналом <Поморская столица>.
| |