Пресса Архангельской области
 


Версия для распечатки  
  

Правда Севера
16 ноября 2006 (219)
Татьяна СУХАНОВСКАЯ.

Забить последнего оленя на колбасу <Юбилейная>?

Зачем в Нарьян-Маре автобусы? Люди на оленях ездят... (все помнят знакомое с детства: <здесь живут оленеводы и рыбачат рыбаки>). На самом деле олени в столице НАО появляются так же часто, как в Архангельске белые медведи. В Нарьян- Маре принято разъезжать на иномарках (не из секонд-хенда). В центре города сложно поверить, что где-то сохранились упряжки. Между тем в тундре согласно подсчетам бегают 164 тысячи домашних оленей.

Экс-губернатору Архангельской области Анатолию Ефремову приписывают оговорку: <На севере мы будем разводить оленеводов>. Сегодня без оговорки и двусмыслия то же самое можно сказать про НАО: оленеводство существует во многом благодаря вложениям окружной казны, а также непосредственной помощи нефтяников (в 2005-м поголовье оленей увеличилось на 11 процентов). Север, тундра - пока живы, пока не спились! Можно понять людей, выходивших на митинг против финансового объединения с Архангельской областью: здесь, в Арктике, они боятся остаться без привычной поддержки. Если оленеводов дотировать так же, как архангельских крестьян, последний олень будет забит на сырокопченую колбасу <Юбилейная> уже через год.

По словам Алексея Ардеева (комитет по делам национальностей администрации НАО), сегодня в округе 7,5 тысячи человек - ненцы. Это 14 - 15 процентов всего населения. Большая часть живет в сельской местности, занимаясь оленеводством, охотой, рыбалкой в сельхозкооперативах и семейно-родовых общинах. Община объединяет несколько ненецких или комяцких семей, является юрлицом и платит налоги. Кормиться тундрой, морем или рекой Печорой "в дикарях" невыгодно: ни субсидий, не дотаций, ни соцгарантий.

Если не слоняешься по поселку, если ямдаешь (кочуешь, работаешь), тебе купят и "буран", и рукавицы. За последние четыре года благодаря целевой поддержке бюджета НАО оленеводам выделили (подарили то есть) 18 вездеходов и 75 снегоходов. Каждому выплачивается пособие, выделяются средства на обустройство чума, спецодежду, кожу-сыромять для изготовления упряжек. Каждому выдается аптечка. Не говоря уже о субсидиях на возмещение убытков, связанных с производством и реализацией продукции, о компенсациях транспортных расходов.

Между тем до нынешнего года (включительно) фонд поддержки малочисленных народов севера получал четыре процента от налога на добычу полезных ископаемых (той его части, что остается в округе). В 2006 году эта сумма равнялась 30 млн рублей.

Единственный трезвый человек - библиотекарь

Еще год назад журналиста, приехавшего в НАО за "чернухой", без раздумий отправляли в Нельмин Нос. Говорят, корреспонденты российских телеканалов, приехавшие как-то в этот ненецкий поселок на День оленя, застали в нем лишь одного трезвого человека. Это была библиотекарь. Хотя магазины в главный праздник НАО не работают до трех часов дня: чтобы перед гостями не посрамиться. Зато "пульсируют" круглосуточно самогонные точки...

Здесь, в заполярных поселках, люди делятся на четыре категории: пенсионеры, "голубая кровь" - бюджетники (регулярно получают зарплату), сидящие без работы и оленеводы, что почти безвылазно ямдают в тундре.

Ферму и цех мехпошива в Нельмином Носу давно закрыли, коров съели, работы нет. Не остановилось "кровообращение" только в оленеводстве. Во многом потому, что на смену полуспившемуся и обанкротившемуся СПК имени Выучейского (когда-то знаменитому колхозу) полтора - два года назад пришли пять семейно-родовых общин: "Нерута", "Табседа", "Малоземелица", "Илебц", "Опседа". В "Табседе" начали с рыбалки. Позже в общину решили вступить оленеводческие семьи. Они привели своих оленей, а "Табседа" взяла в аренду 700 голов у сельхозкооператива. Поголовье собираются "растить" и дальше...

...Понурые мужчины попинывают окурки на крыльце дома культуры: в поселке Красном после дискотеки опять зреет драка. Мне показывают любительский фильм, снятый на мобильник: угрозы, подсоленные матерком, постепенно перерастают в действия. Кульминация: полетели пивные банки, девушки схватились за волосы, юноши "отпустили" кулаки. Через полчаса победители и побежденные пьют вместе пиво, курят "трубку мира". И ненцы, и русские, и коми. Обычная история - городские (из Нарьян-Мара) двинули в Красное на дискотеку, потому что билет здесь стоит всего десятку. Местные показали, кто в доме хозяин.

Красное - единственный поселок в НАО, где есть и газ, и дорога в Нарьян-Мар. Новенькая блочно-модульная котельная, 80 процентов детей отдыхают в теплых краях, стоматолога привозят, бесплатный тренажерный зал... При этом постоянно работают лишь 20 процентов населения! В Нарьян-Маре, в сельхозкооперативе "Харп", в общине "Ерв".

Красное, кстати, одна из самых северных точек России, где доят коров. Хотя буренок здесь всего 120, а молоко почти золотое: комбикорма приходится завозить по реке, и себестоимость литра - 27 рублей! СПК "Харп" - изначально убыточен, выживает за счет дотаций и нефтяных денежек. Но люди даже при зарплате 4 - 5 тысяч рублей все равно держатся: больше устроиться некуда... Тем временем "Харп" по договорам с нефтяниками, работающими на землях хозяйства, строит для людей деревянные дома с автономным отоплением.

НАО - едва ли не единственный субъект федерации, в котором рождаемость превышает смертность. Но в Красном, по словам главы администрации Виктора Таратина, умирает больше, чем рождается. Хотя младенцев появляется на свет традиционно много (особенно в ненецких семьях), их папы и дедушки долго не живут: спиваются. Случается, по пять-шесть детишек приходится отправлять в детский дом ежегодно...

В каждый класс - по карабину

О генетической предрасположенности монголоидной расы (и ненцев в том числе) к пьянству целые научные работы написаны. Но учитель и знаменитый ненецкий каюр Филипп Ардеев не о генах вздыхает... Ненцы начали терять свое будущее еще при советской власти, когда детей принудительно забирали из чума в интернаты.

"Прихожу в интернат, - рассказывает мне Филипп Никитич, - там уборщица старушка пол моет. Мыть наши дети не умеют, готовить - нельзя им. В баню их сводят, простыню сменят - что еще нужно? Когда выпускник возвращается в свой поселок, вообще ничего не умеет делать: не знает, как рыбу поймать, разделать, что уж говорить про оленей! Девочки даже кашу сварить не могут...

Когда в интернате дети оленеводов учатся, в тундру выезжают только за одним - пиво пить. На Колгуев приедешь, в Бугрино, - здоровые парни без оленей живут, ходят по поселку, на велосипедах катаются, однако. Но раз варить нечего - гуся поймайте, морошки наберите!

В интернатах за учебой следят плохо. Дети ее запускают. В результате становятся неконкурентоспособными! В 10-й класс их не возьмут, в чуме от таких тоже толку мало. Вот и бродят! Кушать только умеют..."

Сегодня в интернаты попадают уже потомки вчерашних выпускников... Неужели этот круг не разомкнуть? Как-то в чум, находящийся в 60 км от Красного, прибежал парнишка: "Возьмите меня, не могу больше в поселке: работы нет, зарплаты нет..."

"Я знаю оленевода Лешку с Ямала, - продолжает каюр. - Там в 90-х годах расслабление в школе было, многие ребята учиться так и не пошли. Остались при родителях. Зато они умеют все абсолютно! Лешке - 16 лет, учебу бросил. "Почему?" - спрашиваю. "Учителя непутевые". Зато Лешка за зиму несколько диких оленей добыл, куропаток стреляет, сети умеет ставить даже подо льдом.

Когда я сам учителем работал, винтовка у меня стояла прямо в углу класса - рядом с доской. Дети ее попусту не трогали - относились серьезно. А в большую перемену я их отправлял поохотиться: сходите, подстрелите несколько куропаток. Если на урок опоздаете - ничего страшного нет! А сегодня попробуй, принеси в класс карабин - директор умрет со страху.

Нынешние семиклассники больше знают, чем мы раньше. Компьютеры знают. Но не тундру... Я предлагал родительский комитет открыть при нашем интернате. Приехал оленевод в Нарьян-Мар - денег ему родители дали на одежду. А иначе подросток родительские деньги в городе пропьет-прокурит. На уроках надо бы сидеть с детьми, ходить к директору. Но не поддержали меня оленеводы..."

Тонна рыбы на... лестничной клетке

Культуру, традиции (не на дне бутылки) удалось сохранить одной из немногих ненецких общин - ямб-то. Кочует она в Большеземельской тундре, на востоке НАО. Состоит из семей оленеводов-единоличников, традиционно живущих в изоляции от общества, - "в свет" они выходят только для того, чтобы продать мясо в Амдерме.

Паспорта и свидетельства о рождении членам общины выдали лишь десять лет назад. Потомство кочевники в школы не отдавали (детей прятали, когда слышали гул моторов). Правда, в 1997 году в ямб-то начала работать кочевая школа для детей и взрослых... Куда олени - туда и школа! Община сегодня тоже получает материальную поддержку округа. В ней нет повального алкоголизма и не принято бездельничать...

Для большинства ненцев лучшее лекарство - это тундра, работа. Когда поселок Варандей был объявлен зоной стихийного бедствия (ежегодно часть суши "съедает" Баренцево море), людей оттуда вывезли в Нарьян-Мар и за пределы округа. Дали квартиры. Но через некоторое время несколько свежеиспеченных "нарьянмарцев" вернулись на родину: зимой, пешком, преодолев сотни километров тундры. К городу привыкнуть не смогли... А город не смог привыкнуть к ним. Представляете картину? Ненец выгружает на лестничной клетке тонну рыбы и продает по нескольку кг в день...

Сегодня в когда-то жилом поселке Варандей нет света и тепла: вернувшиеся топят печки, разбирая пустующие здания. Создали свою общину, ловят рыбу, продают ее нефтяникам, несущим на Варандее вахту.

Тамара Тоскунина, региональный координатор проекта "Мониторинг прав человека в России" (Московская Хельсинкская группа), познакомила меня с Василием Артеевым. Он вырос в семье оленевода, но уехал учиться в Нарьян-Мар, потом в Москву в Институт дружбы народов. В столице женился, занялся бизнесом. Но, по словам Василия, столицей "обрасти" не смог, не выдержал, сломался, несколько лет назад вернулся в Нарьян-Мар, начал пить. Нашел в себе силы бросить, работает сегодня в отделе оленеводства ОПХ и регулярно "командирует" по тундре.

- Через час в чум выезжаю, - сообщил мне потомственный оленевод со знанием иностранных языков. - Собирались к оленеводам? Поедем.

Татьяна СУХАНОВСКАЯ.

Фото предоставлено журналом <Поморская столица>.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя