Правда Севера
2 ноября 2006 (210)
Ксения Рыбак.
Захар Смушкин, председатель совета директоров "Илим Палпа": Я думаю, что они не пожалеют, но и мы тоже
Совладелец "Илим Палпа" Захар Смушкин о сделке с американской International
Paper "Я хочу видеть наши котировки", - так говорил Захар Смушкин, совладелец
"Илим Палпа", в интервью "Ведомостям" в мае 2000 г. Он с упоением рассказывал о
планах IPO, которые затем так и не удалось воплотить в жизнь. Сначала "Илим
Палп" погрузился в пучину корпоративных войн за лесные активы со структурами
"Базэла" Олега Дерипаски и Банкирского дома "Санкт-Петербург" Владимира Когана.
Но даже когда эта битва, портившая инвестиционный имидж России и
демонстрировавшая порочность судебной системы страны, завершилась, Смушкин не
смог реализовать свою мечту. Инвестбанкиры предложили "Илим Палпу" место в
длинной очереди российских компаний, желающих провести IPO. И тогда Смушкин
предпочел IPO сделке со стратегическим инвестором - американской International
Paper, которая получит 50% акций "Илима". Окончательные условия сделки, о
которой "Илим Палп" официально объявила вчера, будут определены к весне 2007 г.
В интервью "Ведомостям" председатель совета директоров "Илим Палпа" Захар
Смушкин рассказал, почему он выбрал именно американцев.
- Раньше вы говорили, что "Илим Палп" рассматривает для себя два варианта
развития: проведение IPO или привлечение стратегического инвестора. Почему
решили остановиться на втором?
- Еще несколько месяцев назад мы обсуждали возможность проведения IPO c нашим
аудитором. Но они даже наш отчет задержали на два месяца, поскольку у них было
слишком много работы. У компании было 30 заявок на проведение IPO в ближайшее
время. Предположим, у каждого крупного консультанта есть по 20-30 заявок на
проведение размещения. Если хотя бы половина этих компаний выйдет на IPO, то
может возникнуть избыток предложения и недостаток спроса.
- Но ведь это будут не только лесопромышленные компании?
- Конечно. И лесопромышленные компании точно не будут впереди в силу того, что
традиционно есть более привлекательные компании, например, нефтегазовые.
- Есть еще причины, по которым вы решили отказаться от проведения IPO?
- Если делать настоящее классическое IPO, нужно несколько выбросов free float на
рынок. Ведь по новым правилам акции должны размещаться и на российских биржах.
Но этот путь занял бы много времени, а мы и так долго задержались в том статусе,
в котором мы сейчас пребываем в силу известных причин (корпоративные войны со
структурами "Базэла" и Банкирского дома "Санкт-Петербург". - "Ведомости"). Кроме
того, IPO лишь позволяет привлечь средства, но не дает возможности укрепиться на
рынке за счет взаимодействия с крупным партнером - как в случае c International
Paper.
Может быть, это амбициозно, но мы считаем себя лидерами отрасли в России. И мы
больше других компаний занимаемся своими предприятиями, корпоративной культурой.
Ежегодно вкладываем порядка $100 млн в свои предприятия. Но тем не менее
структура и качество наших активов уступают компаниям, которые с нами
соревнуются. А на сегодняшний день это не американцы, канадцы, шведы и финны,
как мы привыкли думать, а компании с активами в Чили, Бразилии, Индонезии и
Китае.
- Почему именно эти страны сейчас стали главными конкурентами России?
- Предприятия в этих странах намного более эффективны, чем предприятия Старого
Света. Все они абсолютно новые и технологически более совершенные. Нашим же
предприятиям 40-50 лет. Почему в России сложилось все именно так, никто на рынке
слушать не будет. Мы же хотим сделать жесткий, резкий, качественный шаг. В
результате был выбран вариант привлечения стратегического инвестора.
- Слухи о ваших переговорах с International Paper появились примерно год назад.
Были какие-либо другие претенденты на покупку акций "Илим Палпа"?
- "Илим Палп" объявил тендер, в котором приняли участие более пяти крупнейших
игроков. Что это за компании, говорить не буду. Крайне важной для нас была
идеология компании. Когда мы поговорили с коллегами из International Paper, мы
поняли, что они разделяют наши идеологические воззрения о рынке: они так же
публично, как и мы, объявили о реструктуризации своих активов, оставляя лишь 50%
активов в Северной Америке - раньше почти все 100% активов по производству
упаковки находились в Северной Америке, а другую часть хотят приобрести на
развивающихся рынках. За последнее время компания избавилась от части
неликвидных активов, только своего леса International Paper продала почти на $8
млрд. Эта компания всегда находится в движении и хочет что-то делать. Мы
совпадаем в желании двигаться вперед.
Нам хотелось как можно быстрее сделать этот шаг в развитии компании. Я считаю,
что сейчас это абсолютно правильное решение. Если, конечно, у нас получится
совместная работа. Ведь предприятие 50 на 50, а в такой пропорции работать
крайне сложно, решение нужно принимать вместе. Мы должны понравиться партнерам,
а они - нам.
- Как вы считаете, чем Россия привлекла американскую компанию?
- Россия - это развивающийся рынок по упаковке, а International Paper - это
компания, которая специализируется на упаковке. Наша страна - развивающийся
рынок для реализации продукции и это максимально близкий рынок к Китаю,
крупнейшему в мире потребителю упаковки. Важна еще и ресурсная составляющая: в
России сосредоточена четверть мировых запасов леса. Для них это смелый шаг, но я
думаю, что они не пожалеют, но и мы тоже.
- В начале 2000-х гг. начались знаменитые лесные войны. Структуры "Базового
элемента" Олега Дерипаски и Банкирского дома "Санкт-Петербург" Владимира Когана
пытались захватить крупнейшие активы "Илим Палпа" несколько лет, и лишь осенью
2004 г. стороны заключили мировое соглашение. Как эти события сказались на "Илим
Палпе"?
- Если бы не эти события, то, вполне возможно, "Илим Палп" мог бы провести IPO
еще в 2003 г. Тогда и время было более подходящее.
- Летом вы рассказывали, что структуры Владимира Когана продали блокпакеты в
трех крупнейших комбинатах "Илим Палпа" - Усть-Илимском ЛПК, Братском и
Котласском ЦБК. Сделка уже закрыта, какова ее сумма?
- Сделка уже закрыта. Но по условиям мирового соглашения мы не можем
комментировать действия сторон в ходе корпоративного конфликта.
- Какой ущерб "Илим Палпу" нанесли корпоративные войны?
- Многое из того, что мы делаем сейчас, могли бы сделать раньше. Кроме того, у
отрасли не сложилось бы того неблагоприятного имиджа, который сейчас мешает ей
развиваться более успешно.
- Что удалось сделать за это время?
- Мы смогли провести реструктуризацию компании. В силу бюрократических
формальностей этот процесс занял больше года. В Швейцарии была зарегистрирована
компания Ilim Holding S. A., которой сейчас принадлежат акции основных активов
"Илим Палпа": Котласского ЦБК, целлюлозно-картонного комбината, Усть-Илимского
ЛПК, "Братсккомплексхолдинга", "Илим-Гофропака" и Санкт-Петербургского картонно-
полиграфического комбината, а также других предприятий. Ilim Holding принадлежит
более 75% плюс 1 акция основных активов компании. К середине 2007 г. предприятия
"Илим Палпа" будут переведены на единую акцию путем присоединения к
зарегистрированному в России ОАО "Группа "Илим".
- На чем сосредоточится "Илим Палп" в ближайшее годы, планируете ли вы новые
приобретения?
- У нас на сегодняшний день много проблем, надо смотреть правде в глаза. Мы
вкладываем большие деньги в производства, но при этом знаем, что они
технологически и экологически не всегда соответствуют современным требованиям. Я
говорю о том, что сначала надо сделать конкурентоспособными наши активы, а потом
уже задумываться о новых приобретениях. Вот о покупках в Китае мы сейчас думаем.
И Internationаl Paper в этом смысле не случайно стала нашим партнером. Они уже
там, и наша продукция может быть интегрирована с той, которую они производят. А
пока в ближайшие 2-3 года мы планируем модернизировать производство, а уже потом
думать о покупках.
- Что включает в себя инвестиционная программа?
- Объем инвестпрограммы составит $1,2 млрд. Средства будут распределяться по
нескольким направлениям: модернизация предприятий "Илим Палпа", экологическое
перевооружение, увеличение производства на 1 млн т, а также производство
ритейловых продуктов. Причем для нас действительно важно изменить продуктовую
линейку компании. Традиционно мы занимаемся разными видами целлюлозы, сейчас же
вместе с нашим партнером хотим немного изменить направление и заняться
ритейловыми продуктами - производством бумаги для печати, промышленной и
потребительской упаковки на основе гофрокартона, а также различных видов картона
с белым покрытием, которые в дальнейшем будут использоваться для производства
упаковки.
- Чем вам интересно партнерство с International Paper?
- Прежде всего это желание быть лидером. В этом смысле амбиции - крайне важный
момент. Никто не хочет уступать ни пяди завоеванных позиций, а только
завоевывать новые. Также у нас с International Paper совпадают часть продуктов -
упаковка и производство белой бумаги. Огромный технологический опыт, в том числе
в модернизации оборудования. Кроме того, они ведут себя очень последовательно -
понимают, что они хотят и за сколько хотят.
- Эксперты считают, что ваша оценка Ilim Holding в $1,3 млрд занижена. Вы
согласны?
- Мне всегда оценка будет казаться заниженной. Рыночная цена - это не сколько ты
хочешь, а столько, сколько тебе платят. Но главное - не то, как компания оценена
сейчас, а какова будет ее стоимость через несколько лет. Мы ожидаем, что после
завершения консолидации активов и осуществления инвестпрограммы стоимость
компании вырастет в 2-3 раза.
- Какие доли в СП вы обсуждали с International Paper?
- Такие доли - 50 на 50 - обсуждались сразу, они не хотели миноритарную долю, а
мы - терять контроль.
- А International Paper может увеличить свою долю в СП?
- Доли зафиксированы именно в такой пропорции. В ближайшее время никаких
изменений не произойдет.
- Кто является бенефициаром Ilim Holding?
- Несколько физических лиц, в числе которых я и Борис Зингаревич. Сколько точно
акций нам принадлежит, я сказать не готов, такая информация появится позже.
- Каким вы видите "Илим Палп" в будущем?
- Мы хотим, чтобы компания была конкурентоспособной не только на российском
рынке, но и на международном, например на рынке Китая, куда мы продаем более 20%
товарной целлюлозы. Мы хотим увеличить производство и сделать наши предприятия
конкурентоспособными, в том числе с помощью International Paper. У нас есть
амбиции - и это немаловажно.
Ксения Рыбак.
Газета "Ведомости" от 26.10.2006.
|