Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
2 ноября 2006 (210)
Ксения Рыбак.

Захар Смушкин, председатель совета директоров "Илим Палпа": Я думаю, что они не пожалеют, но и мы тоже

Совладелец "Илим Палпа" Захар Смушкин о сделке с американской International Paper "Я хочу видеть наши котировки", - так говорил Захар Смушкин, совладелец "Илим Палпа", в интервью "Ведомостям" в мае 2000 г. Он с упоением рассказывал о планах IPO, которые затем так и не удалось воплотить в жизнь. Сначала "Илим Палп" погрузился в пучину корпоративных войн за лесные активы со структурами "Базэла" Олега Дерипаски и Банкирского дома "Санкт-Петербург" Владимира Когана. Но даже когда эта битва, портившая инвестиционный имидж России и демонстрировавшая порочность судебной системы страны, завершилась, Смушкин не смог реализовать свою мечту. Инвестбанкиры предложили "Илим Палпу" место в длинной очереди российских компаний, желающих провести IPO. И тогда Смушкин предпочел IPO сделке со стратегическим инвестором - американской International Paper, которая получит 50% акций "Илима". Окончательные условия сделки, о которой "Илим Палп" официально объявила вчера, будут определены к весне 2007 г. В интервью "Ведомостям" председатель совета директоров "Илим Палпа" Захар Смушкин рассказал, почему он выбрал именно американцев.

- Раньше вы говорили, что "Илим Палп" рассматривает для себя два варианта развития: проведение IPO или привлечение стратегического инвестора. Почему решили остановиться на втором?

- Еще несколько месяцев назад мы обсуждали возможность проведения IPO c нашим аудитором. Но они даже наш отчет задержали на два месяца, поскольку у них было слишком много работы. У компании было 30 заявок на проведение IPO в ближайшее время. Предположим, у каждого крупного консультанта есть по 20-30 заявок на проведение размещения. Если хотя бы половина этих компаний выйдет на IPO, то может возникнуть избыток предложения и недостаток спроса.

- Но ведь это будут не только лесопромышленные компании?

- Конечно. И лесопромышленные компании точно не будут впереди в силу того, что традиционно есть более привлекательные компании, например, нефтегазовые.

- Есть еще причины, по которым вы решили отказаться от проведения IPO?

- Если делать настоящее классическое IPO, нужно несколько выбросов free float на рынок. Ведь по новым правилам акции должны размещаться и на российских биржах. Но этот путь занял бы много времени, а мы и так долго задержались в том статусе, в котором мы сейчас пребываем в силу известных причин (корпоративные войны со структурами "Базэла" и Банкирского дома "Санкт-Петербург". - "Ведомости"). Кроме того, IPO лишь позволяет привлечь средства, но не дает возможности укрепиться на рынке за счет взаимодействия с крупным партнером - как в случае c International Paper.

Может быть, это амбициозно, но мы считаем себя лидерами отрасли в России. И мы больше других компаний занимаемся своими предприятиями, корпоративной культурой. Ежегодно вкладываем порядка $100 млн в свои предприятия. Но тем не менее структура и качество наших активов уступают компаниям, которые с нами соревнуются. А на сегодняшний день это не американцы, канадцы, шведы и финны, как мы привыкли думать, а компании с активами в Чили, Бразилии, Индонезии и Китае.

- Почему именно эти страны сейчас стали главными конкурентами России?

- Предприятия в этих странах намного более эффективны, чем предприятия Старого Света. Все они абсолютно новые и технологически более совершенные. Нашим же предприятиям 40-50 лет. Почему в России сложилось все именно так, никто на рынке слушать не будет. Мы же хотим сделать жесткий, резкий, качественный шаг. В результате был выбран вариант привлечения стратегического инвестора.

- Слухи о ваших переговорах с International Paper появились примерно год назад. Были какие-либо другие претенденты на покупку акций "Илим Палпа"?

- "Илим Палп" объявил тендер, в котором приняли участие более пяти крупнейших игроков. Что это за компании, говорить не буду. Крайне важной для нас была идеология компании. Когда мы поговорили с коллегами из International Paper, мы поняли, что они разделяют наши идеологические воззрения о рынке: они так же публично, как и мы, объявили о реструктуризации своих активов, оставляя лишь 50% активов в Северной Америке - раньше почти все 100% активов по производству упаковки находились в Северной Америке, а другую часть хотят приобрести на развивающихся рынках. За последнее время компания избавилась от части неликвидных активов, только своего леса International Paper продала почти на $8 млрд. Эта компания всегда находится в движении и хочет что-то делать. Мы совпадаем в желании двигаться вперед.

Нам хотелось как можно быстрее сделать этот шаг в развитии компании. Я считаю, что сейчас это абсолютно правильное решение. Если, конечно, у нас получится совместная работа. Ведь предприятие 50 на 50, а в такой пропорции работать крайне сложно, решение нужно принимать вместе. Мы должны понравиться партнерам, а они - нам.

- Как вы считаете, чем Россия привлекла американскую компанию?

- Россия - это развивающийся рынок по упаковке, а International Paper - это компания, которая специализируется на упаковке. Наша страна - развивающийся рынок для реализации продукции и это максимально близкий рынок к Китаю, крупнейшему в мире потребителю упаковки. Важна еще и ресурсная составляющая: в России сосредоточена четверть мировых запасов леса. Для них это смелый шаг, но я думаю, что они не пожалеют, но и мы тоже.

- В начале 2000-х гг. начались знаменитые лесные войны. Структуры "Базового элемента" Олега Дерипаски и Банкирского дома "Санкт-Петербург" Владимира Когана пытались захватить крупнейшие активы "Илим Палпа" несколько лет, и лишь осенью 2004 г. стороны заключили мировое соглашение. Как эти события сказались на "Илим Палпе"?

- Если бы не эти события, то, вполне возможно, "Илим Палп" мог бы провести IPO еще в 2003 г. Тогда и время было более подходящее.

- Летом вы рассказывали, что структуры Владимира Когана продали блокпакеты в трех крупнейших комбинатах "Илим Палпа" - Усть-Илимском ЛПК, Братском и Котласском ЦБК. Сделка уже закрыта, какова ее сумма?

- Сделка уже закрыта. Но по условиям мирового соглашения мы не можем комментировать действия сторон в ходе корпоративного конфликта.

- Какой ущерб "Илим Палпу" нанесли корпоративные войны?

- Многое из того, что мы делаем сейчас, могли бы сделать раньше. Кроме того, у отрасли не сложилось бы того неблагоприятного имиджа, который сейчас мешает ей развиваться более успешно.

- Что удалось сделать за это время?

- Мы смогли провести реструктуризацию компании. В силу бюрократических формальностей этот процесс занял больше года. В Швейцарии была зарегистрирована компания Ilim Holding S. A., которой сейчас принадлежат акции основных активов "Илим Палпа": Котласского ЦБК, целлюлозно-картонного комбината, Усть-Илимского ЛПК, "Братсккомплексхолдинга", "Илим-Гофропака" и Санкт-Петербургского картонно- полиграфического комбината, а также других предприятий. Ilim Holding принадлежит более 75% плюс 1 акция основных активов компании. К середине 2007 г. предприятия "Илим Палпа" будут переведены на единую акцию путем присоединения к зарегистрированному в России ОАО "Группа "Илим".

- На чем сосредоточится "Илим Палп" в ближайшее годы, планируете ли вы новые приобретения?

- У нас на сегодняшний день много проблем, надо смотреть правде в глаза. Мы вкладываем большие деньги в производства, но при этом знаем, что они технологически и экологически не всегда соответствуют современным требованиям. Я говорю о том, что сначала надо сделать конкурентоспособными наши активы, а потом уже задумываться о новых приобретениях. Вот о покупках в Китае мы сейчас думаем. И Internationаl Paper в этом смысле не случайно стала нашим партнером. Они уже там, и наша продукция может быть интегрирована с той, которую они производят. А пока в ближайшие 2-3 года мы планируем модернизировать производство, а уже потом думать о покупках.

- Что включает в себя инвестиционная программа?

- Объем инвестпрограммы составит $1,2 млрд. Средства будут распределяться по нескольким направлениям: модернизация предприятий "Илим Палпа", экологическое перевооружение, увеличение производства на 1 млн т, а также производство ритейловых продуктов. Причем для нас действительно важно изменить продуктовую линейку компании. Традиционно мы занимаемся разными видами целлюлозы, сейчас же вместе с нашим партнером хотим немного изменить направление и заняться ритейловыми продуктами - производством бумаги для печати, промышленной и потребительской упаковки на основе гофрокартона, а также различных видов картона с белым покрытием, которые в дальнейшем будут использоваться для производства упаковки.

- Чем вам интересно партнерство с International Paper?

- Прежде всего это желание быть лидером. В этом смысле амбиции - крайне важный момент. Никто не хочет уступать ни пяди завоеванных позиций, а только завоевывать новые. Также у нас с International Paper совпадают часть продуктов - упаковка и производство белой бумаги. Огромный технологический опыт, в том числе в модернизации оборудования. Кроме того, они ведут себя очень последовательно - понимают, что они хотят и за сколько хотят.

- Эксперты считают, что ваша оценка Ilim Holding в $1,3 млрд занижена. Вы согласны?

- Мне всегда оценка будет казаться заниженной. Рыночная цена - это не сколько ты хочешь, а столько, сколько тебе платят. Но главное - не то, как компания оценена сейчас, а какова будет ее стоимость через несколько лет. Мы ожидаем, что после завершения консолидации активов и осуществления инвестпрограммы стоимость компании вырастет в 2-3 раза.

- Какие доли в СП вы обсуждали с International Paper?

- Такие доли - 50 на 50 - обсуждались сразу, они не хотели миноритарную долю, а мы - терять контроль.

- А International Paper может увеличить свою долю в СП?

- Доли зафиксированы именно в такой пропорции. В ближайшее время никаких изменений не произойдет.

- Кто является бенефициаром Ilim Holding?

- Несколько физических лиц, в числе которых я и Борис Зингаревич. Сколько точно акций нам принадлежит, я сказать не готов, такая информация появится позже.

- Каким вы видите "Илим Палп" в будущем?

- Мы хотим, чтобы компания была конкурентоспособной не только на российском рынке, но и на международном, например на рынке Китая, куда мы продаем более 20% товарной целлюлозы. Мы хотим увеличить производство и сделать наши предприятия конкурентоспособными, в том числе с помощью International Paper. У нас есть амбиции - и это немаловажно.

Ксения Рыбак.

Газета "Ведомости" от 26.10.2006.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя