|
Правда Севера
2 декабря 2006 (231)
Вадим РЫКУСОВ.
Школа: синдром жестокости
> Общество
О том, что дедовщина проникла в школу, сегодня говорят открыто. На телевидении
прокатилась волна сюжетов о чудовищных издевательствах одних школьников над
другими. А что у нас? Шестнадцатилетняя Анна, которая ранее обучалась в одной из
пригородных школ, второй год ездит в Архангельск, чтобы получать знания в <месте
поспокойнее>...
- Почему так? - спрашиваю у девушки.
- В той школе парни с уголовными задатками могут сделать все что угодно. Они
никого из учителей не боятся. Есть там шпана, человек двадцать. В позапрошлом
году они налетели на одну девчонку, мою знакомую из параллельного класса,
затащили в сарай и изнасиловали. Они на видеокамеру снимали, в Интернет
запустили. Правда, половина из них теперь сидит.
Почему такое происходит? Безусловно, один из главных корней школьной
преступности, дедовщины уходит в социальную почву. Та же Анна отметила, что в ее
старой школе учатся дети в основном из неблагополучных семей. Но не всегда
социальное неблагополучие и потеря нравственности идут рука об руку. И не нужно
думать, что элементы дедовщины коснулись только пригородных школ. Например,
мелочь <стреляют> (особенно <старшаки> у <младшаков>) даже в самых престижных
школах поморской столицы.
Однако ребята на это учителям и родителям редко жалуются. У школьников своя
корпоративная этика: пожаловавшись, рискуешь попасть в еще более суровую опалу
сверстников. Всегда есть шанс стать <белой вороной>: скажем, в престижных школах
- потому что ты не очень крут в плане <шмоток>, <прибамбасов>; в непрестижных, -
наоборот, потому что ты обладатель <добра>, коего нет у однокашников.
Срабатывает эффект стадности: <Ты не такой, как мы. Ну и получай тогда по
><кумполу>!
- Иду я по коридору своей школы, - рассказывает девятиклассник Дима. - Пацаны
постарше стоят, спрашивают типа: <Мелочь есть?> <Нет>, - говорю. Иду дальше,
вдруг хлобысь - удар ногой в спину...
Чтобы чувствовать себя защищенным, приходится присоединяться к той или иной
школьной группировке. Нападать на <могучую кучку>, где каждый может прийти на
выручку своему товарищу, проблематичнее. Второй вариант - записаться в секцию по
какому-нибудь боевому виду спорта. Разрядники-боксеры, например, всегда были в
почете у хулиганья.
Психологи, изучающие подобные ситуации, оперируют понятием <синдром жестокого
обращения>.
- Если ребенок находится в ситуации, когда на него оказывается давление, то ему
это давление обязательно надо будет разрядить,- поясняет кандидат
психологических наук, зав. курсом кафедры общей психологии СГМУ доцент Евгения
Щукина. - Давление могут оказывать и родственники, и ребята, с которыми ребенок
сталкивается во дворе. Соответственно у ребенка появляется желание избавиться от
этого давления, унижения, поэтому для разрядки он ищет, как правило, тех, кто
слабее его, - говорит Щукина.
У данной проблемы есть еще один немаловажный фактор - культурологический. Как вы
думаете, велик ли шанс, что после регулярных просмотров фильмов вроде
<Прирожденных убийц> из школяра вырастет новый академик Сахаров или академик
Лихачев? По-моему, шанс невелик. Зато вероятность того, что из этого школьничка
вырастет отменный гангстер, изрядно повышается.
На этой неделе наш президент встречался со столпами отечественной культуры и
говорил о необходимости помочь детям правильно ориентироваться в потоке
информации, научить их отделять хорошее от плохого и прививать молодежи духовные
ценности.
Ну а пока произносятся правильные слова, <духовные> ценности тинейджерам давно
уже прививают герои <Дома-2> и <Комеди Клаб>. Дегенераты и <гламурные подонки>
задают тон, манеру поведения, настраивают восприимчивые <приемнички> на
ультразвуковую волну дебилизации, которую, похоже, уже не загасить никакими
глушилками.
| |