Правда Севера
2 декабря 2006 (231)
Ирина ПОЛЯКОВА.
За психологический пол человека отвечают семья и... родина
Без сомнения, одним из самых приятных и волнительных моментов прошедших только
что XXXV Ломоносовских чтений стало вручение губернатором Николаем Киселевым
премий имени нашего великого земляка-ученого. Ведь полагаются они тем, кто особо
бережно хранит и приумножает традиции российской науки!
Одну из денежных наград из рук Николая Ивановича приняла в этот раз молодая
улыбчивая Наталья Юрьевна Флотская - декан факультета коррекционной педагогики
ПГУ, единственный в нашей области доктор психологических наук, доцент Института
развития ребенка. Ее научно-исследовательская работа в номинации "Молодые
ученые" называется "Развитие половой идентичности в онтогенезе" и впервые в
истории мировой науки (!) исследует эту проблему. - Наталья Юрьевна, почему
именно такая тематика?
- Сейчас в России идет ломка традиционных стереотипов мужского и женского
поведения. Значит, меняются индивидуально-психологические характеристики
личности, в частности такая, как половая идентичность - ощущение человеком себя
как представителя определенного пола. Это очень значимо!
Все прежние сведения об особенностях развития половой идентичности в разных
возрастах были неполными. А изучением процесса на всех стадиях жизненного цикла
вообще никто не занимался.
- Какие конкретные задачи вы ставили перед собой во время исследования?
- Основных задач было три. Первая - выявить особенности и закономерности
развития половой идентичности на каждом этапе онтогенеза (индивидуального
развития организма). То есть узнать, меняется ли она с годами и что характерно,
например, в 6, 11, 14 лет и даже в 60 лет. Было опрошено 1700 человек - по 200,
а то и больше, обоего пола в каждой возрастной категории.
Исследования показали, что становление идет на протяжении всей жизни. Хотя
раньше считалось, что к 15-16 годам процесс формирования половой идентичности
завершен.
Сегодня в нашем обществе около 40 процентов представителей всех возрастов и
обоего пола имеют андрогинный тип, при нем в человеке в равной степени
представлены женские и мужские качества. У женщин определяющий (фемининный) тип
половой идентичности ярко выражен на всех этапах онтогенеза, а у мужчин
определяющий (маскулинный) тип выражен в меньшей степени.
Почти 30 процентов юношей 17-18 лет относятся к недифференцированному типу. У
его представителей слабы как мужские, так и женские качества. А это уже страшно!
"Неопределенный" тип характеризуется слабой социально-психологической
адаптацией, неприятием себя, внутренней конфликтностью. Люди
недифференцированного типа попадают в группу риска - это потенциальные
правонарушители, наркоманы, самоубийцы...
Второй момент - хотелось посмотреть, как на развитие половой идентичности влияют
социокультурные факторы.
Так, мальчики из сельской местности - исследования шли в Каргопольском районе -
очень отличаются от горожан. У первых преобладает маскулинный тип, у вторых -
андрогинный. Кроме того, на селе больше ребят с недифференцированным типом. А
вот значимых различий у сельских и городских девочек нет: у тех и других
андрогинный тип является ведущим.
Еще мы посмотрели на развитие половой идентичности у "домашних" детей и тех, что
воспитываются в условиях интерната. Здесь устрашающие цифры! У интернатских
разнополых подростков различий в становлении половой идентичности почти нет, ее
формирование идет по недифференцированному типу (46 процентов мальчиков и 35
процентов девочек). У них не сформированы образы матери и отца, будущей жены и
будущего мужа. Замечается негативное отношение к себе и к представителям
противоположного пола. Отсюда вывод: местность, где проживает человек, и
общество, в котором он воспитывается, самым прямым образом влияют на развитие
половой идентичности. Основы ее формирования закладываются в дошкольном и
младшем школьном возрасте.
В-третьих, мы попытались понять, какой же из типов является самым "хорошим" для
жизни. Самым адаптивным показал себя андрогинный. Человек, обладающий им,
наиболее успешен в нашем обществе. Большинство мужчин и женщин, добившихся
успехов в бизнесе и на государственной службе, обладают как раз им. А вот
мужчины и женщины с фемининным типом имеют высокую степень тревожности и низкие
показатели социально-психологической адаптации.
- Получается тогда, что девочек, чтобы их жизнь в будущем сложилась удачно, надо
воспитывать по-мужски?
- Вовсе нет! В девочке с детства должно закладываться женственное, а андрогинное
она успеет приобрести в школе. Потому что содержание школьной программы у нас
ориентировано на мужскую психику, формы же организации обучения построены таким
образом, что требуют прилежания, дисциплины, усидчивости, то есть ближе к
женским.
Мы не должны стремиться, чтобы в людях было либо чисто мужское, либо чисто
женское, как раньше. Сегодня в первую очередь надо решать проблему молодежи с
недифференцированным типом половой идентичности. Думаю, в школах будущих мам,
которые есть при родильных домах, надо не только показывать, как ухаживать за
новорожденным, но и объяснять, что сразу после рождения начинается становление
половой идентичности. Пол - это не данность, а сформированная структура.
Поскольку ни в одном учебнике по психологии нет речи о половой дифференциации,
надо больше уделять внимания этой проблеме. Поэтому мы ввели для студентов
своего и психологического факультета курс "Психология половой идентичности". В
2004 году была опубликована монография "Онтогенез половой идентичности", учебно-
методические рекомендации.
В настоящее время готовится к изданию монография "Развитие половой идентичности
подростка в разных условиях социализации". Кроме того, учебно-методическое
объединение РГПУ имени А.И. Герцена рекомендовало издать для педагогов и
психологов учебное пособие "Психологические основы половой идентичности".
Мне бы хотелось провести в школах и детских садах Архангельска методические
семинары - подробно рассказать о проблеме половой идентификации для каждого
возраста. Работы много, но надо выкроить время и поделиться своими знаниями с
родителями и педагогами. Ведь понимание механизмов формирования половой
идентичности позволит предотвратить нарушение процесса половой идентификации,
предупредить ошибки в воспитании и развитии детей.
|