Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
5 декабря 2006 (232)
Елена ИРХА.

Сергей Коковкин: Такого Ломоносова я не видел

мастер-класс

Сергей Коковкин - известный актер, режиссер, драматург, прозаик и сценарист. Автор многих пьес, в том числе и пьесы "Раненый зверь". Сын артиста Бориса Коковкина (зрители помнят его по превосходной киноработе - в фильме "Летят журавли" Борис Коковкин сыграл роль мерзавца Чернова).

Человек театра

- Вам понравился спектакль Молодежного театра?

- Я - человек театра. Прошел все театральные профессии. Когда мне надоело говорить чужие слова, я стал писать свои. Я не существую вне театра. Я не наблюдатель, а соучастник действа. Все, что было сделано Виктором Петровичем, я принял абсолютно. Самое главное, я принял исполнителя главной роли артиста Илью Глущенко. Он играет, по моему мнению, в этом решении роли безупречно. Несмотря на все трудности, которые с ним приключились во время работы над спектаклем: он сломал руку, потерял голос. Но, перешагивая через это, он сделал максимум.

- А как вам труппа театра?

- Труппа Молодежного театра существует в состоянии объединения - состоявшихся актеров и студентов. Метод Виктора Петровича, который состоит в том, что он обучает неофитов прямо на сцене, - это безумно сложно. Ребятам приходится учиться плавать, когда их просто бросили в бурлящий поток. Но они выплывают. Актерское чутье у них есть, но им надо помогать. Я сторонник выращивания образа, выращивания актера - подробного актерского звучания. Я преподавал в ГИТИСе, академии театрального искусства, преподаю в Соединенных Штатах. У Виктора Петровича студийная атмосфера, что очень хорошо, театры без этой атмосферы глохнут.

- Как вы работали над спектаклем?

- За эти дни я получил огромное наслаждение от работы. И смею надеяться, что я смог в чем-то помочь актерам: проводил авторскую правку. Конечно, спектакль еще будет расти и развиваться. Философская мысль, существующая в этой пьесе (как мне кажется), еще пробьется. Просто она будет выявлена точнее, яснее. Подчас технически яснее: я просто не слышал слов со сцены.

- Чем вам так понравился образ Ломоносова в исполнении Ильи Глущенко?

- Ломоносов - человек земной. Глущенко играет земного человека. И я еще не видел такого Ломоносова - этот наиболее резкий, неожиданный, неудобный и страстный из всех прочих. Увы, история отношений Ломоносова с властью повторяется вновь и вновь и в нынешней жизни. Фаворитизм, чинопочитание, лизоблюдство, казнокрадство тянутся на протяжении столетий и вполне вписываются в современную жизнь. Пьеса остается актуальной.

Про Иван Иваныча и Петра Петровича

- Как думаете, конфликт гения с властью - это наша российская проблема?

- Думаю, да, это российская тема. Почему? Нигде нет такого абсолюта власти, как в России. Гений не сопоставим с этим абсолютом. Наступает конфликт. Но гений и не может существовать вне конфликта. Возьмите великую литературу - Пушкина, Гоголя - вся русская литература была направлена против власти.

- Расскажите о спектакле двадцатилетней давности в Архангельском театре драмы.

- Это был огромный академичный спектакль. Народный артист СССР Сергей Плотников поначалу хотел играть Ломоносова, но потом сказал, что по возрасту не потянет этот объем роли. Он играл отца Ломоносова. Вообще, тогда была совсем другая задача. Мы приехали в Архангельск с замечательным композитором Эдуардом Артемьевым, который написал бездну прекрасной киномузыки (Артемьев - признанный лидер русской электронной музыки, работал с Михалковым, Тарковским, Кончаловским и др. - Авт.) У него детство прошло где-то здесь в Соломбале. Он написал музыку к спектаклю. А управление культуры даже не разрешило называть спектакль "Раненый зверь". Написали "Аки раненый лев". В пьесе есть такая фраза: "Рычу аки раненый лев, только эха нет". Вот эхо откликнулось спустя двадцать лет.

Еще очень интересный спектакль был в театре на Малой Бронной, где блестяще играл Леонид Броневой. Он играл две роли - графа Ивана Ивановича и графа Петра Петровича. В новом спектакле они разделены на два персонажа. А Евгений Лазарев играл неукротимого Ломоносова. Но тот образ был слишком романтизирован.

- Сейчас в пьесе вы бы изменили хоть слово?

- Нет. Можно что-то уточнить, какие-то вещи вычеркнуть, но не больше. Общий состав пьесы как скелет - это сегодняшнее "Тело В".

- Вы писали на историческом материале?

- Да. Бездну перекопал. Написал ее по заказу Эллы Кокотовой, тогдашнего завлита Архангельского театра драмы. Мы с режиссером театра Эдуардом Симоняном много тогда об этом образе говорили. Мне было важно соединение Ломоносова с вечностью, космосом. Он сопоставим с такой личностью, как Леонардо да Винчи. Мне нужен был образ огненного шара для того, чтобы "зажечь" имя Ломоносова.

- А что такое "Тело В"?

- Биоплазма, силы внеземные - неважно. Это зов вечности.

Дантес промахнулся!

- О чем новые пьесы?

- В последнем номере "Современная драматургия" выйдет моя пьеса "Пушкиногополь". О чем? Пушкин и Гоголь остались живы. Дантес промахнулся, Пушкин его убил. А Гоголь, как мы знаем, просто спал - так его и похоронили. И вот они оба живы, два старика. Тоже фантасмагорическая пьеса, финал не раскрою.

- А сейчас над чем работаете?

- Последняя моя работа посвящена двум выдающимся, но почти забытым литераторам - Аркадию Аверченко и Надежде Тэффи. Кроме того, я пишу и пьесы на современные темы, и сценарии для кино.

Записала Елена ИРХА.

На снимках: Сергей Коковкин; сцена из спектакля "Раненый зверь" (Ломоносов - Илья Глущенко (слева), граф Петр Петрович - Виктор Бегунов).

Фото Виталия Крехалева.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя