Пресса Архангельской области
 


Правда Севера
6 декабря 2006 (233)
Елена МАЛЫШЕВА.

Мэр хочет, чтобы деньги его не боялись

На Коряжме будет отработана методика оценки эффективности труда чиновников

Попытки реформы

Еще при Касьянове тогдашний первый зам. руководителя администрации президента Дмитрий Медведев, возглавлявший межведомственную рабочую группу по реформированию госслужбы, в одном из интервью сказал, что должен появиться "трудовой кодекс для госслужащих", определяющий их статус, права и обязанности. Но это "непросто - оценить, хорошо или плохо работает госслужащий, - посетовал он. - Ведь не все органы управления производят конечный продукт... Поэтому сложно применить к оценке труда чиновника те же критерии, которые применяются, например, в отношении менеджера компании. Тем не менее стремиться к этому надо". Говорил, что законопроект вот-вот будет внесен в Госдуму.

Для создания системы оценок еще в 2003-м в пяти российских регионах (Саратовская и Самарская области, Чувашия, Таймырский округ, Красноярский край) были утверждены пилотные программы Минэкономразвития РФ. После их отработки планировались расширение самостоятельности госорганов в использовании бюджетных ассигнований (в том числе в определении численности и должностной структуры персонала, размеров оплаты, в перераспределении средств по статьям расходов), усиление персональной ответственности за достижение конкретных результатов, оплата труда чиновников по результатам их деятельности. Не получилось.

Чиновники предпочли получать равно мало (или равно много), но ничего в своей епархии не менять. Да и зачем, если смехотворно низкий оклад компенсируется ежемесячными гарантированными бонусами, которые могут увеличивать основной заработок в 10 раз. "Структура заработка чиновников противоречит теоретической экономике труда. Такого нет ни в одной стране мира", - считает эксперт по госуправлению Павел Кудюкин. Поощрение превышает оклад в несколько раз, но при этом выплачивается всем и всегда, не зависит от результата труда и не стимулирует более качественную работу.

Вся система в целом транслируется и вниз по вертикали.

Новый пилотный проект

В октябре мэра Коряжмы Александра Дементьева пригласили в Москву на "круглый стол", организованный аппаратом президента с участием представителей Совета Европы. И там обрадовали: новый пилотный проект, похоже, будет отрабатываться на его муниципалитете. Очевидно, начать с низов проще. Ведь, как признавался тот же Дмитрий Медведев, в свое время сложности на федеральном уровне возникли из-за "естественной конкуренции между ведомствами и опасений, что новации могут привести к диспропорциям в оценке труда".

У Дементьева подобных опасений нет. Наоборот, из всех глав МО Архангельской области он ближе всех подошел к тому, чтобы разработать систему оценок самостоятельно. Во всяком случае, в Коряжме уже был готов проект положения об аттестации и оценке профессиональной деятельности муниципальных служащих. Однако, как признался Дементьев, разработчикам не хватило научной поддержки, стороннего опыта и - самое главное - критериев оценки работы муниципалитета в целом.

Кощунство или преступление?

О том, чем пилотный проект так обрадовал Александра Дементьева (ведь город и все-все-все документы буквально вывернут наизнанку), я попросила рассказать самого главу администрации города Коряжмы.

- Сегодня управленческий ресурс - один из основных эффективных факторов муниципального управления. И какими бы материальными ресурсами ни обладало муниципальное образование, без высокого кадрового потенциала не достичь тех результатов, которые можно реально получить на выходе. Есть управленческие механизмы, которые работают в коммерческих структурах. Так же они должны работать в муниципальных ведомствах. Подходы одинаковы. И если сегодня в МО специалисты не владеют методиками управления, если не применяют методы финансового анализа, контроллинга, то есть не ищут и не используют скрытые финансово-экономические резервы, они уже работают плохо.

Сегодня область дотационная, и нечего здесь какие-то фантазии выстраивать: мол, мы эту тему 52 раза пообсуждаем, и у нас что-то само добавится в бюджете. Не добавится. Но я всегда говорю: есть две составляющие бюджета - доходная и расходная части. Надо научиться работать с обеими и тем самым получать дополнительные средства.

- Приведите пример.

- Я называю кощунством, а по сути, это должностное преступление, когда ты, образно говоря, за один рубль покупаешь один карандаш, а мог купить два. Даже если взять гипотетически, что деньги городу некуда девать и их можно не задумываясь тратить, специалист все равно должен заниматься расходованием средств так, как в экономике принято. Здесь ничего не надо изобретать - все известно со времен Адама Смита.

Неэкономного мы назовем транжирой...

- Приведите не образный, а реальный пример.

- Вот из последних. Работникам муниципальных учреждений зарплата перечислялась на лицевые счета в Сбербанк. За эту услугу мы платили полтора процента от общей зарплаты. Перешли на карточки - и эти проценты исчезли. Экономия - 700-800 тысяч рублей в год. Для этого не потребовалось ни дополнительных источников, ни мозговых штурмов. Но все ли МО применяют такую схему? Я не имею в виду сельские, где и банкоматов-то нет, а районные, городские? И подобных резервов можно "наковырять" множество. Мы регламентируем закупки, минимизируем налогообложение с учетом структурных изменений и т.д. То есть существует комплекс мер, которые должны применяться в любой структуре, сталкивающейся с финансами. Не применяешь - значит, уже неэффективен. Вот вам один из критериев оценки.

- Хорошо, вот мы узнали, что мэр хоть и не транжирит деньги, но и не ищет резервы...

- Погодите: не ищет резервы - и есть "транжирит". Это важно понимать.

- Хорошо. Транжирит. И что?

- Надо делать выводы. Стоит ли, например, выделять муниципалитету областные или федеральные деньги, если он и свои-то тратить не умеет.

- Мне кажется, та же область скорее даст тому, кто хуже живет. Ведь люди не виноваты, что у них плохой мэр...

- Во-первых, именно люди и виноваты. Мэров у нас до сих пор выбирают. Во-вторых, мы вновь возвращаемся к системе оценок. Если бы они были конкретными, та же область могла бы аргументировать отказ в выделении средств, например, на строительство больницы одному району и выделение этих средств другому. А пока получается так: дают тому, кто настойчивее просит.

- То есть вы за то, чтобы населению честно объясняли: бюджетирование у вас не внедрено, контроллингом администрация не занимается, ваш глава не делает этого и того, потому и денег район в этот раз не получит...

- Да, я за это. И какая, вы думаете, будет реакция у населения? Да люди такого главу на вилах из администрации вынесут. И правильно сделают.

Замотивированные на себя

- Мы - государственная корпорация, или социальная фирма, которая организует предоставление жизненно важных услуг населению. Как люди могут оценить нашу деятельность сегодня? Эмоционально и субъективно. Только ленивый поэтому и не ругает власть. Наверное, есть за что. Но нам тоже хотелось бы знать: за что конкретно? Для этого и нужна действенная система оценки. Ради нее мы занялись внутренним аудитом организационной структуры нашего МО.

- Разве вы чего-то не знаете о себе?

- О себе - знаем. Но мы живем в конкурентном мире. В том числе муниципальные образования. Нам уже приходится конкурировать в образовании, здравоохранении... Но конкурентоспособность не может быть без эффективной власти. Посмотрите, что происходит с тем же образованием. Внедряется новая методика подушевого финансирования. Хорошо учишь - больше детей в школе - больше получишь.

- Но вы же не можете заманить в свои школы детей из другого города...

- Я говорю лишь о том, что конкурентная среда развивается как внутри города, так и между городами. По здравоохранению вы знаете ситуацию с Коряжмой. Знаете, сколько народу ездит лечиться в Котлас. Так ведь они и деньги туда увозят, хотя оборудование у нас не хуже. Но едут к человеку, а не к оборудованию. Значит, нужно либо заставлять своих соответствовать требованиям, которые ставит жизнь, население, или приглашать на работу новых докторов, создавать для них более привлекательные условия...

- В медицине тоже нужны критерии оценок?

- Разумеется! Я понимаю, что всю ее деятельность невозможно отцифровать, но есть и очевидные вещи. Возьмем "скорую помощь". Допустим, появится у нее норматив: пять минут от вызова до приезда. Его легко рассчитать. И пациент должен знать, что максимум через пять минут машина будет возле дома. Шесть минут - значит, муниципальная структура работает неэффективно. И тогда уже врачи не скажут: "мы тут такие убитые, нам нужно помогать". За что? Если ты не отрабатываешь свою зарплату, какой бы маленькой она ни была, какое может быть дополнительное стимулирование из местного бюджета? Надо создать такую систему реально действующих индикаторов, чтобы каждый горожанин при желании смог стать "народным контролером".

- То есть вы считаете, что сами и недорабатываете сейчас, раз не в силах навести порядок с той же "скорой"?

- Считаю. Сегодня у чиновников нет мотивации работать лучше. Но есть конфликт собственных задач и интересов с должностными. Личные задачи осязаемы и измеримы, на их выполнение человек по определению замотивирован, а должностные, муниципальные декларативны, зачастую не персонифицированы к конкретному чиновнику. Но лишь определенные и измеримые показатели могут служить механизмом пусть не побуждающим, а вынуждающим затрачивать силы и время для решения поставленных задач.

Сколько нужно чиновников?

- Вы готовы к тому, что оценивать будут и вас самого?

- Я готов даже к тому, что мэров будут назначать. Идея мне кажется неплохой, если ее не опошлить, конечно, введением "цены портфеля", прямой коррупцией. Должен быть конкурс, в котором кандидату придется доказывать свою профпригодность. Почему на сапожника надо учиться, а мэром, считается, может работать любой?

- Возвращаемся к тому же - критериям. Полагаю, если людям вбить в голову, что лучший управленец - одинокая самостоятельная женщина, уже вырастившая детей, это тоже может стать критерием для отбора.

- Может. Но критерии должны вырабатывать не пиарщики, а специалисты. Вы хоть как доказывайте собственнику, что лучший менеджер - вчерашний электрик, собственник вряд ли доверит ему управление своим имуществом. Мы же, выбирая мэров, не рассматриваем город как свою собственность. Но от того, насколько мэр владеет управленческими и кадровыми методиками, насколько системен, как влияет на удовлетворение спроса населения на услуги, товары, на выстраивание баланса между богатыми и бедными, покупателями и продавцами, работодателями и работниками, - от этого зависит жизнь всех горожан.

- Я знаю, вы и себя не считаете идеальным руководителем. А свою команду? Кстати, много ли у вас чиновников в подчинении?

- А ты знаешь, сколько их должно быть?

- Наверное, это зависит от количества жителей...

- Не зависит. Нас все время обвиняют в раздутии штатов. Но структуры муниципалитетов формируются исходя из бюджетных возможностей и здравого смысла. Нет четких должностных инструкций, хотя чиновник должен понимать суть процесса, в котором участвует, должен понимать правовые взаимоотношения, в которые входит. Его обязанности должны быть в проверяемой форме, чтобы служащий верил оценкам руководителя. А пока мы оцениваем и нас оценивают так - "усугубил" или "улучшил".

Приличной женщине -приличный дом

- Но зачем вам эта головная боль с пилотным проектом? Мне бы не понравилось быть подопытным кроликом...

- Да ты что, Лен! Это будет такое достижение, будто я дополнительно 50 процентов бюджета получил. Проект - это репутация. Не моя - города. Это позиционирование Коряжмы. К тому же (почему я так рад за город), соответствующие критериям будут дополнительно финансироваться. Плюс будет больше свободы. А пока только у недотационных есть некая самостоятельность.

- Вам свобода зачем?

- Мы как раз недотационные и можем определенную сумму - 30 тысяч рублей - потратить, например, на приглашение профессионального консультанта, что и сделали. И не жалеем. Эффект получили. А дотационному району даже эти 30 тысяч свободно потратить проблематично.

Кроме того, это в центре все бурлит и развивается. А нам нужно вписываться в общий процесс. Если Коряжма станет соответствовать для инвесторов критериям эффективности, как вы думаете, это станет дополнительным поводом для того, чтобы рассмотреть наш город для захода денег? Деньги - они же пугливые. Они трусят по жизни. Им подавай стабильность, прогнозируемость развития бизнеса... Для инвесторов нужно создать такие условия, чтобы они сказали: да, нас все устраивает, мы к вам идем.

- Это как порядочную женщину пригласить в порядочный дом...

- Хорошее сравнение.

Вообще это полезно - оценить структуры управления, тенденции и создать научную методику по формированию муниципалитетов, что, надеюсь, и будет сделано на нашей базе. Методику должны положить президенту на стол уже весной.



Правда Севера:
Свежий номер
Архив номеров
Об издании
Контакты
Реклама



Издания Архангельской области:

Правда Северо-Запада
МК в Архангельске




Авангард
АиФ в Архангельске
Архангельск
Архангельская лесная газета
Архангельская субботняя газета
Архангельский епархиальный вестник
Бизнес-класс
Бумажник
Важский край
Ваш личный доктор
Ведомости Поморья
Вельск-инфо
Вельские вести
Вести Архангельской области
Вестник космодрома
Вечерний Котлас
Вечерняя Урдома
Вилегодская газета
Витрина 42х40
Волна
Выбор народа
Горожанин
Голос рабочего
Графоман
Губернский лабиринт
Двина (лит. жур.)
Двиноважье
Двинская правда
Добрый вечер, Архангельск!
Единый Мир
Жизнь за всю неделю
Заря
Звезда
Звездочка
Земляки
Знамя
Знамя труда
Известия НАО
Инфопроспект
Каргополье
Коношские ведомости
Коношский курьер
Корабел
Коряжемский муниципальный вестник
Котласский бумажник
Красноборская газета
Курьер Беломорья
Лесной регион
Лесные новости
Ломоносовец
Маяк
Медик Севера
Мирный град
МК-Север
Моряк Севера
Моряна
Наш темп
Независимый взгляд
Новодвинский рабочий
Нэрм Юн
Онега
Пинежье
Плесецкие новости
Полезная газета Cевера
Поморский курьер
Правда Севера
Пульс города
Российская Газета
Рыбак Севера
Рубежъ
Север
Северный комсомолец
Северная корреспонденция
Северная магистраль
Северная широта
Северный рабочий
СМ. вестник
Смольный Буян
Троицкий проспект
Трудовая Коряжма
У Белого моря
Устьянский край
Устьянские Вести
Холмогорская жизнь
Частная Газета
Защита прав граждан
Вельская неделя