Правда Севера
6 декабря 2006 (233)
Валерий ЩИПУНОВ.
Что будет после ликвидации территориального агентства лесного хозяйства?
тема дня
Неожиданно срочно принятая Госдумой (после моголетних мытарств c обсуждением
законопроекта) и поразительно спешно одобренная Советом Федерации новая редакция
Лесного кодекса начинает воплощаться в жизнь. С 1 января 2007 года по приказу
главы Рослесхоза ликвидируются территориальные агентства лесного хозяйства, в
том числе - по Архангельской области и Ненецкому автономному округу.
Сегодня здесь, в старинном здании на Троицком проспекте в Архангельске, не
утихают телефонные трели: встревоженные лесники из районов области пытаются
узнать как свою дальнейшую судьбу, так и ближайшее будущее всего лесного
хозяйства нашего региона. Из ликвидационного штаба - наше актуальное интервью с
главным лесничим Архангельской области Дмитрием ТРУБИНЫМ.
- Еще совсем недавно глава Рослесхоза господин Рощупкин категорически выступал
против введения в действие новой редакции Лесного кодекса с 1 января 2007 года и
настаивал на переносе этого срока минимум на полгода - в связи с отсутствием
правового механизма передачи федеральных полномочий по управлению лесным
хозяйством и принятием их на региональном уровне. Мол, ситуация, когда "один
сдал, другой не принял" породит хаос в управлении лесным хозяйством. Однако
Рощупкин все же издал приказ, противоречащий его озвученным личным убеждениям.
Где логика?
-Государственный служащий любого ранга обязан подчиняться закону - несмотря на
его личное к нему отношение. Действительно, для того, чтобы новый Лесной кодекс
заработал с самого начала наступающего года, необходимо принять еще достаточно
много нормативно-правовых актов как на федеральном, так и (в развитии их) на
региональном уровне. Поэтому я не разделяю оптимизм Миэконмразвития относительно
того, что с обновлением нормативно-правовой базы можно уложиться в срок до 1
июля. Реальнее будет рассчитывать на год-полтора. Нужен переходный период, в
процессе которого придется обеспечить непрерывность лесопользования,
установленную законом.
-И что для этого делается?
-Во-первых, до 1 января нам надо обеспечить лесорубочными билетами на 2007 год
всех лесопользователей - арендаторов, бюджетные организации, местное население,
сами лесхозы (по рубкам ухода). На весь год. Сегодня это - главная наша задача.
Если справимся с ней, то, я надеюсь, лесное хозяйство Архангельской области,
лесопромышленные предприятия достаточно мягко переживут вхождение в реформу. Но
у каждого лесопользователя при этом должен быть на руках план рубок,
согласованные лесоотводы. На это требуется время, и некоторые задержки с
подготовкой документов возможны. Но надо успевать.
Вторая задача - в течение наступающего года завершить реструктуризацию
управления лесным хозяйством. Кто будет исполнять функции Рослесхоза на
федеральном уровне, откуда будут исходить нормативные документы - нам пока
неизвестно.
-А какая перспектива вырисовывается на уровне региональном?
-В области будет создан специальный уполномоченный орган по реализации
переданных федеральных полномочий в сфере управления лесным хозяйством. Есть
разные варианты его конструирования. Мы, в частности, предлагаем на исполнение
этой роли наше территориальное агентство - под другим названием. Возможно и
создание при администрации области нового департамента или какой-то новой
структуры. Поживем - увидим, что получится...
-Что будет с лесхозами, лесничествами?
-Их реформирование пройдет в два этапа. Первый уже определен и документально
прописан. До 30 декабря текущего года лесхозы перерегистрируются из федеральных
государственных учреждений в госудаственные учреждения администрации
Архангельской области. То есть произойдет смена собственника. Одновременно
произойдет и передача имущественных комплексов новой управляющей структуре.
Процедура, конечно, канительная, но неизбежная. Мы к ней серьезно готовимся.
На базе каждого лесхоза (но уже регионального подчинения) будут сформированы
лесничества со штатом государственных лесных инспекторов. Лесничества создаются
как орган управления с финансированием из субвенций федерального бюджета.
Реформа направлена на то, чтобы система лесоуправления стала мобильнее и дешевле
для государства.
Гораздо сложнее определиться с непосредственно лесохозяйственными делами - при
формировании лесничеств их надо вычленять. С этой целью параллельно с
образованием лесничеств будут созданы лесохозяйственные коммерческие
предприятия. Арендаторы лесного фонда, начиная с 2008 года, также могут получать
государственные заказы на производство лесохозяйственных работ - через конкурсы.
В существовавшей системе было все взаимосвязано, при том работы носят сезонный
характер: подготовка семенного фонда, лесопосадки, охрана лесов от пожаров и их
тушение, освидетельствование лесосек...
Многофункциональность лесхозов и лесничеств складывалась исторически. А теперь
эти работы должны быть разделены.
|