Правда Севера
9 декабря 2006 (236)
Ирина СОКОЛОВА
Пряничные храмы Татьяны Онучиной
Несколько дней назад 22-главый храм Преображения Господня, что на острове Кижи,
обрел брата-близнеца. Младшенький появился в Архангельске, он, как и
родственник, сделан без единого гвоздика. Но вовсе не из дерева! Для
"строительства" народный мастер Татьяна Онучина использовала... муку, воду и
сахар!
Пряниками Татьяна Алексеевна заинтересовалась еще в 80-е годы, когда работала в
бюро путешествий и экскурсий. А к практике перешла совершенно случайно: подружка
зазвала на выставку, которая сильно поразила - чего только, оказывается, не
делают из теста! Подстегнула к кулинарному творчеству и неудачная покупка козуль
к новогоднему столу - вместо качественного товара попалась тогда настоящая
туфта. Итог? Этой зимой народный мастер отмечает своеобразный юбилей - 20 лет,
как впервые замесила тесто!
Пряничное хобби подвигло Татьяну Алексеевну к составлению "Хлебного месяцеслова"
- книжки, в которой она рассказала о главных праздниках, на которые пеклось
северное обрядовое печенье. И окончание этой большой работы мастерице захотелось
отметить тоже по-настоящему - сделать несколько больших пряничных композиций!
"Участников" сюжета "Вербное воскресенье в Кимже" - а здесь были и две
знаменитые старинные церкви, и мужичок, везущий на санях для освящения огромное
яйцо, и деревья с сахарным инеем - развезли буквально по всему миру.
Так, один храм "переехал" в Норвегию, в комнату супруги тамошнего министра
культуры. Другое съедобное произведение искусства приобрел молодой англичанин -
для любимой девушки. Пряничный подарок ведь и впрямь универсальный: хочешь -
сразу съедай, хочешь - любуйся, как на сувенир. Не испортится полгода, а то и
больше! Главное - не подпускать солнце, беспощадно обесцвечивающее глазурь.
Потом появилась съедобная картинка под названием "Московский Покров". А вот Кижи
даже мастеру дались не сразу:
- Два раза бралась за собор, но бросала: купола из безе никак не получались.
Надо было осваивать сахар!
К счастью, сладость наконец поддалась - Татьяна Алексеевна научилась делать
сладкие полые фигурки при помощи глиняного основания из "запчастей", соединенных
невидимым "приторным" швом. На это понадобилось без малого пять лет. Всего же от
мысленной архитектурной разработки кижской церкви до установки последнего
"бревна" из муки прошел немалый срок - целых пятнадцать лет!
Последние 28 дней Татьяна Онучина работала почти круглосуточно: "Немного посплю,
поем - и снова вперед!" Муж тоже помогал - "искусствоведческими советами".
Рассказывать о самом процессе строительства, как признается пряница (так в
старину звали женщин, пекущих пряники), смысла нет - его прочувствовать надо!
Садишься рядышком с мастером и повторяешь все его движения...
Спасо-Преображенская церковь вышла на славу - почти 12 кило весу и 65
сантиметров высоты. Сахарные и мучные затраты Татьяна Алексеевна подсчитывала в
переводе на традиционные, маленькие козули. Так вот, из "храма" их вышло бы
никак не меньше пятисот (!) штук.
Купола пряничного храма с Кижей покрыты настоящим сусальным золотом, которое,
кстати, без вреда для здоровья можно отправлять в желудок. А вот крестики сверху
Татьяна Алексеевна не сделала принципиально - этот священный атрибут есть никак
нельзя!
Тесто в рецепте пряника-храма не простое - фирменное. Но секрет своей фирмы
Татьяна Алексеевна раскрывать не спешит. В открытом доступе - лишь основная
"козульная" информация:
- Тесто для настоящих козуль всегда из обыкновенной ржаной муки не высшего сорта
делается. В нем всего в меру - сладостей, специй... И не должно быть "жженки"!
Вчера пряничный храм Татьяны Онучиной стал одним из экспонатов предновогодней
выставки в Архангельском музее изобразительных искусств, что на площади Ленина,
2. Этот шедевр стоит увидеть!
Фото Владимира Тормосова.
|